• О Церкви.
  • Народ Божий.
  • Епископат.
  • Миряне.
  • Всеобщее призвание к святости в Церкви.
  • Монашествующие.
  • Эсхатологический характер Церкви странствующей и единство Ее с Церковью Небесной.
  • Богослужение.
  • О разделении Церквей.
  • Об отношении к иным христианским Церквам.
  • О задачах Церкви в современном мире.
  • Священное Писание в жизни Церкви.
  • Епископы и Церковь.
  • Призвание к священству в Церкви.
  • Пресвитерство в миссии Церкви.
  • Обновление монашеской жизни.
  • Призвание мирян к апостольству.
  • Благотворительная деятельность.
  • Церковные общины, семья, молодежь.
  • О сотрудничестве с другими христианами и с нехристианами.
  • Тесная связь Церкви со всей семьей народов.
  • Об уважении и любви к инакомыслящим.
  • Служение Церкви в современном мире.
  • О браке и семье в современном мире.
  • Экономическое развитие на службе человеку.
  • Политическое общество и Церковь.
  • Участие христиан в международных учреждениях.
  • О диалоге между всеми людьми.
  • Отношение Церкви к нехристианским религиям.
  • Всеобщее братство, исключающее всякую дискриминацию.
  • Свобода Церкви.
  • Христианское воспитание.
  • Миссионерская деятельность («канонические территории»).

О Церкви. Церковь есть во Христе некое таинство или знамение и орудие глубочайшего единения с Богом и единства всего человеческого рода. Она желает, следуя учению предыдущих Соборов, изложить точнее своим верным и всему миру сущность и свое вселенское посланничество. Условия настоящего времени ставят перед служением Церкви неотложную задачу, а именно, чтобы все люди, ныне теснее сплоченные многообразными общественными, техническими и культурными узами, осуществили и полное единение во Христе.
Христос – Свет народам, поэтому Священный Собор, собранный в Духе Святом, горячо желает возвещая Евангелия всей твари (Мк.16,15), просветить всех людей светом Христовым, сияющим на лике Церкви. Верующих Христос призвал в Святую Церковь, Которая прообразно возвещенная уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Израильского и в Ветхом Завете, в эти времена последние основанная, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце веков. И тогда, как мы читаем у Святых Отцев, все праведные начиная от Адама, «от Авеля праведного до последнего избранного», будут собранны у Отца во Вселенской Церкви.
Церковь или Царство Христово, уже существующее как тайна, видимо возрастает в мире силою Божией. И начало это и возрастание знаменуются кровью и водою, исходящими из пронзенного бока распятого Иисуса, и предвозвещаются словами Господа о смерти Своей на кресте «И Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Все люди призываются к единению со Христом, Который есть Свет миру, из Которого мы происходим, Которым живем и к Которому стремимся. Силою Евангелия Дух Христов сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет Ее и ведет к совершенному сочетанию с Ее Женихом. Ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: «Прииди!» (Откр. 22,17).
Таким образом, Вселенская Церковь является как бы народом, собранным в единстве Отца и Сына, и Духа Святого.
Но пока Церковь странствует на земле в удалении от Господа (2Кор. 5,6), Она чувствует себя изгнанницей, что и побуждает Ее искать и любить Горнее, где Христос сидит по правую сторону Бога, где жизнь Церкви сокрыта со Христом в Боге, пока Она не явится во славе с Женихом своим (Кол.3, 1-4).
Дарованием Духа Своего Христос составил таинственно из братьев Своих, призванных из всех народов, Свое Тело. В преломлении Евхаристического Хлеба мы приобщаемся действительно Телу Господа и возвышаемся до общения с Ним и друг с другом. «Так как Хлеб один, то и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10,17). Итак, мы становимся членами этого Тела (1Кор.12,27), «а каждый в отдельности мы – члены друг другу» (Рим.12,5).
Совершая свое странствование на земле и следуя по Его стопам в скорбях и гонениях, мы соучастники в Его страданиях, как тело с Главой, страдая с Ним, чтобы быть прославленными с Ним (Рим.8,17).
Это и есть единственная Церковь Христова, Которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, Которую Спаситель наш, по воскресении Своем вверил апостолам Ее распространение и управление (Мф.28,18), и навсегда воздвиг Ее как «столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).
Церковь для исполнения своей миссии нуждается в человеческих средствах, воздвигнута не для искания земной славы, но для того чтобы также и своим примером проповедовать смирение и самоотвержение. Тогда как Христос «святой, непричастный злу, непорочный» (Евр.7,26), «не знал греха» (2Кор.5,21), а пришел только «для умилостивления за грехи народа» (Евр.2,17), Церковь, включающая в лоне своем грешников одновременно и святая, и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления.
«Церковь совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих, возвещая крест и смерть Господа, «доколе Он приидет» (1Кор.11,26). Она укрепляется силой воскресшего Господа, дабы в терпении и любви преодолевать свои горести и трудности, как внутренние так и внешние, и являть в этом мире со всей верностью, хотя и покрытую еще тенью, тайну Господа, пока Она в конце времен не явится в полном свете.
Народ Божий. Во всякое время и во всяком народе боящийся Бога и делающий правду приятен Ему (Деян.10,35). Но Бог соблаговолил освящать и спасать людей не по отдельности, без взаимной связи, а соделать их народом, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему одному.
«Вот приходят дни, говорит Господь, и заключу с домом Израиля и с домом Иуды завет новый... вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу их, и буду им Богом, и они будут Моим народом... потому что все будут знать Меня от малого до великого среди них, говорит Господь» (Иер.31,31-34). Верующие во Христа возрождены не от тленного семени, но от нетленного чрез слово Бога живого (1Петр1,23), не от плоти но от воды и Духа Святого (Ин.3,5-6) и, наконец, образуют «род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел... некогда не народ, теперь же народ Божий» (1Петр2,9-10).
Назначение Его – Царство Божие, начатое Самим Богом на земле, все шире распространяемое, до полного завершения Им в конце веков, «когда явится Христос, Жизнь ваша» (Кол.3,4), и «сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» (Рим.8,21). Поэтому этот мессианский Народ, хотя он ныне не включает еще всех людей и иногда кажется малым стадом, все же является для всего человеческого рода крепчайшим зачатком единства, надежды и спасения. Он поставлен Христом для общения в жизни, любви и истине, взят Им как орудие избавления всех и послан всему миру как свет миру и соль земли (Мф.513-16)
Общее священство верных и священство служебно – иерархическое, хотя и разнится по существу, а не только по степени, все-таки предназначены друг другу; ибо то и другое участвуют каждое по-своему, в едином священстве Христа. Священник, получивший священную власть, воспитывает священный народ и управляет им, совершает Евхаристическую жертву от лица Христа и приносит ее Богу от имени всего народа; а верные, в силу их царского священства, соучаствуют в приношении Евхаристии и осуществляют это священство через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь.
