Выступления и впечатления. Военный журналист Николай Стародымов излагает услышанное на презентации книги «С Богом!»

Продолжаем цикл публикаций о презентации книги Вячеслава Макеева «С Богом!» — о жизненном пути Святейшего Серафима, Митрополита Московского и Всероссийского. Основной репортаж нашего сайта об этом событии размещен ЗДЕСЬ…

Начну со своего [Николая Стародымова] выступления. Причина, думаю, очевидна: для меня главное – поделиться своим, а там как получится.

Мне предоставили слово уже ближе к завершению встречи. У такой ситуации имеется один немалый минус: из заблаговременно продуманного выступления приходится срочно выбрасывать мысли и темы, о которых уже сказали другие. Ну а плюс состоит в том, что и внимание, соответственно, акцентируешь на вопросах, не затронутых предыдущими выступавшими… Если, конечно, не возникнет желание с кем-то поспорить…

Но это уже – тема для особого разговора.

Итак, я заговорил вот о чём.

Прежде всего, напомнил собравшимся о том, что встреча проходила в день, когда в стране праздновали День Неизвестного Солдата. Неизвестные солдаты – извечная трагедия любой войны. Война – это и без того квинтэссенция человеческой мерзости. А тут еще – находят останки воина, а кем он был при жизни – неведомо… И хоронят их в братских могилах – среди таких же злосчастных собратьев по неопознанности. Говорят, Господь знает их имена; но хотелось бы, чтобы и люди не забывали.

На днях показывали сюжет из Мурманской области: похоронили сто неопознанных тел, которых нашли поисковики, и имя только одного удалось установить. А вспомнить страшные холодильники совсем уж недавнего времени, и Богородское кладбище неопознанных…

Сколько на протяжении веков ратников осталось неопознанными!.. Историки-исследователи как раз и стараются сделать так, чтобы этих имён оставалось как можно меньше.

И второй праздник пришёлся на тот день – День Памяти богатыря Святогора. Святогор – самый загадочный былинный богатырь нашего славянского исконного фольклора. Вести речь о романе, описывающем события ХХ столетия без упоминания его – можно запросто, а вот погружаться во глубь столетий, и проигнорировать Святогора… Именно с него пошли русские богатыри.

После этой преамбулы я вернулся к роману Вячеслава Макеева.

Я говорил о том, что мы, люди сегодняшнего дня, являемся потомками и наследниками предков. Историю можно трактовать как угодно, но гордиться ею – наша священная обязанность. Обязанность не директивная, а это чувство гордости должно произрастать изнутри, оно должно воспитываться в детворе с пелёнок. Мы проживаем в великой державе, потому что её создали наши предки! Забудешь об этом, утратишь связь с предками – и грош тебе цена…

Я говорил, что учебник может рассказать о событиях, но он не воспитает ту же гордость за своё Отечество. Учебники обогащают ум – душу воспитывают искусство, культура… Кино и книги, сказки и песни. Человек, читающий хорошие исторические произведения, не может не проникнуться гордостью за деяния, совершаемые его героями. Соответственно, читая о героических деяниях наших предков, мы наследуем их отношение к защите Отечества.

Привёл я пример из своей биографии. Рассказал о том, какой эффект взорвавшейся интеллектуальной и нравственной бомбы произвела на нас, офицеров далёкого гарнизона, книга Владимира Чивилихина «Память».

Это сегодня в распоряжении каждого из нас – необъятные пласты информации. Мы сегодня легко и просто можем заполучить доступ к оцифрованным документам, где бы они ни находились, в какой бы библиотеке какой бы страны ни пожелали. У нас есть автоматические переводчики, интернет-карты, возможность найти единомышленников по всему миру… В конце концов, мы можем выехать за границу и побывать в ранее недоступных странах Западного мира! (Вполне понятно, что пандемию я сейчас в счёт не принимаю – не о ней речь).

А каково было работать над романом Чивилихину в далёких 70-х годах?.. Я об этом писал, и не хочу повторяться.

