Опубликована стенограмма «судьбоносной» беседы Патриархов Варфоломея и Кирилла о судьбе Украинской Церкви, провозглашение автокефалии которой открыто поддержал Госдеп, а на западе Украины начался «захват храмов» — правда, в формате инсценировки. Октябрь должен стать решающим месяцем в «битве за автокефалию», и «Новая» продолжает вести ее хронику…

Укрощение Кирилла и унижение Илариона

Процесс провозглашения украинской церковной автокефалии (независимости), стартовавший еще в апреле, приобрел поистине драматические черты после встречи Вселенского и Московского патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле (Константинополе) 31 августа. Как писала «Новая» (https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/18/77865-odni-kak-perst), Кирилл потерпел там неудачу в своем стремлении притормозить процесс, и конфликт двух патриархатов перешел в острую фазу, поставив православный мир на грань глобального раскола. С 14 сентября РПЦ не поминает Константинопольского патриарха и не сослужит с его епископами. А 28 сентября близкий к Константинополю греческий сайт «Оthodoxia.info» опубликовал фрагменты стенограммы, судя по всему, последней в истории беседы двух патриархов в последний день лета.

Стенограмма открывает много новых граней в личности Кирилла, который вообще не был настроен раскрывать подробности той беседы. Уже первый тезис московского гостя («Украинцы и россияне – один народ, а с Киева начинается история России») вызывает протест Вселенского патриарха. «Украинцы не чувствуют себя комфортно под властью России, — говорит он, — и желают быть абсолютно свободными в религиозном и политическом смысле». Далее Кирилл пытается оспорить законность обращения за автокефалией президента и парламента Украины, утверждая, что они представляют лишь 8 % населения страны и скоро будут сметены восставшим народом, который хочет вернуться под высокую руку Москвы. Патриарх Варфоломей довольно изящно парировал и эту аргументацию: «Вы не можете посетить Украину, а священнослужители там не поминают Вас во время святого богослужения. Вы считаете, что это не является проблемой?»

Постепенно «первый по чести» перехватил инициативу и оправдываться пришлось Кириллу: «Вы говорите о том, что у Вас есть миллионы верующих и что Вы обладаете из-за этого политической силой, — сказал Варфоломей. — Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения?» Присутствовший на встрече ближайший помощник Кирилла, его министр иностранных дел митрополит Иларион (Алфеев), был и вовсе изничтожен Варфоломеем: “Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенский патриархат, — обратился к нему Вселенский патриарх. — Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы хулите Церковь-Мать, и она наложит на вас проклятие”. После попытки Московского патриарха заступиться за Илариона Варфоломей прямо попросил Кирилла: «Прошу вас наказать его, чтобы он вёл себя так, как положено его сану, потому что он ведет себя в ущерб Вам». Теперь понятно, почему на обратном пути в Москву, прямо на борту самолета, московский первосвятитель довольно грубо накричал на своего бывшего фаворита.

Наконец, вишенка на торте: неожиданный призыв Кирилла поддержать католических епископов, которых обвиняют в педофилии. Если в начале беседы Кирилл как бы осуждал католицизм, говоря, что в XVвеке из-за унии с католиками Константинополь отпал в ересь и Москва была вынуждена самопровозгласить автокефалию, то в конце назвал католиков братьями и проявил с ними солидарность. «Все эти обсуждаемые истории, касаются и нас, — смело признал Кирилл. — Разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, без каких-либо доказательств, причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу».

«Битва архивов»

После этой встречи диалог двух патриархатов продолжается исключительно в виртуальном пространстве. Каждая из сторон создала свои научно-исторические сайты, где выкладываются горы документов XVI-XVII вв., призванные доказать, что Киев находится именно в «этой» юрисдикции. Едва ли кто теперь читает и анализирует эти документы, написанные на церковнославянском и греческом языках в весьма витиеватом стиле той эпохи. Ключевым в споре является акт 1686 года, которым Константинополь передал Москве право поставлять на кафедру Киевских митрополитов, но не передал при этом саму Киевскую митрополию, о чем, впрочем, не решался напоминать долгих 235 лет, пока не пала Российская империя. Столь тонкая греческая «диалектика» непонятна Москве.