Священный и органический характер священнической общины осуществляется в таинствах и добродетелях. Верующие, включенные в Церковь через крещение, неизгладимой печатью поставляются для богослужения в христианской религии и, возрожденные в детей Божиих, обязаны исповедовать перед людьми веру полученную от Бога чрез Церковь. Таинством миропомазания они соединяются более совершенно с Церковью, одаряются особою силою Духа Святого, еще более обязываются, как истинные свидетели Христа, распространять и защищать Веру словом и делом. Соучаствуя в Евхаристической жертве, источнике и вершине всей христианской жизни, они приносят Богу божественную Жертву и с Нею самих себя. Следовательно, как чрез приношение, так чрез святое Причастие, не смешанно, но каждый по-своему, все они имеют соответствующее участие в литургическом действии. И насыщенные Телом Христовым в Св. Причащении, они действительно являют единство Народа Божия, так хорошо знаменуемое и дивно осуществляемое в этом великом таинстве.
Приступающие к таинству покаяния получают милосердием Божиим отпущение содеянного перед Ним согрешения и в то же время примиряются с Церковью, Которой согрешая, они нанесли раны и Которая своей любовью, примером и молитвами, содействовала их обращению. Чрез священное Елеопомазание и молитвы пресвитеров вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их (Иак.5,14-16), и более того, наставляет их, чтобы через свободное свое приобщение к страданиям и к смерти Христа содействовать ко благу Народа Божия. Кроме того, кто из верующих удостоен таинства Священства, тот поставляется именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божиею. И наконец, христианские супруги в силу таинства Брака, через которое они знаменуют тайну единства и плодотворной любви между Христом и Церковью (Еф.5,32), и участвуют в Ней, помогают друг другу в освящении чрез супружескую жизнь, рождение и воспитание детей, и так в своем состоянии и положении имеют свой собственный дар в Народе Божием (1Кор.7,7)
Таким образом, единый Народ Божий присутствует во всех народах земли, ибо он из всех народов избирает себе граждан Царства по естеству своему не земного, а небесного.
Священный Собор, следовательно, обращает взор свой в первую очередь к христианам. Он учит, основываясь на Священном Писании и Предании, что эта странствующая Церковь необходима для спасения. Один только Христос Посредник и Путь ко спасению и Он присутствует для нас в Теле Своем, которое есть Церковь; Он в точных словах, настаивая на необходимости веры и крещения (Мк.16,10;Ин.3,5), вместе с тем подтвердил и необходимость Церкви, в Которую, как через дверь, люди входят через крещение. Однако, даже тот кто находится в Церкви, не спасается, если он, не пребывая в любви остается в лоне Церкви «телом», а не «сердцем». Но пусть все сыны и дочери Церкви помнят, что они должны приписывать свое исключительное положение не своим собственным заслугам, а особой благодати Христовой; если они не отвечают ей словом, делом и помышлением, они не только не спасутся, но примут тягчайшее осуждение.
Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть Членами Церкви, уже этим желанием соединяются с Нею; и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой.
Церковь сознает себя связанной с теми кто крещены и носит имя христиан. Ибо многие из них считают Священное Писание правилом веры и жизни, проявляют подлинное религиозное рвение, веруют с любовью в Бога Отца Вседержителя, и во Христа Сына Божия Спасителя, запечатлены крещением, которым они соединены со Христом и, кроме этого, признают и принимают другие таинства в своих Церквах или в церковных общинах. Многие из них имеют Епископат, совершают святую Евхаристию, так же благоговейно чтут Богородицу Деву. К этому надо добавить общение в молитвах и других духовных благах и даже некое подлинное единение в Духе Святом, ибо Он также действует в них освящающей Своей силой через Свои дары и благодать, а некоторых из них укрепил даже до пролития своей крови. Итак, во всех учениках Христовых Дух вызывает желание и действие чтобы все объединились мирно в единое стадо под одним Пастырем, как установил Христос. Ради достижения этого, Церковь – Мать не перестает молиться, надеяться и трудиться, и увещает своих детей к очищению и обновлению, дабы знамение Христа светлее воссияло на лике Церкви.
Наконец, те, кто не принял еще Евангелия предназначены к Народу Божию различными путями. Прежде всего тот народ которому были дарованы заветы и обетования и от которого Христос по плоти (Рим.9,4-5), народ в отношении к избранию возлюбленный ради отцев; ибо непреложны дары и призвание у Бога (Рим.11,28-29). Но спасительный Промысл объемлет тех кто признает Творца, и среди них, в первую очередь мусульман, которые считая себя исповедующими веру Авраама, с нами покланяются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день. Но и от прочих, которые через тени и образы ищут Неведомого Бога, Бог не далеко, ибо Он Сам дарует всем жизнь и дыхание и все (Деян.17,25-28), и потому что Спаситель хочет, чтобы все люди были спасены (1Тим.2,4).
На каждом ученике Христа лежит обязанность по мере сил сеять семя веры. Но если любой может крестить верующих, только священнику положено совершать созидание Тело Евхаристической жертвой, дабы исполнилось слово Божие, сказанное чрез пророка: «Ибо от востока солнца до запада велико будет Имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам Имени Моему, чистую жертву» (Мал.1,11). Таким образом Церковь одновременно молится и трудится, чтобы мир во всей полноте соделался Народом Божьим, Телом Господним и Храмом Духа Святого, и во Христе, Главе всех, была воздана всякая честь и слава Творцу и Отцу всех.
Епископат. Господь Иисус, вознеся молитву к Отцу, призвав к Себе кого Сам хотел, поставил Двенадцать, чтобы были с Ним, и чтобы посылать их проповедовать Царство Божие; и для этих Апостолов Он установил постоянное объединение. Их Он сперва послал к сынам Израилевым, а затем ко всем народам (Рим.1,16).
Среди разных служений с самого начала исполняемых в Церкви, первое место, по свидетельству Предания, занимает должность тех, кто поставлен на епископское служение через преемство, восходящее к самому началу, и являются лозами апостольского семени. Таким образом, по свидетельству св.Иринея, через тех кого Апостолы поставили в Епископы и их преемников до нашего времени, Апостольское предание проявляется и сохраняется во всем мире.
Итак, Епископы приняли на себя служение общине в месте с помощниками – пресвитерами и диаконами – возглавляя от имени Бога стадо, пастырями которого они являются, как наставники в учении, священнослужители и управители. Поэтому Священный Собор учит, что Епископы, по Божественному установлению, наследуют Апостолам, как пастыри Церкви, и слушающие их, слушают Христа, отвергающие их отвергает Христа и Того, Кто Его послал (Лк.10,16).
Из Предания, которое отраженно в особенности в литургических таинствах и в практике как Восточной, так и Западной Церкви, явствует что через возложение рук и через слова хиротонии так сообщается благодать Святого Духа и накладывается священная печать, что Епископы исключительным и видимым образом изображают Самого Христа, Учителя, Пастыря и Первосвященника, и действуют от Его Лица. Епископам принадлежит чрез таинство Священства вводить новых избранников в состав Епископов. И на это же указывает издревле установившийся обычай, по которому при возведении новоизбранного для служения в высшей степени священства призывались и принимали участие несколько Епископов.
Между главными обязанностями Епископов на первом месте стоит проповедь Евангелия. Ибо Епископы являются глашатаями веры, приводящими новых учеников ко Христу и подлинными учителями или носителями власти Христовой, они проповедуют веру порученному им народу, которую нужно принимать и согласно которой надо жить, объясняют ее во свете Духа Святого, выносят из сокровищницы новое и старое (Мф.13,52), дают ей приносить плоды и бдительно оберегают и предостерегают свою паству от заблуждений (2Тим.4,1-4).