Именно Владимир Чивилихин, имя которого всё больше оттесняют исследователи новейшего времени, открыл для миллионов и миллионов советских людей истину, что история Отечества, история русского народа, история славян не такая куцая и примитивная, как нам преподавали в школе. Именно Чивилихин первым доказывал славянское происхождение Рюрика, именно Чивилихин первым поднял вопрос о славянском происхождении многих названий германских городов, именно Чивилихин поднял вопрос о том, что славянство имеет значительно больший возраст, чем считалось на тот момент.

Да-да, предвижу скепсис: об этом учёные говорили и раньше. Не спорю. Однако именно благодаря великому роману «Память» об этом узнали все мы – люди, которые искренне любили свою РОДину, свой наРОД, и свой РОД.

Вячеслав Макеев – достойный продолжатель дела Владимира Чивилихина.

Вот главная мысль, которую я провёл в своём выступлении.

***

Каждому человеку, который хотя бы изредка принимает участие в мероприятиях, подобных тому, о котором идёт речь, непременно доводилось становиться свидетелем такого эпизода. Человек выступает, пытается донести до собравшихся какую-то мысль… И тут кто-то из слушателей выдаёт избитую фразу, банальность, мысль, настолько истрёпанную бесконечными упоминаниями, что и в смысл её уже никто не вдумывается… После чего приходится оратору прерываться и разъяснять, что он имел в виду нечто совершенно иное.

По мне, так правильнее всё же сначала дослушать человека, а потом уже либо дополнить его, либо опровергать сколько заблагорассудится…

После этой преамбулы продолжу.

Когда я выступал, попытался сравнить судьбу рода Мотовиловых с нитью, вплетённую…

— Красной нитью! – подсказал мне один из присутствовавших.

Да нет, братец мой, как раз не красной, и вообще этот образ – красной нити – относится совершенно к другому категорийному понятию. А её нынче вплетают абы куда, не задумываясь об изначальном смысле.

Понимаю, что для большинства читателей моё разъяснение откровением не станет, но коль речь зашла, то и не остановиться было бы неправильно. Красная нить вплеталась в морской канат, производимый некоей британской фабрикой, дорожившей своей репутацией, и служила гарантией качества продукта.

В моём представлении, историю народа, в нашем случае – славянства, правильнее представлять не в виде каната, а полотна. И в этом полотне каждая ниточка – это и есть род. Есть среди них и красные, есть и золотые, есть и гнилые-чёрные – не без того… Но в абсолютном большинстве – они просто полотняные нити: джутовые, льняные, конопляные, крапивные…

Нет среди них схожих, все разные, какие-то ветвятся, какие-то обрываются… Но это можно разглядеть только если всматриваться в каждое волоконце отдельно. Этим занимается беллетристика, художественная литература, ну ладно, пусть документальная… Но в целом история рассматривает именно цельное полотно, лишь изредка акцентируя внимание на отдельных ниточках-родах или персоналиях.

Так вот, на мой взгляд, роман-эпопея Вячеслава Макеева – это как раз об одной родовой ниточке, вплетённой в историческое полотно всего славянского мира. В этом – ценность произведения.

***

Человек Родине служил, а Родина вдруг кончилась!..

Эту мысль озвучил один из выступавших.

Очень хорошо сказано, образно и ёмко. Сколько нас, таких служивших, оказались вдруг в ситуации, когда «Родина кончилась»!..

***

Интересные рассуждения о значении книги в нашей жизни прозвучали на мероприятии.

Выступавший заметил, что главный признак успешности книги – это если её обсуждают. Я бы добавил: если её рекомендуют прочитать человеку, который, по мнению советчика, сможет её оценить. То есть, возвращаясь к точке зрения выступавшего, с которым со временем можно будет и в самом деле её обсудить.

Сейчас мир всё больше погружается в интернет. В котором всё больше скапливается мерзости.

В этих условиях хорошая книга – это глоток чистоты. Человек, читающий хорошую литературу, становится чище душой, и меньше склонен к совершению недостойных поступков.

Так считал выступавший. В это же хочется верить и мне.

***

Ещё один из выступавших высветил обсуждаемую книгу с неожиданного для меня угла. Если я правильно понял его мысль, она сформировалась так. Поскольку художественное произведение не абсолютно адекватно отображает исторические события, его следует относить к жанру т.н. «альтернативной истории».

