Епископ Игнатий (Душеин). ИСКУШЕНИЯ В ПУСТЫНИ. Каких «эффективных» методов гнушается Христос?

Есть заповеди Христа, которые Он произнес словом: Любить Бога больше всего, что есть у нас в жизни; Любить ближнего, как себя; Любить врагов и благословлять ненавидящих; Помнить, что Бог отнесется к нам по той же мерке, по какой мы отнеслись к ближним. Это мы знаем.

Но есть не менее важные заповеди. Они имеют особое значение. Эти заповеди – ответы Христа искусителю. Своими предложениями сатана выдал свои тайны, а Христос Своими ответами показал, каких именно методов Он гнушается.

Для начала: зачем сатане вообще нужны люди? Что за маниакальная жажда делать им зло и губить? Откуда это у падшего духа?

Бытие ангельских существ, как и людей, не предполагает автономии. Все разумные твари созданы для того, чтобы быть причастниками Божественной жизни. Отрыв от этой жизни влечет за собой сбой: смену всех жизненных приоритетов. Человек превращается в животное – то есть его животная составляющая начинает доминировать над более высокими сферами его сложного состава. Ангельское существо, сбитое с правильной цели своего бытия, становится как бы своей векторной противоположностью – у него все как у правильного ангела, но устремлено в другую сторону. Если жизнь ангела – служение Богу, славословие Бога и забота о других Его творениях, то жизнь демона – отвращение от Бога, богохульство и погубление Его творения.

Вечная вражда с Богом падших ангелов выливается в их вечную войну с Его высшим творением – человеком, так как до Самого Бога достать они не могут. Естественно, что и все предложения падшего духа могут иметь только одну цель – погубить. Но, понимая, что напрямую подобные предложения никогда не будут приняты, сатана скрывает свое зло под личиной блага. И, конечно же, эти три предложения Господу в пустыне звучат как самые что ни на есть благие: Накорми, прежде чем учить! Убеди Своим могуществом Тебя слушать! Заставь их быть хорошими!

Мы должны всегда помнить эти три ловушки и, соответственно, три заповеди:

  1. Не дай себя купить.
  2. Не дай себя обмануть.
  3. Не дай себя запугать.

На этих трех приемах сатаны, как на легендарных китах, держащих землю, стоит весь падший мир. Именно в них – сила и власть сатаны. Старо, но работает.

Итак, первоене дай себя купить. Хлеб – это не просто еда, это универсальный эквивалент комфорта. Сатана предлагает Христу купить людей за сытую жизнь. Примитивное, но очень результативное средство. Действует безотказно на 95 % популяции. Страх остаться без кормушки – это не страх смерти. Это страх лишиться стабильности, утратить комфорт.

Множество людей ради сытости и денег идут на преступления, врут и предают. Искуситель говорит: «Если ты не соврешь – тебя уволят. Ты потеряешь источник пропитания, а у тебя же дети! Ты сам не умрешь с голоду, но что будет кушать семья? К тому же, не соврешь ты – соврут другие. И вообще – все врут». Кстати, последний аргумент: мол, все так делают – исключительно сатанинский. Он предполагает отказ от самостоятельности и ответственности, по сути – духовное самоуничтожение.

Как противостоять этому?
1. Нужно помнить об ответственности за свои дела, а другие пусть делают что хотят.
2. Нужно быть заранее готовым что-то потерять ради своего спасения. Без этого, скорее всего, никто не обойдется.
3. Нужно полагаться на Бога в своей жизни.

Христос не приманивает человека едой, Ему отвратительна продажность. Вспомним, кто самый отталкивающий персонаж Евангельской истории? Не блудница (проститутка) и не разбойник (бандит), не лицемер от религии (фарисей), не струсивший ученик (Петр), не неправедный судья (Пилат), и даже не царь-маньяк (Ирод), а тот, кто решил продаться (Иуда).

Не проси у мира сего хлеба, не ищи сытого места любой ценой. Бог питает всю вселенную — пропитает и тебя.

Второене дай себя обмануть. Этот прием сатаны можно назвать одним словом: манипуляция. И тут у падшего духа простор для импровизации. Христу сатана предлагал спектакль с прыжком с высоты, для демонстрации могущества. Кому-то он предлагает мифологию, взывающую к национальной гордыне или к другим стадным чувствам. Кому-нибудь — что-то еще. Как в видении святого Макария – у сатаны для каждого припасено угощение по его вкусу.

Но цель всех таких угощений одна: подавление воли людей. В идеале — превращение личностей в толпу, которой можно легко управлять. Сегодня технологии социальной инженерии позволяют манипулировать 90 % населения как угодно: нагнетать массовый психоз на пустом месте, генерировать ненависть, нетерпимость, страх. СМИ, в зависимости от заказа, легко формируют любое общественное мнение. Из «серой мышки» за месяц пропаганда делает кумира миллионов. И, напротив: того, кто мешает, втаптывают в грязь одним лживым словом. Теперь профессиональное вранье – целая отрасль, вроде театра или кино. Как сказал современный поэт об одном раскрученном пропагандисте:

И когда гопота

распинает Христа

он объяснит, отчего Христос враг

Персонаж известного фильма говаривал: «Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе». По большому счету, верить можно только Богу и Святым. Иногда — своему сердцу, если искренне молишься. Все остальное может подвести. Ни в коем случае нельзя верить тому, что готовится для большинства, для массы. Большинству никогда не говорят правды. Уметь слушать пропаганду и не пропитываться ею – искусство, которым не просто овладеть. Безопаснее пропаганду вовсе не слушать. Игнорировать.

Христос не манипулирует человеком и не обращается к толпе. Его голос всегда направлен к личности, и Он всегда говорит правду.

Третье: не дай себя запугать. Это для тех, кто не купился на первые две приманки: не продался и не обманулся, то есть для тех, кто не захотел «по-хорошему». Сатана предложил Христу власть над племенами и народами. Власть по определению — принуждение и насилие.

Он как бы говорит: «Принуди их к правильной вере и правильной жизни! Заставь их быть хорошими! Разве это плохо?» И ведь действительно, не об этом ли мечтали и многие церковные деятели по монастырям и келиям? Сколько раз из уст самых благонамеренных жрецов раздавалось: «Кесарь! Князь! Царь! Император! Вождь! Генсек! Президент! Защити наши оскорбленные чувства! Примени силушку к нечестивцам!»

А Христос отказался от этого пути еще в Эдеме. Он выпустил Адама и жену на свободу искушений с заповедью, но без конвоя. Не хочет Он силой. Не нужны Ему праведники по принуждению, нужны только добровольцы.

В чем обман этого заманчивого пути принуждения? Если человека принуждают к правильной жизни, то это уже значит, что такая жизнь – неправильная. Даже если она внешне вся насквозь христианская, принуждение ее делает антихристианской. Антихристовой.

Принуждение в вопросах веры и нравственности – всегда орудие врага. И если сегодня ты видишь, что власть карает кого-то за «не ту» веру или за «оскорбление чувств», не радуйся: завтра «не таким» верующим или «оскорбителем» чьих-то чувств непременно окажешься ты. Но не бойся властей века сего — Бог все равно сильнее.