Не раз уже в Интернете и при личных встречах сторонники Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП), узнав, что возглавляемая мною Автономная Украинская Церковь имеет в названии обозначение "Истинно-Православная", начинали недоумевать и ехидничать: "Это как так “Истинно-Православная”, что за название такое? А другие Церкви не истинные, значит? Кто вас признаёт? Вы неканоничные! Вас только кучка, а нас огромное множество! Видно по фото, что у вас всё очень скромно, возвращайтесь в Каноническую Церковь и полýчите хорошую епархию!" и т.п.

Этим примитивным «зелотам» неизвестно, что, например, в Японии в середине XX века тоже существовала "Истинно-Православная Церковь" (ИПЦ), возникшая, конечно, на совершенно другой платформе, чем наша ИПЦ, но всё же называвшая себя именно так.

Наша ИПЦ, ранее известная также как Катакомбная Церковь в СССР, приняла своё наименование после отмежевания в 1927 г. от узурпатора московского патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и его советской церковной политики, а часть верующих в Японии стала обозначать себя как ИПЦ, наоборот, из-за верности РПЦ МП и своих просоветских симпатий:

"Группа японских клириков во главе с Токоуоку Узава добилась созыва Внеочередного Собора Японской Церкви, который состоялся в Токио 5-6 апреля 1946 г. На нём было принято решение о подчинении японских православных приходов Американской митрополии РПЦЗ. Постановление Собора гласило: “ЯПЦ для восстановления церковной деятельности, возобновления проповеди, образования священнослужителей полагается на руководство и помощь Американской Православной Церкви при посредничестве главного штаба союзных держав" <…>.

Часть японского духовенства и верующих не признала решений Собора и образовала свою собственную Истинную Православную Церковь, по-прежнему считая себя частью Московского патриархата. Лидерами этой группы стали епископ Николай Оно (в 1954 г., однако, вернувшийся в ЯПЦ) и протоиерей Антоний Такаи. Поначалу богослужения их проходили в здании Пушкинской школы (неподалёку от “Николай-до" [кафедрального собора ЯПЦ в г. Токио]), где учились дети русских эмигрантов. Позже верующие переместились в отдельное здание в районе Синдзюку. Вообще материальное положение Истинной Православной Церкви было очень сложным…

Только в середине 50-х годов Истинной Православной Церкви Такаи удалось наладить отношения с РПЦ МП. В 1957 году Синод РПЦ МП признал группу Такаи Истинной Японской Православной Церковью и организовал на её основе благочиние РПЦ МП в Японии.

Таким образом, после Внеочередного Собора 5-6 апреля 1946 г. произошло разделение Японской Православной Церкви на два крыла: непосредственно ЯПЦ вышла из юрисдикции РПЦ МП и стала епархией Американской митрополии РПЦЗ, а немногочисленная часть верующих, сочувственно относившихся к Советскому Союзу, образовала верные РПЦ МП приходы, назвав себя Истинной Православной Церковью. На протяжении двух с лишним послевоенных десятилетий сохранялось это явное, юридически закреплённое деление на группы проамериканской и просоветской ориентации» (Суханова Н.А. Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии. – М., 2003. – Сс. 49-51. Некоторые аббревиатуры исправлены в соответствии со сложившейся на «Портале-Credo.Ru» традицией – Прим. Ред.).

Конечно, история ИПЦ в Японии – это история совсем другой, противоположной нам по идеологии церковной юрисдикции, но всё-таки в некотором роде пример «оправданного» с точки зрения РПЦ МП употребления данного термина.

Я понимаю, что своя по духу ИПЦ промосковскому глазу не помеха, а альтернативная – "камень преткновения и камень соблазна" (Рим. 9:33), но тут мы, как говорится, квиты: вы (приверженцы МП) – чужды нам, а мы (противники МП) – чужды вам. У нас противоположные ценности и ориентиры, поэтому мы и не можем быть вместе, не можем составлять одно церковное тело. А окончательный суд над всеми нами будет вершить Бог.