Что тут скажешь?.. С точки зрения махровой схоластики, так вроде и верно; а с точки зрения диалектики?..

Например, никто не знает, где находился и что делал Дмитрий Иванович, когда шла лютая сеча на Куликовом поле; автор обсуждавшегося романа предложил свою версию.

На мой взгляд, если тот или иной описанный эпизод не противоречит реальному ходу истории, то его следует рассматривать как художественное домысливание ситуации; а вот если вступает в противоречие с реальностью – вот тут можно вести речь об альтернативном взгляде на прошлое.

И ещё тот же оратор обронил вскользь: мол, в произведении сквозит мировоззрение автора.

А как же иначе, друг ситный?.. Любое произведение создаёт, рождает конкретный человек, наделённый своими представлениями о том, что было, как было, и должно было быть. Человек по своей сути наделён комплектом мыслей, чувств, представлений о действительности. Любой человек, а уж творческий – тем паче!

Я могу с чем-то в романе не соглашаться; но это вовсе не значит, что автор заблуждается, а я являюсь носителем истины. В случае несогласия мне следует сесть и написать аналогичное произведение в том мировоззренческом ключе, как я вижу те события. Только так должны вестись споры между литераторами на тему «А что есть истина».

***

Зашла речь и о 90-х годах. По мнению Владыки Серафима, испытания того кошмарного периода нашему народу давались, чтобы встряхнуть его, чтобы растормошить… А то успокоились мы, замшели…

Не знаю, я как-то на ход исторического процесса смотрю более материалистически, что ли. Убивать нацию ради того, чтобы её встряхнуть – как-то не по-божески, на мой взгляд. А то, что русская нация вряд ли выживет, у меня как-то сомнений остаётся всё меньше.

Но речь сейчас не о том. Мы ведь о литературе…

Только благодаря книгам, хорошим и правдивым, подобным предложенной тетралогии, потомки смогут понять нас, оценить наши поступки, проникнуться осознанием действительности, в которой нам выпало жить.

***

А вот дальше произошёл обмен репликами, подобный тому, с чего начиналась данная подборка. Когда кто-то бросил реплику, которая искажала суть сентенции, которую озвучил оратор.

Владыка Серафим сказал примерно так. Самое главное в книге, на его взгляд, заключается в том, что лозунгом нашего поколения, пережившего 90-е, стал девиз: «Встань и иди!»…

— И мы сделали главное: встали и пошли…

— Дорогу осилит идущий! – тут же встрял один из гостей.

Признаться, я ощутил досаду на него. Ну чего ты высовываешься, если не понял главного!..

Ведь не о том речь!.. Ключевое понятие тут «встать», а не «идти». Понятно, что дорогу лежачь-камень не осилит. Но идти ведь можно просто механически переставляя ноги, как в известной максиме Конфуция.

А вот когда государство, которому ты служил, рухнуло, когда система ценностей, в которой ты взрос, рассыпалась, когда вся действительность повернулась к тебе своей изнанкой, провозгласив, что именно этот подскор теперь являет истину…

Все мы, люди Страны Советов, оказались поверженными событиями второй половины 1991 года, оказались перед выбором в октябре 1993-го…

Все сделали тогда свой выбор, или же за кого-то сделали выбор объективные обстоятельства.

Но конкретно те, кто собрался на презентацию к Вячеславу Макееву, кто обсуждал предложенную автором книгу, смогли пережить те суровые времена… Сумели подняться, и идти – несмотря на объективные неблагоприятные обстоятельства.

Владыка Серафим говорил о том, что каким бы прекрасным ни было вчера – это было вчера. Главное предназначение человека, по которому он оценивается, что он делает для будущего, для завтра.

Российская держава, историю которой в своей эпопее описал Вячеслав Макеев, реально проходит через каждого из нас; каждый из нас является её неотъемлемой частью. Кто считает иначе – уезжает; но кто остаётся, те и сливаются воедино в истинно русскую державу.

Ну а завершил митрополит свою речь словами, которые, наверное, следовало бы использовать в качестве девиза всем решившим себя посвятить служению Христу и христианам:

— Я пришёл в Православие, чтобы наша Держава цвела всегда, и чтобы люди в ней были счастливы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *