Я часто задумываюсь над уникальностью нашей страны. Над её особо сложной историей и невероятно тяжёлым путём приобретений и потерь.
Честно говоря, не знаю, пытался ли кто-нибудь по-настоящему досконально и разносторонне изучить глубину российского феномена…
Да и я тоже, по большому счёту, не претендую на априорность своей точки зрения. Но всё же попытаюсь немного поразмышлять над этим, далеко не простым, вопросом…
Возникновение российской государственности, само по себе тайна, покрытая мраком. Поскольку никаких, по серьёзному заслуживающих внимания, свидетельств на этот счёт просто нет. Да и существовать не может, если уж быть до конца объективным.
Любую, более-менее удобоваримую, логическую цепочку исторических событий мы можем, с большой долей вероятности, выстраивать лишь с момента крещения Руси. Да и то, опираясь, в основном, на былины и предания. 
Немного фэнтэзи, немного сказки, немного героического эпоса, немного исторических свидетельств… Вот такая гремучая смесь, из которой по крупицам выкристаллизовывалось то, что мы сегодня называем «История государства Российского». 
И именно поэтому в исторических выкладках возможна масса неточностей, допусков и вариантов. А порою и сумасшедших идей, имеющих свою армию поклонников. 
Но не в этом суть. Не моя задача разбираться в дебрях хитросплетений. Пусть над этим работают учёные-историки. Меня же интересует несколько иное…
Я заметил одну удивительную особенность. 
В какую бы форму государственного управления не рядилось наше Отечество, будь то княжество, империя или республика, его основой, его силой, принципом его непобедимости была духовность.
Причём, духовность настоящая, а не показная, как в иных странах. Идущая от самого сердца и поражающая своей искренностью.
Наверное потому, что ранее Церковь заботилась о душах людских, а не о славе земной, власти и богатстве. Когда Митрополит, а после и Патриарх, был так же доступен простому православному люду, как и обыкновенный монах.
Великая российская духовность рождала не менее великих святых и подвижников, которые одним своим существованием врачевали вражду князей и усмиряли народные волнения.
Известен случай, когда Святой преподобный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, целенаправленно шёл в Нижний Новгород, чтобы предотвратить назревавший внутригосударственный кризис, когда только-только набиравшая силу и становившаяся целостной держава, по прихоти князей, вновь могла распасться на маленькие и беззащитные удельные княжества.
Опираясь на силу собственной веры и уповая на несокрушимую духовность русского народа, Святой Сергий не боялся кардинальных решений и достаточно жёстких мер. Не находя понимания у правящей камарильи, он пошёл на беспрецедентный поступок – закрыл и опечатал своей печатью все храмы Нижнего Новгорода, остановив в городе православную жизнь. Когда стало невозможным ни окрестить младенца, ни обвенчать брачующихся, ни отпеть и захоронить усопшего. Народ вздрогнул. Ибо лишался главного своего стержня – веры! 
Не знаю, это ли послужило основным фактором, но тем не менее все спорные вопросы были урегулированы и целостность державы сохранена.
Ещё один великий святой – Серафим Саровский. 
Будучи полной противоположностью строгому и целеустремлённому Сергию, он оставался точно таким же по сути Великим духовником русского народа. Пророком и невероятно любящим отцом, способным простить любую ошибку. И всей своей жизнью показывающего, что греховность паствы – всецело вина священника…
Примеров духовности бесконечное множество!
Да что там говорить! Если князья, цари и императоры венчались на царство Православной Церковью. И в этом был особый, сакральный смысл. Ибо монарх не только помазался на царство, но как бы обручался с державой и народом, которым ему надлежало управлять и за который предстоять в молитвах и трудах на благо Веры и Отечества.
Духовность помогла России выстоять во времена монголо-татарского ига. Пережить агрессивную экспансию Запада. Победно бить врагов на всём протяжении своей многовековой истории. Даже монахи не боялись брать в руки оружие и защищать родную землю! Тому примером знаменитые монахи-воины, ученики Сергия Радонежского, Александр и Андрей, известные всему православному миру под именами Пересвет и Ослябя.
И, что самое интересное, Господь никогда не оставлял своей милостью Российскую державу. 
Даже во времена смуты. Даже во времена атеизма и богоборчества. Мы всегда ощущали Его неизреченную милость и любовь.
Когда революционеры, истреблявшие русский народ, уничтожавшие аристократию Империи и до основания рушившие храмы, уже полагали себя победителями, то только истинная духовность помогла православному народу сохранить Россию.
Когда запрещалась религия и официальный церковный институт был поставлен на службу репрессивным органам власти, настоящая духовность помогла сохранить веру и церковь, уводя верующих в катакомбы, переводя на нелегальное положения, но сохраняя в каждой душе частичку искры, некогда зажжённой Богом.
И люди не переставали молиться. Верить и молиться. Благодарить за всё и прощать обиды. 
И именно в этом сила нашего народа. В этом сила нашего Отечества. В этом сила Святой Руси.
Очень почитаемый мной Святитель Игнатий Брянчанинов заметил как-то: «Монашество - это барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице». И я с ним полностью согласен. Хочу только добавить несколько зёрен сомнения. Не в саму фразу, нет. В её применения к сегодняшнему дню.
Конечно же, монашество – безусловный показатель нравственного состояния общества. Но какое монашество считать истинным? «Государственное»? Или то, которое «по зову сердца и воле Всевышнего»?
Ведь сам монашеский постриг – всего лишь ритуал. Основа монашества – обеты, добровольно принесённые пред ликом Господа. И их выполнение, или манкирование таковыми – всецело на совести ставшего на иноческий путь. И его ответственность перед Богом.
Если оценивать наше общество, опираясь на нравы, царящие нынче в «государственном» монашестве, то покажется, и возможно не без основания, что мы достигли верха цинизма и беспринципности.
Но… Если постараться заглянуть в самую суть…
Увидеть через призму того монашества, которое, приняв на себя ангельский чин, не мыслит своей жизни вне Бога и веры. Которое, по-настоящему отринув все земные блага, идёт путём истинной веры и светом своей души, как зажжённой во тьме свечей, освещает людям дорогу в Храм…
То картина будет совсем иной… 
И у нас ещё есть время для настоящей, искренней молитвы…
Я очень часто и небезосновательно высмеиваю современных «государственных» церковников и обличаю гнилостные язвы правящей церкви. Просто потому, что функционеры этой коррупционной финансово-политической корпорации сознательно забыли, в чём суть их служения и за что придётся отвечать, представ перед Престолом Всевышнего. 
Но, вместе с тем, я совершенно точно знаю, что среди тех, кто принял на плечи крест служения Христу, есть истинные священники, идущие дорогой Веры, Правды и Любви. 
И до тех пор, пока жив хотя бы один из них, духовность русского народа, как живительный родник, будет наполнять спасительной влагой соборную душу Руси и продолжит быть тем самым щитом, не позволяющим силам зла поработить нашу землю и отравить ядом неверия наши сердца.
Главное помнить, что Бог не столько в силе, сколько в правде.
И понимать, что только верой спасётся Россия…

 

(© Copyright: Святослав Моисеенко «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»)

Размер шрифта

A- A A+