Во всякой христианской общине, собранной вокруг престола, во время священнодействия Епископа, проявляется символ той любви и «единства мистического Тела без которого не может быть спасения».
Т.к. ныне род человеческий все больше и больше сливается в политическое, экономическое и социальное единство, то тем более необходимо, чтобы Священники, объединяя под руководством Епископов свои заботы и труды, избегали всякого повода к разделению, дабы привести в единство семьи Божией весь род человеческий.
На низшей степени иерархии стоят Диаконы, которые рукополагаются «не для священства, но для служения». Ибо укрепленные благодатью таинства, они служат в общении с Епископом Народу Божию в диаконии Литургии, слова и любви.
Миряне. Духовным пастырем в полной мере известно, как миряне содействуют благу всей Церкви. Миряне должны согласно своему призванию искать Царства Божия, ведя мирские дела и устрояя их. Роль мирян очень существенна и в наше время она снова все более подчеркивается самой церковной иерархией. Они участвуют в управлении Церковью, во всех задачах практического характера, в сложных проблемах включения божественного начала в человеческую жизнь и проникновения евангельского христианского духа во всевозможные круги, особенно же в такую среду которая не дает к себе доступа прямому воздействия духовенства.
Миряне призваны Богом, чтобы исполняя свои обязанности, и водимые духом Евангелия содействовать как закваска, словно изнутри, освящению мира и, таким образом, в первую очередь свидетельством своей жизни, излучая свет веры, надежды и любви, являть Христа другим. Поэтому им в особенности следует так освящать и направлять все мирские дела, с которыми они тесно связаны, чтобы дела эти совершались и развивались всегда согласно Христу, и были во славу Творца и Искупителя. Так миряне, покланяясь Богу, всюду свято поступая, посвящают Богу и мир. Ученикам поистине дается великое обещание и великое поручение: «Все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1Кор.3,23).
Всеобщее призвание к святости в Церкви. Последователи Христа должны с Божьей помощью блюсти и совершенствовать в своей жизни ту святость, которую они приняли. Апостол увещает нас жить «как подобает святым» (Еф.5,3) и облечься «как избранники Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3,12), иметь плоды Духа, в святости (Гал.5,22;Рим.6,22)
Священники на подобии чина Епископов, духовным венцом которых они являются, должны возрастать в любви к Богу и ближнему, соблюдать узы священнического общения и нести всем живое свидетельство о Боге, соревнуясь с теми священниками, которые на протяжении веков оставили дивный пример святости, нередко в смиренном и скрытом служении. Слава их и сегодня пребывает в Церкви Божией.
В посланничестве и в благодати Первосвященника (Христа) особым образом участвуют также и священнослужители низшей степени, прежде всего Диаконы, которые служа тайнам Христа и Церкви, должны блюсти себя в чистоте от всякого порока и угождать Богу и заботиться о всяком добром деле перед людьми (1Тим.3,8-10,12-13). Клирики, от Бога призванные и взятые в Его удел, должны готовиться под наблюдением Пастырей к обязанностям священнослужителей, сообразовать ум и сердце свое такому дивному избранию, быть прилежными в молитве, гореть любовью, помышлять о том, что истинно, что справедливо, что похвально, совершая все во славу и честь Божию. К ним примыкают избранные Богом миряне, которые для полной отдачи себя апостольским трудам призываются Епископом и плодотворно работают на ниве Господней.
Христианские супруги и родители должны, идя своим собственным путем, верной любовью поддерживать в благости друг друга на протяжении всей своей жизни и прививать христианское учение и евангельские добродетели детям, которых они с любовью приняли от Бога.
Подобный пример иным образом дается вдовствующими и безбрачными, которые могут содействовать, и немало, святости и деятельности в Церкви. Те же, кто занимается трудом, часто тяжелым, должны совершенствоваться этой человеческой деятельностью, помогать согражданам, продвигать к лучшему все общество и все творение, и, кроме того, они должны подражать в деятельной любви и Христу, руки Которого прилежали плотничеству и Который всегда трудится с Отцом для спасения всех, радуясь в надежде, неся тяготы друг друга, и восходить своим повседневным трудом к высшей святости, даже апостольской.
Пусть знают те, кто обременен бедностью, немощью, болезнью и другими испытаниями или терпит гонение правды ради, что особо соединены со Христом страждущим для спасения мира, те, кого Господь в Евангелии провозгласил блаженными и кого «Бог всякой благодати, призвавший нас в вечную Свою Славу во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании, усовершит, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми» (1Петр.5,10).
Итак, все верные во Христе призваны и обязаны стремиться к святости и совершенству, свойственному их состоянию. Все должны стараться владеть хорошо своими чувствами, чтобы пользование мирскими благами и привязанность к богатству, противные духу евангельского нестяжания, не помешали им стремиться к совершенной любви, как наставляет Апостол Павел: «пользующиеся миром да будут как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7,31).
Монашествующие. Словно на дереве, из ростка Богом данного, дивно и многообразно разветвленного над нивой Божией, выросли различные образы жизни отшельнической или общежительной, которые развиваются и на пользу своих членов, и на благо всего Тела Христова.
Так как Народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, монашеское состояние, которое лучше освобождает пребывающих в нем от земных забот, также лучше являет всем верующим небесные блага, данные уже в этом мире, свидетельствует о новой и вечной жизни, приобретенной через искупление Христово, и предвозвещает грядущее воскресение и славу Царства Небесного. Следовательно, это состояние, которое возникает через принятие евангельских советов, хотя и не относится к иерархическому строю Церкви, все же неотъемлемо принадлежит к Ее жизни и святости.
Церковь, однако, не только возводит монашеские обеты в достоинство канонического состояния своим утверждением, но и своим литургическим действием показывает, что это состояние посвящено Богу. Церковь, властью Ей от Бога данной, принимает обеты постригаемых и в общей молитве испрашивает для них от Бога помощь и благодать, поручает их Богу и преподает им духовное благословение, приобщая это принесение себя в жертву с Жертвой евхаристической.
Эсхатологический характер Церкви странствующей и единство Ее с Церковью Небесной. Христос, вознесенный от земли, всех привлек к Себе (Ин.12,32); воскреснув из мертвых (Рим.6,9), Он послал ученикам Духа Своего Животворящего и через Него основал Тело Свое, Которое есть Церковь, как всеобщее таинство спасения; восседая одесную Отца, Он непрестанно действует в мире чтобы привести людей к Церкви и через Нее теснее соединить их с Собой, и, питая их Своим Телом и Кровию, сделать их причастниками Своей жизни во славе.
Уже достиг нас конец веков (1Кор.10,11) и обновление мира бесповоротно решено и в какой-то мере реально предвосхищено в этом веке: в самом деле, Церковь уже на земле украшена подлинной, хотя несовершенной святостью. Однако, пока не будут новые небеса и новая земля, на которой обитает праведность (2Петр.3,13) странствующая Церковь в своих таинствах и учреждениях, которые принадлежат этому веку, несет преходящий образ мира сего, и живет среди тварей которые стонут и мучатся родами доныне, и ожидают откровения сынов Божиих (Рим.8,22и19).
Поэтому, «обитая в теле, мы в удалении от Господа» (2Кор.5,6) и имея начаток Духа, мы стонем сами в себе (Рим.8,23) и томимся желанием быть со Христом (Флп.1,23). И одна и та же любовь понуждает нас жить больше для Него, Умершего за нас и Воскресшего (2Кор.5,15). Итак мы стараемся быть во всем угодными Господу (2Кор.5,9) и облекаемся вовсеоружие Божие, чтобы мы могли противостать козням диавола и оказать сопротивление в день злой (Еф.6,11-13).
Пока Господь не пришел во славе Своей и все ангелы с Ним (Мф.25,31) и, по упразднении смерти, Ему все неподчинено (1Кор.15,26-27), одни из учеников Его странствуют по земле, другие, окончив эту жизнь, очищаются, иные же прославленные, созерцают «ясно Самого Триединого Бога как Он есть»; однако, все мы, в разной степени и разным образом, общаемся в одной и той же любви к Богу и к ближнему и воспеваем один и тот же гимн славы Богу нашему. Ибо все кто Христовы, и имеют Духа Его, срастаются в единую Церковь и связаны друг с другом во Христе (Еф.4,16). Поэтому единство странствующих со своими братьями, в мире во Христе усопшими, вовсе не прекращается, но даже, по неизменной вере Церкви, укрепляется через общение в духовных благах.
Все мы, кто сыны Божии и составляем одну семью во Христе (Евр.3,6), пока во взаимной любви и в единой хвале Пресвятой Троице, в общении друг с другом, мы отвечаем внутреннему призванию Церкви и участвуем в предвкушении литургии вечной славы. Ибо когда явится Христос и произойдет славное воскресение мертвых, слава Божия осветит Небесный Град и светильником его будет Агнец (Откр.21,24). Тогда вся Церковь Святых в наивысшем блаженстве любви будет поклоняться Богу и «сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков» (Откр.5,13-14).
Богослужение. Христос всегда присутствует в Своей Церкви, в особенности в литургических действиях. Он присутствует в Жертвоприношении литургии, как в лице служащего, «Он, Который однажды принес Себя Самого на кресте, теперь приносит Себя Самого через служение священников», так в особенности под евхаристическими видами. Он присутствует силою Своею в таинствах, ибо когда кто-либо совершает крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует в слове Своем, ибо говорит Он Сам, когда в Церкви Читаются Священные Писания. Наконец, Он присутствует когда Церковь молится и поет псалмы, Он, Который обещал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20).
Богослужение – это вершина к которой стремится делание Церкви и, вместе с тем, источник, из которого исходит вся ее сила. Ибо труды апостольские направлены к тому, чтобы все, через веру и крещение став детьми Божиими, собирались воедино, славили Бога посреди Церкви, участвовали в Жертвоприношении и вкушали вечерю Господню.
Чтение Священного Писания должно на Богослужении быть более обильное, более разнообразное и лучше примененное к случаю. Проповедь должна иметь своим источником прежде всего Священное Писание и Богослужение, так как она является возвещением великих дел Божиих в истории спасения, то есть тайны Христа, который всегда присутствует и действует среди нас, в особенности в совершаемых Богослужениях.
Чтение Священного Писания должно быть распределено так, чтобы сокровища Слова Божия были легче и всесторонне доступны.
Чтения, взятые из писаний Отцов, Учителей и писателей церковных должны быть лучше подобраны.
Жития святых и мучеников должны отвечать исторической истине.
Святая Церковь почитает с особой любовью Преблагословенную Деву Марию, Матерь Божию, Которая неразрывно связана со спасительным делом Сына Своего; Ею Церковь восхищается как преблагословенным плодом искупления и превозносит его, и в Ней Она созерцает с радостью, как в чистейшем образе, то, чем Она во всей своей совокупности желает и надеется быть.
Богослужебное действие принимает более возвышенную форму, когда Богослужение совершается торжественно с пением, с предстоянием священнослужителей и при действенном участии народа.
Надлежит усердно поощрять религиозное народное пение, с тем, чтобы в благочестивых и священных упражнениях, как и в самих Богослужебных действиях, могли звучать голоса верующих.
Тексты, предназначенные для священного пения, должны соответствовать церковному учению и должны даже по преимуществу извлекаться из Священного Писания и из литургических источников.
О разделении Церквей. Христом Господом была основана одна и единая Церковь, хотя многие христианские Общины представляют себя истинным наследием Иисуса Христа; все они исповедуют себя учениками Господа но воспринимают это по-разному и идут различными путями, словно Христос Сам разделился. Очевидно, такое разделение явно противоречит воле Христа, является соблазном для мира и вредит самому святому делу – проповеди Евангелия всей твари.
В этом движении к единству, называемом экуменическим, участвуют призывающие Триединого Бога и исповедующие Иисуса, как Господа и Спасителя, не только отдельные лица, но и объединенные в Общины, в которых они услышали Евангелие и которые они называют Церковью своей и Божией. При этом почти все, хотя и по-разному, стремятся к единой и видимой Церкви Божией, Которая была бы подлинно Вселенской, посланной ко всему миру, что бы мир обратился к Евангелию и таким образом, спасся во славу Божию.
Господь наш Иисус Христос молил Отца о верующих в Него, говоря: «что бы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они были в Нас едино, да уверует мир, что Ты Меня послал» (Ин.17,21).
В единой и единственной Церкви Божией появились уже с самого начала некоторые разделения, которые Апостол строго порицает, как заслуживающие осуждения; в течение последующих веков возникли более значительные разногласия, и немалые Общины отделились от полноты Церкви, иногда не без вины людей с одной и другой стороны. Рождающихся же ныне в таких Общинах и живущих верою во Христа нельзя обвинять в грехе разделения, и Церковь объемлет всех братским уважением и любовью. Оправданные верою в крещении, они сращены со Христом и, следовательно, по праву носят имя христиан, и сыны Церкви правильно признают их братьями и сестрами в Господе.
Храня единство в необходимом, каждый в Церкви, согласно служению ему данному, пусть сохраняет надлежащую ему свободу, как в различных проявлениях духовной жизни и дисциплины, так и в многообразии литургических обрядов и даже в богословской разработке истины Откровения; но во всем пусть заботится о возрастании любви. Таким образом, все они проявят изо дня в день все полнее истинную вселенскость и апостольство Церкви.
С другой стороны, надо чтобы верующие с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, исходящие из общего наследия и находящиеся у разъединенных с нами братьев. Справедливо и спасительно признавать богатства Христовы и действия Его силы в жизни тех, кто свидетельствует о Христе иногда даже до пролития крови; ибо Бог всегда дивен и в делах Своих достоин удивления.
Нельзя забывать и о том, что все совершаемое благодатью Духа Святого в разъединенных с нами братьях, может послужить также к нашему назиданию. Ничто подлинно христианское никогда не противоречит подлинным благам веры, но напротив, может содействовать более совершенному проникновению в тайну Христа и Церкви.
