Великий Четверг. Воспоминания Тайной Вечери.

Богослужения Великого Четверга начинаются утреней, которая, так уж сложилось в Русской Церкви, совершается накануне вечером. Это очень тихая и печально-торжественная служба. Тон ей и всему дню задает тропарь (поется он на ту же мелодию, что и три предыдущих дня пелся тропарь «Се, Жених…»):

Четверг — ключевой день Страстной седмицы, последний перед арестом Спасителя. События в Храме и проповеди последней недели поколебали веру не только окружавшего Его народа, но и некоторых учеников, ожидавших от Спасителя, что тот выступит как революционер и земной правитель. Среди таковых был и Иуда, решившийся на предательство…

В Великий Четверг совершилось то, что теперь совершается каждый день на протяжении вот уже двух тысяч лет в Церкви Христовой: Тайная вечеря, последняя трапеза Господня с учениками перед Его страданиями и смертью… В Таинстве Евхаристии мы соединяемся со Христом.

Великий четверг, именуемый на Руси также чистым, посвящается воспоминанию Тайной Вечери, на которой Спаситель омыл ноги ученикам, показав пример братской любви и смирения. По традиции в четверг принято готовить пасхальные куличи.

В кафедральных соборах и крупных монастырях после Литургии Великого Четверга совершается Чин Умовения ног – когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

В Синодальном храме города Москвы прошло торжественное Богослужение Великого Четверга. Богослужение возглавил Предстоятель Церкви Святейший Митрополит Московский и Всероссийский Серафим. Его святейшеству сослужили: митрополит Владимирский и Орехово-Зуевский Викентий, управляющий делами Церкви; архиепископ Красногорский и Истринский Сергий; настоятель храма архимандрит Трифон; клирик Владимирской епархии архимандрит Алексий; клирик Красногорской епархии протоиерей Илья и Синодальный дьякон Максим.

Чин омовения ног – древнее богослужебное последование, совершаемое в Страстной Четверг. Архипастырь, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги двенадцати священнослужителям, в знак смирения и служения народу Божию.

При пении тропаря Великого Четверга «Егда славнии ученицы» Святейший митрополит Серафим и священники вышли из алтаря на кафедру, где воссели на приготовленные места.

При чтении евангельского зачала из Евангелия от Иоанна, повествующего об умовении ног Спасителя Своим ученикам, архипастырь снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагию, крест и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Последний священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от омовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти…»

После омовения ног Предстоятель облачился в снятые прежде священные одежды и прочитал заключительную молитву.

За богослужением пел хор Синодального храма под руководством регента — монахини Павлы.