Так что названия, бывает, – вещь очень относительная. Иногда, видя как много всяких аферистов пользуются наименованием ИПЦ, я сам стыжусь себя позиционировать как епископ Истинно-Православной Церкви. Моему сердцу ближе всего другое обозначение – просто Христианская Церковь, но оно тоже уже давно выхолощено и заболтано до невозможности.

Дело не в названии, а в сути того, за что мы стоим и чем вдохновляемся на своём узком церковном пути:

"В вас должен быть спасённым остаток благочестия, который пришедший Господь найдёт на земле. А если епископы были прогнаны из Церквей, это не должно вас колебать. Если предатели возникли среди самих клириков, даже это не должно потрясать ваше доверие к Богу. Ибо спасают не имена, но намерения и истинная любовь к Создавшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно принявшими учение оказались немногие из народа. Рассудите, что не множество спасается, но избранники Божьи. Так что никогда да не устрашит вас народное множество, носимое туда и сюда ветрами, как вода морская. Если даже один только спасётся, как Лот в Содоме, он должен пребывать в правильном суждении, имея непоколебимую надежду на Христа, ибо не оставит Господь преподобных Своих" (св. Василий Великий).

"Вавилонские отроки научили нас исполнять свои обязанности, хотя бы и никто не радел о благочестии. Они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое" (св. Василий Великий).

"Ведь если и совсем немногие останутся в православии и благочестии, то и тогда именно эти суть Церковь, и сила и власть церковных постановлений пребудет у них, хотя бы им предстала необходимость претерпеть и гонения за веру, кои послужат им только в вечную славу и спасение души" (св. Никифор Константинопольский).

"Тех, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не имеют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим, гордятся своим председательством и делают в тайне злое, говоря: “никто нас не видит” (Дан. 13:20), – будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лицо, а на сердце. От всех таковых надлежит удаляться, держаться же тех, которые хранят учение апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и несоблазнительную жизнь к утверждению и исправлению прочих" (сщмч. Ириней Лионский).

"Должно с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины, ибо ложь не соединяется с истиной, как тьма со светом, но присутствие одной исключает другую" (сщмч. Ириней Лионский).

"Если увидишь, что в Церкви управляют злонамеренно искажающие учение и лицемерные лжецы, то знай, что над нею господствуют ругатели, которые благими словами и правдоподобными речами обольщают простосердечных" (св. Василий Великий).

"Принадлежащие Церкви Христовой пребывают в истине, не пребывающие же в истине не принадлежат и Церкви Христовой" (св. Григорий Палама).

"Церковь Божия, когда она очистится и будут изринуты из неё злые, лицемеры, богохульники, двоедушные и все делающие различные виды неправды, она будет одно тело, один дух, один разум, одна вера и одна любовь, и тогда Сын Божий будет торжествовать между ними и радоваться, принявши Свой народ чистым" ("Пастырь" Ерма).

"Что касается решительно важного отношения к Церкви как к организму, а не как к организации, можно указать на весь вопрос “сергианства”, посредством которого стало возможно для мучителей из ГПУ “доказывать” православным епископам, что митрополит Сергий (Московского Патриархата) “не нарушил ни догматы, ни каноны”. Возможно, он и не нарушил, но неужели мы из-за этого последуем за ним и его “канонами” в преисподнюю, или мы последуем за Христом по узкому пути, ведущему в Рай, вместе с Его, вполне возможно, “неканоничными” последователями последних времён?» (иеромонах Серафим Роуз).

"Совесть – наш ангел хранитель. Свидетельство своей совести предпочитай всем речам, какие могут другие вести на твой счёт" (св. Василий Великий).

Вот, вкратце, каково основание, упование и оправдание нашей Истинно-Православной Церкви.

Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=127523

Размер шрифта

A- A A+