Забота о восстановлении единства лежит на всей Церкви, как на верующих, так и на пастырях, и касается каждого по его способностям, будь то в повседневной христианской жизни, будь то в богословских и исторических изысканиях. Эта забота проявляет братскую связь, известным образом уже существующую между всеми христианами и ведет по благоволению Божиему к полному и совершенному единству.
Ввиду того, что всякое обновление Церкви состоит по существу в возрастающей верности Ее призванию, то в этом, без всякого сомнения, и есть причина почему Она поддерживает движение к единству. Церковь в своем странствовании призывается Христом к беспрестанному исправлению, в котором Она постоянно нуждается, поскольку Она человеческое и земное учреждение; так что, если что-нибудь по обстоятельствам времени и событий, в области ли нравов, в церковной ли дисциплине, или даже в способе изложения учения – который нужно тщательно отличать от самого залога веры – было менее точно сохранено, то надо это своевременно восстановить правильно и надлежащим образом.
К провинностям против единства применимо свидетельство ап.Иоанна: «Если мы говорим, что мы не согрешили, то делаем Его лжецом, и слова Его нет в нас» (1Ин.1,10). Итак, в смиренной молитве, мы просим прощения у Бога и у разъединенных с нами братьев, как и мы прощаем должникам нашим.
Очень важно, чтобы будущие пастыри и тем более, Архипастыри владели Богословием таким образом точно изложенным, и не в полемическом преломлении, особенно в вопросах, касающихся отношений разъединенных с нами братьев.
Ибо от подготовки священников зависит в высшей мере необходимое воспитание и духовное образование верующих и монашествующих.
Об отношении иным христианским Церквам. Церковные Общины разъединенные с нами, хотя им недостает полного с нами единства, вытекающего из крещения, и хотя они, в особенности, как мы верим, за отсутствием таинства Священства, не сохранили подлинной и цельной сущности Евхаристической тайны, все же поскольку в Святой Вечере они вспоминают смерть и воскресение Господа, они исповедуют, что жизнь заключается в общении со Христом, и ожидают Его славного пришествия. Поэтому надо, чтобы учение о Вечере Господней, о других таинствах, о Богопочитании, и служениях в Церкви, стало предметом диалога.
О задачах Церкви в современном мире. В наши дни, род человеческий, восхищающийся своими открытиями и своей силой, все же часто тревожно вопрошает себя о теперешней эволюции мира, о месте и назначении человека во вселенной, о смысле своих личных и общественных стремлений и, наконец, о конечной цели мира и человека. Поэтому мы, свидетельствуя о вере собранного Христом Народа Божия, не можем красноречивее показать свою солидарность, уважение и любовь ко всей человеческой семье, к которой принадлежит Народ Божий, как устанавливая с ней диалог о различных проблемах, неся Евангельский свет и сообщая человеческому роду спасительные силы, которые Церковь, под водительством Духа Святого, принимает от Своего Основателя. Ибо надо спасти человеческую личность и обновить человеческое общество. Поэтому средоточием наших забот должен быть человек, понимаемый в своем единстве и полноте, с телом и душей, с сердцем и совестью, с разумом и волей.
Священное Писание в жизни Церкви. Церковь всегда чтила Божественные Писания, как Она чтила и Само Тело Господне, никогда не переставая, в особенности на Божественной литургии, питаться хлебом жизни от трапезы как Слова Божия так и Тела Христова, и преподавать Его верующим. Церковь всегда смотрела и смотрит на Священное Писание воедино со Священным Преданием, как на наивысшее правило своей веры, так как оно вдохновенное Богом и записанное раз и навсегда, неизменно сообщает Слово Самого Бога и в словах Пророков и Апостолов передает нам глас Духа Святого. Итак, нужно, чтобы церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и руководилась Священным Писанием. Ибо в священных Книгах Отец, Который на небесах, с великою любовью идет на встречу Своим чадам и с ними беседует; и в Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что Оно есть поддержка и крепость Церкви, а для чад Церкви – крепость веры, пища души, чистый и неистощаемый источник духовной жизни. Именно, поэтому к Священному Писанию дивно подходят слова: «Слово Божие живо и действенно» (Евр.4,12); Оно может «устроить и дать наследие вместе со всеми освященными» (Деян.20,32;1Фес.2,13).
Епископы и Церковь. Епископы, как законные преемники Апостолов и члены Синода, должны всегда сознавать себя соединенными между собою и проявлять заботу о всех Церквах, ибо, по Божественному установлению и по заповеди апостольской должности, каждый из них, вместе с другими епископами, является поручителем за Церковь. Особым образом они должны иметь попечение о тех областях в мире, где Слово Божие не было еще возвещено или в которых, главным образом из-за малочисленности священников, верующие подвержены опасности отдалится от заповедей христианской жизни, более того, потерять и веру.
Поэтому они должны всеми силами трудиться, чтобы верующие ревностно поддерживали и развивали дело евангелизации и апостольства. Кроме того, они должны стремиться к подготовке способных священников, а также помощников, как монашествующих, так и мирян, в те области, где испытывают недостаток в священниках. Они должны также заботиться о том, чтобы, поскольку это возможно, некоторые из священников поступали в миссии, или епархии, дабы там совершать священное служение до конца дней своих или, по крайней мере, на некоторое время. Кроме того, Епископы должны помнить, что при использовании церковного имущества они должны иметь в виду не только нужды своей епархии, но так же нужды других отдельных Церквей, ибо и они являются частью единой Церкви Христовой.
Более того, они должны своим братским чувством окружать тех Святителей, которые терпят клевету и гонение за имя Христово, находятся в узах или лишены возможности совершать свое служение; они должны им доказывать свою подлинную и деятельную преданность, с тем, чтобы смягчать и облегчать молитвой и делом страдания своих Собратьев.
Епископы должны всегда окружать особой любовью священников, так как они частично несут их обязанности и заботы, и ежедневно с таким рвением посвящают себя им, и считать их за сынов и друзей, а поэтому должны быть готовы выслушивать их и относиться к ним с доверием и благосклонностью, стремясь к развитию пастырского дела во всей епархии.
Призвание к священству в Церкви. Пресвитеры поставлены среди мирян, чтобы вести всех к единству любви, будучи «братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждая» (Рим.12,10). Им надлежит так согласовать различные образы мышления, чтобы никто в общине верующих не чувствовал себя чужим. Они являются защитниками общего блага, о котором они пекутся от имени Епископа, и одновременно решительными поборниками истины, чтобы верующие не увлекались всяким ветром учения. Особому их попечению поручаются те, кто больше не приступает к таинствам, более того – оставил веру, и как добрые пастыри они не преминут идти к ним.
Духовный дар, принятый Пресвитерами в рукоположении, подготовляет их не только к некоей ограниченной и узкой миссии, но и к широкой и вселенской миссии спасения «до предела земли» (Деян.1,8), так как любое священническое служение является соучастием во всей универсальной широте миссии, порученной Христом Апостолам. Ибо Священство Христа, в котором Пресвитеры подлинно соучаствуют неизбежно направлено ко всем народам и всем временам, без какого либо ограничения расою, народом или эпохой, как это было уже таинственно предызображено личностью Мельхиседека.
Пастырь и Блюститель (греч.Епископ) душ наших так основал Церковь Свою, что народ, который Он избрал и приобрел Себе кровию Своею, всегда и до скончания века должен иметь Своих священников, дабы христиане никогда не были как овцы без пастыря. Зная волю Христову, Апостолы, по внушению Духа Святого, рассудили, что их обязанность избирать служителей, «которые способны будут и других научить» (2Тим.2,2). Эта обязанность свойственна самой священнической миссии, в силу которой Пресвитер участвует в заботе всей Церкви о том, чтобы в Народе Божием здесь на земле никогда не было недостатка в делателях. Но так как есть общность дела между «кормчим и плывущими на корабле», нужно учить весь христианский народ пониманию того, что его обязанность всячески, прилежной молитвою и другими средствами имеющимися в его распоряжении, содействовать тому, чтобы у Церкви всегда были священники, необходимые для исполнения Ее божественной миссии. Итак, Пресвитеры должны, прежде всего, считать своим наивысшим долгом, через служение словом и свидетельство своей жизни, ясно являющей дух жертвенности и подлинной пасхальной радости, дать понять верующим превосходство и необходимость священства; и, несмотря на трудности и препятствия, тем молодым или уже взрослым, кого они благоразумно считают способными к столь великому служению, они должны помогать в правильной подготовке, чтобы те могли, при полном уважении к их внешней и внутренней свободе, впоследствии быть призваны Епископами. Для этой цели чрезвычайно полезно внимательное и разумное духовное руководство. Родители, наставники и все те, кто тем или иным способом причастен к воспитанию мальчиков и юношей, должны их воспитывать так, чтобы узнавая заботу Господа о Своем стаде и видя нужды Церкви, они были готовы, вместе с пророком, великодушно ответить призывающему их Господу: «Вот я, пошли меня» (Ис.6,8). Однако нельзя ожидать что этот голос призывающего Господа достигнет ушей будущего Пресвитера каким-то чрезвычайным образом. Его следует узнавать, различать по признакам, которыми воля Божия ежедневно открывается внимающим христианам; эти признаки Пресвитеры должны рассматривать с величайшим вниманием.
В проповеди, в преподавании катехизиса, в печати нужно точно выяснять нужды Церкви, как местной, так и Вселенской, освещать смысл и возвышенность священнического служения, в котором наряду с большим бременем есть также столько радости и в котором в особенности, как поучают Отцы, можно воздать Христу величайшее свидетельство любви.
Пресвитерство в миссии Церкви. Созидая христианскую общину, Пресвитеры не становятся никогда на службу какой-либо идеологии или человеческой партии, но как Глашатаи Евангелия и Пастыри Церкви предают себя духовному возрастанию Тела Христова.
Народ Божий, прежде всего, собирается Словом Бога Живого, Которое, надлежит ожидать из уст священников. Так как никто не может быть спасен не уверовав предварительно, первая обязанность Пресвитеров, как сотрудников Епископов, - возвещать Евангелие Божие всем, чтобы, исполняя заповедь Господа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,13), содействовать возникновению и увеличению Народа Божия. Ибо спасительным словом вера загорается в сердцах неверующих и питается в сердцах верующих; верою начинается и растет община верующих по слову Апостола: «вера от проповеди, а проповедь – через слово о Христе» (Рим.10,17). Итак, Пресвитеры несут долг перед всеми, чтобы всем передавать истину Евангелия, которою они обладают в Господе. Поэтому, будь то добрым поведением среди язычников, чтобы привести их к прославлению Бога, будь то открытой проповедью для возвещения тайны Христовой неверующим, будь то передачей христианского наставления или изложением учения Православной Церкви, будь то изучением вопросов своего времени во свете Христовом, - во всех случаях их обязанность учить не своей собственной мудрости, но Слову Божию и с настойчивостью приглашать всех к обращению и к святости. В нынешнем же состоянии мира священническая проповедь зачастую очень трудна; чтобы влиять более действенно на умы слушателей она не должна ограничиваться изложением Слова Божия в общих и отвлеченных терминах, но должна применять вечную истину Евангелия к конкретным обстоятельствам жизни.
Обновление монашеской жизни. Так как конечные нормы монашеской жизни является следование за Христом, предлагаемое Евангелием, оно должно рассматриваться всеми иноками как наивысшее правило.
Монашествующие должны прежде всего помнить, что, дав Евангельские обеты, они ответили на Божественный призыв, так что они не только умерли греху, (Рим.6,11), но также, отрекшись от мира, живут только для Бога. Ибо вся их жизнь посвящена на служение Богу, и это составляет некое особое освящение, глубоко коренящиеся в освящении Крещением и полнее выражающие его.
Но так как это отдача самих себя была принята Церковью, иноки должны сознавать себя также посвященными служению Ей.
Это служение Богу должно их побуждать к развитию добродетелей, прежде всего смирения и послушания, крепости и целомудрия, которыми они участвуют в уничижении Христовом, (Флп.2,7-8) и одновременно в Его жизни в Духе (Рим.8,1-13).
Итак монашествующие, верные своим обетам, оставляя все Христа ради (Мк.10,28) следуют за Ним (Мф.19,21), как Единым на потребу (Лк.10,42), слушая слова Его (Лк.10,39) и заботясь о Господнем (1Кор.7,32).
Поэтому нужно, чтобы иноки ища выше всего единственно только Бога, соединяли созерцание, через которое они умом и сердцем прилепляются к Богу, - с апостольским рвением, с которым они стремятся соучаствовать в деле Искупления и распространять Царство Божие.
Необходимо, чтобы монашествующие, стараясь верно соблюдать свои обеты, верили словам Господа и уповая на помощь Божию, не переоценивали своих сил, а прибегали к умерщвлению и к ограждению своих чувств. Они не должны пренебрегать природными средствами благоприятными для здравия ума и тела. Таким образом, они не поддадутся ложным теориям утверждающим, что совершенное воздержание невозможно или вредно для расцвета человека, и как бы духовным чутьем будут отвергать все что подвергает целомудрие опасности. Кроме того, все должны помнить, особенно же начальствующие, что целомудрие надежнее соблюдается тогда, когда между монашествующими царит подлинная братская любовь в совместной жизни.
Так как соблюдение совершенного воздержания касается самых глубинных наклонностей человеческой природы, то стремящиеся к обету целомудрия не должны решаться и не должны быть допускаемы к нему без подлинно достаточного испытания, и только при условии необходимой психологической зрелости. Они должны не только быть предупреждены об опасностях, грозящих целомудрию, но должны воспитываться так, чтобы принять безбрачие, посвященное Богу, как благо для целостного развития своей личности.
Призвание мирян к апостольству. Церковь только тогда подлинно основана, живет полнотою жизни и является совершенным знамением Христа среди людей, когда существуют подлинные христиане – миряне и когда они сотрудничают с иерархией. Ибо Евангелие не может глубоко проникнуть в умы, в жизнь и труд того или иного народа без деятельного присутствия мирян. Поэтому уже с самого основания Священного Синода Истинно-Православной Церкви нужно всемерно стремиться к созданию сонма зрелых церковных мирян.
Ибо верные миряне вполне принадлежат одновременно и к народу Божию, и к гражданскому обществу: они принадлежат к своему народу, в котором родились, начали участвовать своим воспитанием его культурных сокровищах, соединены различными социальными связями с его жизнью, содействует его прогрессу своими профессиональными усилиями, сознают и стараются разрешить его проблемы как свои собственные. Они также принадлежат Христу, так как возрождены в Церкви через Веру и Крещение, чтобы обновлением жизни и деятельности быть Христовыми, чтобы также во Христе все подчинить Богу и, наконец, чтобы Бог был все во всех.
Благотворительная деятельность. Ныне, когда средства сообщения стали более легкими и быстрыми, расстояния между людьми упразднено и жители всего мира сделались как бы членами одной семьи такая деятельность и такие дела милосердия еще более неотложны и должны получить вселенский охват. Благотворительная деятельность ныне может и должна объять всех людей и всякую нужду. Где есть нуждающиеся в пище и питье, в одежде, крове, лечебных средствах, образовании, работе, необходимых средствах для подлинно человеческой жизни, томящиеся в испытаниях и болезнях, страждущие в ссылке или тюрьме, там всюду христианская любовь должна искать и находить их, утешать ревностной заботой и поддерживать оказываемой помощью. Эта обязанность лежит прежде всего на людях и народах, пользующихся наибольшим благосостоянием.
Чтобы такое осуществление любви могло быть вне всякого подозрения и так представлялось, необходимо видеть в ближнем образ Божий, по Которому он сотворен, и Христа Господа, Которому действительно делается то, что делается нуждающемуся. Нужно уважать с наибольшей человечностью свободу и достоинства личности тех, кому оказывается помощь. Чистота намерения не должна быть запятнана никаким своекорыстием или желанием властвовать. Прежде всего нужно удовлетворить требованиям справедливости, дабы не предлагать как дар любви то, что уже должно быть дано по справедливости; нужно устранить причины зла, а не только его последствия; помощь должна быть оказываема так, чтобы получающие ее мало-помалу освободились от внешней зависимости и получили бы возможности обходиться своими средствами.
Церковные общины, семья, молодежь. Сама семья приняла от Бога назначение быть первой и жизненной ячейкой общества. Она его выполнит, если взаимной преданностью членов и совместной молитвой к Богу она явит себя как домашний храм Церкви; ели вся семья включится в литургическое служение Церкви; если, наконец она будет оказывать деятельное гостеприимство, содействовать справедливости и творить добрые дела в услужение всем нуждающимся братьям. В числе различных проявлений семейного апостольства да будет позволено нам перечислить следующие: усыновлять покинутых детей, с радушием принимать чужестранцев, ревностно помогать процветанию школ, приходить на помощь молодежи советом и делом, помогать обрученным, чтобы они лучше подготовлялись к браку, содействовать в преподавании катехизиса, поддерживать супругов и семьи, находящиеся в материальной или нравственной нужде, предоставлять престарелым не только необходимое, но и справедливые плоды экономического прогресса.
Миряне должны непрестанно развивать сознание своей принадлежности к епархии, ячейкой которой является приход, будучи всегда готовы по призыву своего Пастыря присоединить свои силы к епархиальным начинаниям. Более того, чтобы отвечать на нужды городов и сельских районов, они не должны ограничивать свое сотрудничество размером прихода или епархии, но должны стремиться расширить его до размера междуприходского, междуепархиального, национального или международного, тем более, все усиливающееся перемещение населения, развитие взаимных связей и легкость сообщений не позволяют ни одной части общества оставаться замкнутой в самой себе.
Итак, миряне должны заботиться о нуждах Народа Божия, рассеянного по всей земле. Прежде всего они должны считать как бы своими миссионерские предприятия, предоставляя им материальную помощь, или личное содействие: ибо для православных христиан – долг и честь возвратить Богу часть благ от Него полученных.
Молодежь имеет величайшее значение в современном обществе. Обстоятельства в ее жизни, образ мышления и сами отношения со своей семьей совершенно изменились. Часто она входит очень быстро в новые социальные и экономические условия. И в то время, когда все более возрастает ее социальное и политическое значение, она оказывается почти беспомощной принять на себя соответствующим образом новые задачи.
Однако, ее возросший вес в обществе требует от нее большей апостольской деятельности и сам природный характер молодежи предрасполагает ее к этому.
О сотрудничестве с другими христианами и с не христианами. Общее евангельское наследие и, следовательно, общий долг христианского свидетельства создают желательность, а часто и необходимость сотрудничества православных с другими христианами, - сотрудничества, осуществляемого индивидуально или церковными общинами, будь то в различных отраслях деятельности или в объединениях, в национальном или в международном масштабе.
Общечеловеческие ценности также нередко требуют от христиан, преследующих апостольские цели, сотрудничества такого же рода с теми, кто не исповедует христианства, но признает эти ценности.
Этим энергичным и благоразумным сотрудничеством, особо важным в мирской деятельности, миряне свидетельствуют о Христе, Спасителе мира и о единстве человеческой семьи.
Тесная связь Церкви со всей семьей народов. В наши дни, род человеческий, восхищающийся своими открытиями и своей силой, все же часто тревожно вопрошает себя о теперешней эволюции мира, о месте и назначении человека во вселенной, о смысле своих личных и общественный стремлений и, наконец, о конечной цели мира и человека. Поэтому, свидетельствуя о вере собранного Христом всего Народа Божия, мы должны красноречивее показать свою солидарность, уважение и любовь ко всей человеческой семье, устанавливая с ней диалог о различных проблемах в жизни человека.
Перед современной эволюцией мира все больше тех, кто величайшие основные вопросы или задают, или их переживают с новой остротой: что такое человек? Каков смысл страдания, зла, смерти, которые продолжают существовать несмотря на столь большой прогресс? К чему все эти победы, приобретенные такой ценой? Что человек может принести обществу, чего он может от него ожидать? Что следует после этой земной жизни?
Что Церковь мыслит о человеке? Что надлежит советовать для построения современного общества? Каково конечное значение человеческой деятельности в этом мире? На эти вопросы мы должны исчерпывающе отвечать миру. Тогда станет более ясным, что Народ Божий и род человеческий, в который он включен, служат друг другу; и таким образом миссия Церкви предстанет религиозной и тем самым вполне человеческой.
«Что есть человек, что Ты помнишь его? И сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8,5-7).
Поэтому Церковь считает, что признание Бога никоем образом не противоречит достоинству человека, так как это достоинство основывается и совершается в Самом Боге: ибо человек поставлен Богом – Творцом в обществе как сын к настоящему общению с Богом и к участию к Его блаженстве.
Все люди, верующие и неверующие, должны содействовать правильному созиданию этого мира, в котором они вместе живут: этого, без сомнения, не может быть без искреннего и благоразумного диалога. Поэтому наша Церковь глубоко скорбит о дискриминации между верующими и неверующими, которую несправедливо вводят некоторые гражданские власти, не признавая основных прав человеческой личности. Ибо Церковь требует для верующих действительной свободы, чтобы уже в этом мире им было возможно воздвигать Храм Божий. Атеистов же Она человеколюбиво приглашает вдуматься открытым сердцем в Евангелие Христово.
Благовестие Истинно-Православной Церкви, ни в коем случае не умаляет человека, распространяя для его совершенствования свет, жизнь и свободу, и ни что иное не может удовлетворить сердце человеческое: «Ты сотворил нас для Себя», Господи, «и наше сердце метется, пока не успокоится в Тебе» (блаж.Августин).
Через Христа и во Христе освещается загадка страданий и смерти, которая так нас гнетет вне Его Евангелия. Христос воскрес, смертию своею смерть поправ, и жизнь нам даровав, чтобы как сыны в Сыне, мы взывали в Духе: Авва, Отче!
Нужно, чтобы человеку было дано все то в чем он нуждается для подлинно человеческой жизни, как например, пища, одежда, жилище, право свободного избрания образа жизни и основания семьи, воспитания, труда, доброго имени, уважения, соответствующей информации, действования по правильной норме своей совести, охраны частной жизни, и справедливой свободы, включая и религиозную.
Поэтому социальный порядок и его прогресс должны постоянно, уступать благу личностей, так что упорядочение условий должно подчиняться пользе личностей, а не наоборот, что и Сам Господь утверждает, когда говорит, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2,27). Порядок этот должен постоянно развиваться, основываясь на истине, созидаясь на справедливости, оживляясь любовью; а в свободе он должен находить все более человечное равновесие. Но для достижения этого нужно проводить обновление умов и широкие изменения в обществе.
Наше время налагает на нас в особенности неотложную обязанность стать ближними любого человека и, идя ему навстречу, действенно служить ему будь это всеми оставленный старик, будь то несправедливо презираемый иностранный рабочий, будь то изгнанник, будь то незаконнорожденный ребенок, незаслуженно страдающий из-за не совершенного им греха, будь то голодный, взывающий к нашей совести слова Господа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40).
Кроме того, все, что направленно против самой жизни, как например, всякого рода человекоубийство, геноцид, аборт, эфтаназия и намеренное самоубийство, все, что насилует цельность человеческой личности, как членовредительство, телесные или нравственные мучения, попытки поработить самую душу; все что оскорбляет человеческое достоинство, как нечеловеческие условия жизни, произвольные заключения в тюрьму, ссылки, рабство, проституция, торговля женщинами и подростками, а также и позорные условия труда, в которых к трудящимся относятся как к орудиям наживы, а не как к свободным и ответственным личностям. Все это и прочее подобное – действительно позорно. Отравляя человеческую цивилизацию, все это позорит так поступающих больше чем тех, кто переносят несправедливость, и наносит величайшее оскорбление Творцу.
Об уважении и любви к инакомыслящим. Уважение и любовь должны распространяться также и на тех, кто в социальных, политических или религиозных вопросах, думают или поступают иначе чем мы; ибо чем глубже будем вникать с сочувствием и любовью в их образ мышления, тем легче сможем вступить с ними в диалог.
Но, конечно эта любовь и благосклонность не должны нас делать равнодушными в отношении истины и добра. Более того сама любовь побуждает учеников Христовых возвещать спасительную истину всем людям. Но надо различать между заблуждением, которое следует всегда отвергать, и заблуждающимся, сохраняющим всегда достоинство личности, даже тогда, когда он теряется в своих ложных или недостаточно правильных религиозных понятиях. Один Бог – судья и Сердцеведец; поэтому Он запрещает нам судить о внутренней вине любого человека.
Учение Христово требует, чтобы мы предавали забвению также и обиды и распространяет повеление любви на всех врагов наших, что и есть заповедь Нового Завета: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,43-44).
Служение Церкви в современном мире. Уже здесь на земле Церковь собрана из людей из членов земного града, призванных образовать еще в истории человеческого рода семью сынов Божиих, которая должна непрестанно возрастать до самого пришествия Господа.
Современный человек стоит на пути все более полного развития своей личности и все большего раскрытия и утверждения своих прав. Церковь достоверно знает, что только Бог, Которому Она служит, отвечает на глубочайшие желания человеческого сердца, которое никогда не насыщается вполне земной пищей. Ибо всегда человек будет стремиться знать, хотя бы и смутно, каково значение его жизни, деятельности и смерти. И самое пламенное желание Церкви – это служить на благо всем, развиваться свободно при всяком строе, признающим основные права личности и семьи и требования общего блага.
Весь Народ Божий, и в первую очередь пастыри и богословы, должен с помощью Духа Святого прислушиваться ко всем голосам нашего времени, различать и объяснять их и, во свете Слова Божия, судить о них чтобы истина Откровения всегда глубже воспринималась, лучше понималась и выражалась в наиболее соответствующих формах.
О браке и семье в современном мире. Христианская семья, возникающая из брака, который есть образ союза любви Христа и Церкви и, участвуя в нем, должна являть всем живое присутствие Христа в мире и подлинную природу Церкви, как через супружескую любовь, честным чадородием, единством и верностью, так и через дружное сотрудничество всех Ее членов.
Равное личное достоинство, которое должно признать за женой и мужем во взаимной и полной любви, ясно показывает единство брака, подтвержденное Господом. Но для постоянного совершения этого христианского призвания требуется особая добродетель: поэтому супруги, укрепленные благодатью к святой жизни, должны прилежно поддерживать в себе крепкую любовь, великодушие и дух жертвенности и испрашивать это в молитве.
В своем поведении христианские супруги должны сознавать, что они не могут действовать произвольно, но должны всегда руководствоваться совестью, которая должна сообразоваться с Законом Божиим, в послушании учительству Церкви, Которая истолковывает этот закон в свете Евангелия. Таким образом, христианские супруги, доверяясь Божественному Проведению и совершенствуя дух жертвенности, прославляют Творца и стремятся к совершенству во Христе, когда принимают с сознанием человеческой и христианской ответственности великодушное исполнение долга в деторождении.
Ибо Бог, Господь жизни, поручил людям высокое служение сохранять жизнь и человек должен его исполнять подобающим образом. Поэтому жизнь с самого зачатия должна быть оберегаема с величайшей заботой; аборт и детоубийство являются ужасными преступлениями.
Экономическое развитие на службе человеку. В наши дни больше чем когда-либо, в виду роста народонаселения и для удовлетворения возрастающих потребностей рода человеческого, с полным основанием стараются увеличить производство земледельческих и промышленных благ, и также обслуживание ими. Поэтому надо способствовать техническому прогрессу, духу изобретательности, созданию и расширению предприятий, приспособлению методов производства, всему что содействует этому прогрессу. Но основной целью этого производства не является ни просто увеличение продукции, ни прибыль или властвование, но служение человеку, и притом всему человеку, соответственно как иерархии материальных нужд его, так и требованиям его умственной, нравственной, духовной и религиозной жизни. Поэтому экономическая деятельность должна согласно своим собственным методам и законам, развиваться в границах нравственных норм, дабы совершился замысел Божий о человеке. 

Политическое общество и Церковь. Из более живого сознания человеческого достоинства возникает в различных странах мира усилие установить такой политическо-юридический порядок, при котором, будут лучше охраняться в общественной жизни права личности, какими являются права свободы собраний, объединений, выражения своих мнений и право исповедования религии в частном и общественном порядке.

Размер шрифта

A- A A+