Истинно-православные христиане вступают в Рождественский пост

В этом году начало 40-дневнего Рождественского поста, предшествующего величайшему дню Рождества Христова, приходится на воскресенье, 15/28 ноября. Накануне, 14/27 ноября, в день заговенья на пост, Православной Церковью отмечается память святого апостола Филиппа, поэтому в среде простого народа этот пост именовался еще и Филипповским, или «Филипповками».

В письменных источниках церковного Предания Рождественский пост упоминается с IV века, но считается, что на практике он установился еще раньше, во II-III веках по Рождестве Христовом. Первоначально Рождественский пост длился всего семь дней, однако в XII веке, по решению Собора при Патриархе Константинопольском Луке и императоре Мануиле, он стал сорокадневным, уподобляясь Святой Четыредесятнице (основная часть Великого поста). 

С точки зрения устава о трапезе Рождественский пост в целом не считается строгим и подобен Петрову посту. Рождественский пост делится на три части. В течение первой его части, от начала и до праздника св. Николая (6/19 декабря), по понедельникам, средам и пятницам устав предписывает сухоядение (вкушение хлеба и термически не обработанной пищи, то есть невареной, без масла); по вторникам и четвергам — вкушение вареной пищи с растительным маслом; по субботам и воскресеньям — помимо вареной пищи с маслом разрешаются рыба и вино. Некоторые русские уставы (например, Соловецкий) допускают в эту часть поста вкушение рыбы также по вторникам и четвергам. В течение второй части поста, с 7/20 декабря по 19 декабря / 1 января, рыба и вино в будние дни полностью исключаются. В последний период этот поста, дни предпразднства Рождества Христова, с 20 декабря (2 января) по 23 декабря (5 января) установлено суходядение, но если на этот период выпадают суббота или воскресенье, то в эти дни разрешаются вино и елей (без рыбы). В Рождественский сочельник, 24 декабря / 6 января, устав дозволяет после отпуста вечерни (соединенной с литургией) горячую пищу с растительным маслом, но в славянской и, в частности, русской традиции утвердилось вкушение сочива (колива) — сладкой каши из пшеничной крупы. С поздним временем предрождественской трапезы связана народная присказка «До первой звезды нельзя».

На Рождественский пост приходятся дни памяти многих ветхозаветных пророков, предсказавших Воплощение Сына Божия: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков, а также в ряд иных дней: Устав предписывает петь «Аллилуйя» и совершать поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина, как и в Великий пост. Однако на практике в приходских храмах служба совершается не по великопостному чину.

«Пост и воздержание, — наставляет св. Григорий Палама, — умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо — чистое и как бы безоблачное, — очищая ее от паров, происходящих от множества еды, и от мрака, как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется, как говорит Апостол (2 Кор. 4:16). Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкого ума; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он по необходимости и ум делает тонким. Таким образом, благодаря этому совершается все прекрасное и хорошее. Пост и воздержание — это двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир»».

Поздравляем наших благочестивых читателей с началом святых дней поста, приближающих нас к Царству Небесному и встрече на земле Воплощенного Бога — Господа нашего Иисуса Христа! Призываем в дни Рождественского поста усерднее посещать храм Божий и участвовать в церковных Таинствах.