ИПЦ — Истинно-Православная Церковь

Это название появилось в качестве реакции на церковный курс митрополита Сергия (Страгородского) в конце 1920-х – начале 30-х годов. Православные, которые посчитали позицию Сергия неприемлемой, использовали применительно к себе формулировку “истинно православные христиане”, чтобы таким образом обозначить свою верность истинной Христовой Церкви. В таком значении этот термин и сейчас продолжают использовать различные церковные группы в России и в мире.

Название ИПЦ или «Истинное Православие» также зафиксировано в нескольких десятках дел, сфабрикованных ГПУ, в которых раскрывается «контрреволюционная деятельность» всесоюзной организации “Истинно-Православная Церковь”, якобы действовавшей по всей стране через сеть “филиалов”. По этим делам все активные несергианские церковные деятели были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо отправлены в лагеря и ссылки. Истинно-православные христиане действительно объединялись вокруг своих лидеров – прежде всего, епископов Иосифа (Петровых), Димитрия (Любимова), Алексия (Буя), Виктора (Островидова) и других, вели переписку и распространяли брошюры и проповеди, в которых объясняли свою антисергианскую позицию и по сути образовали церковную структуру, альтернативную церкви Сергия.

Документы:

Обвинительные заключения по делам ИПЦ разных годов и регионов собраны на сайте Ирины Осиповой.

Святитель Виктор (Островидов): Обоснование отхода от Сергия и 15 ответов на вопросы ОГПУ.

Священномученик Феодор Андреев:  Письмо-ответ на Декларацию Сергия (1928).

Новомученик Михаил Новоселов: Письмо-апология отошедших от Сергия (1928).

Сергианство

Среди истинно-православных христиан так стало называться еретическое учение о Церкви, согласно которому сохранение церковной иерархии и возможность открыто и легально совершать богослужения в храмах ставится на первое место, выше истины и веры. Такое понимание церкви лежит в основании Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и его церковной политики. Сергиане считают, что Сергий спас церковь своими действиями: тем, что фактически отдал управление внутренними церковными делами в руки советского государства. В публичных заявлениях и интервью Сергий и позднее его соратники из Московской Патриархии отрицали факт жестоких гонений на православную церковь в СССР, таким образом отрекаясь от сонма новомучеников, страдавших за веру в это самое время. В современной России сергианская церковь (РПЦ МП) считает себя единственной каноничной поместной православной церковью, при этом называя истинно-православные церкви раскольниками.

Документы:

Декларация Сергия (опубликована 29 июля 1927 г).

Интервью Сергия и его Синода, опубликованное в газетах «Правда» и «Известия» (февраль 1930 г).

Задокументированная беседа Сталина с Сергием о создании Патриархии большевистскими темпами (сентябрь 1943 г).

Речь патриарха Алексия I на похоронах Сталина (опубликована в Журнале Московской Патриархии в 1953 г).

Катакомбная церковь

— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов. Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.

Воспоминания катакомбных христианок, прошедших тюрьмы и лагеря.

Катакомбные священники: Амфилохий (Фурс), Тихон (Зорин), Клавдий (Савинский), Антоний (Жеретиенко), крестьянин Иван Ручин.

Иосифляне

Так стали называть истинно-православных христиан, объединившихся вокруг Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского. В 1928 году Иосиф подписал акт отхода от митрополита Сергия и в ответ был запрещен им в служении. Уже на следующий год Иосифа арестовали и выслали в Казахстан, где он оставался до своей мученической кончины в 1937. Иосифляне признавали своими епископами Иосифа и тех, кто был с ним в евхаристическом общении, считая, что сергиане отпали от Церкви и потому продолжать находиться с Сергием в одной церковной организации невозможно. Разные истинно-православные группы назывались также буевцы (по фамилии епископа Алексия Буя) и викторовцы (по имени епископа Глазовского Виктора Островидова). Эти группы находились в церковном общении друг с другом и с другими иосифлянскими приходами через своих епископов.

Основные сведения об иосифлянском движении собраны в исследовании М. В. Шкаровского.

Новомученик Анатолий Жураковский: Проповеди иосифлянского священника в Киеве.

Непоминающие

Часть церковной оппозиции м. Сергию, представители которой отрицательно отнеслись к Декларации и перестали поминать Сергия за богослужением как своего первоиерарха, но не стали отделяться от его церкви и строить собственную независимую церковную структуру, как это сделали иосифляне. У непоминающих было полное общение в таинствах с сергианами, поэтому для истинно-православных они и сами были сергианами. К известным непоминающим относятся, например, священник Сергий Мечев, пострадавший от большевиков и расстрелянный в 1941 году, и епископ Афанасий (Сахаров). После создания Московской Патриархии в 1943 году большинство непоминающих воссоединились с официальной сергианской церковью.

Обновленцы

Еще их называли “живоцерковники” или Живая Церковь, – церковное движение, которое было возведено большевиками в статус официальной православной церкви в 1920-е годы, чтобы расколоть и ослабить российское православие. Обновленцы создали Высшее Церковное Управление (ВЦУ), и в 1922 году оно было признано в качестве единственной каноничной церковной власти тремя епископами (одним из них был митрополит Сергий Страгородский). При этом с точки зрения церковной обновленцы постоянно нарушали каноны и фактически от Церкви сами себя отделили.

Обновленческому расколу противостоял патриарх Тихон, за что он и его приверженцы, “тихоновцы”, стали подвергаться гонениям со стороны властей. Потом советская власть разочаровалась в обновленческом проекте как инструменте подчинения себе православной церкви и пошла по другому пути – включения уже самой “тихоновской” церкви в государственную машину. На этом этапе власти сначала попытались заставить патриарха Тихона пойти на сотрудничество и выступить перед верующими в поддержку коммунистического государства. Тихон действительно пользовался безусловным авторитетом — став первым патриархом после двухсотлетнего синодального периода, он был с момента своего избрания в 1918 году символом свободы и возрождения Российской Церкви в XX веке. Патриарх Тихон не согласился на компромисс с коммунистами, но после его смерти в 1925 г. они нашли более сговорчивого кандидата в лице митрополита Сергия.

РПЦЗ — Зарубежная церковь

В основном сформировалась из представителей русской эмиграции. Ее каноничность подтверждается указами патриарха Тихона 362 и 424, в которых он предоставил автономию русским Церквям в Западной Европе. После смерти Тихона зарубежники отказались признать сергианскую Московскую Патриархию, считая “красных” патриархийных священников чуть ли не служителями диавола. После распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. В результате этого процесса в 2007 году большая часть зарубежников вернулась в Московскую Патриархию. Те, кто не захотел воссоединяться с сергианской МП, образовали так называемые осколки РПЦЗ, которые относятся также к Истинному православию. Недавно «Острова» опубликовали обзор таких ИПЦ в России и карту их приходов.

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=123194

Размер шрифта

A- A A+