В этой «войне архивов» вскрылись и более свежие исторические факты. Официальный представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов напомнил на днях, как в 1946 году силами НКВД были отторгнуты от Константинополя и переданы Москве приходы Закарпатья, причем администратор этих приходов сгинул в воркутинских лагерях. Всплыли и более свежие документы – Киевский патриархат опубликовал факсимиле подписи нынешнего предстоятеля Украинской Церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) под обращением Собора УПЦ 1991 года о предоставлении ей автокефалии. После двухнедельного молчания Московская патриархия нашла довольно неуклюжий способ «оправдать» своего киевского представителя. Анонимный источник в Московской патриархии заявил через агентство «Интерфакс», что тогда, 27 лет назад, Онуфрий поставил свою подпись «под давлением», которое на него, беззащитного, оказал нынешний «раскольнический» Киевский патриарх Филарет (Денисенко).

Нынешняя позиция митрополита Онуфрия также не выглядит выразительной. Например, он не приехал на чрезвычайное заседание Синода в Москву 14 сентября, хотя занимает в нем второе место после патриарха, а в своем ближайшем окружении стал поговаривать об уходе на покой. Однако, его репутацию в глазах Москвы спасло включение его имени в базу данных «Миротворец», куда радикальные гражданские активисты, близкие к МВД Украины, вносят разных «врагов отечества».

Америка против РПЦ?

После того, как кремлевская пропаганда, объясняя «церковный провал на Украине», включила классическую антиамериканскую пластинку, а митрополит Иларион стал цитировать фейковые «слова Бжезинского» о необходимости уничтожить русское православие после падения коммунизма, на тему украинской автокефалии впервые высказался Госдеп США. 25 сентября официальный представитель этого ведомства Хизер Нойерт назвала Вселенского патриарха «олицетворением толерантности и межконфессионального диалога» и поддержала верующих Украины, желающих «следовать путем автокефалии». США, говорят в Госдепе, поддерживает Украину в деле автокефалии потому, что это является частью ее «собственного пути», показывая, что Украина «принимает собственные решения и ассоциации, свободные от внешних вмешательств».

В процессе подготовки к автокефалии американские дипломаты проделали большую работу, встречаясь с предстоятелями поместных церквей в разных странах. Так они внесли серьезную лепту в грядущую международную изоляцию РПЦ, которую едва ли поддержит хоть одна церковь в случае полного разрыва с Константинополем и, тем более, осуждения его как «еретического». На днях считавшиеся лояльными РПЦ предстоятели Александрийской и Польской православных церквей подписали совместное заявление, где хоть и в туманных выражениях, но признали неизбежность украинской автокефалии. Более открыто высказался архиепископ Кипрский на встрече с послом Украины в Никосии.

Одновременно у чиновников РПЦ в разных странах начались проблемы с визами. Спешно покидает США управляющий (с 2014 г.) тамошними приходами Московской патриархии епископ Иоанн (Рощин) – выдвиженец патриарха Кирилла. Управляющему делами Московской патриархии, постоянному члену ее Синода митрополиту Варсонофию (Судакову) (равно как и другим духовным лицам из России) стали систематически отказывать в греческих визах, так что теперь они не могут посетить свой любимый Афон – место конфиденциальных бесед на разные деликатные темы. Самому патриарху Кириллу не согласовали визит в Латвию, да и визит в Молдову, планировавшийся поначалу на сентябрь, находится под большим вопросом. О том, что все руководство РПЦ давно и надолго является «невъездным» в Украину, уже писалось выше.

Show must go on!

Не имея возможности как-то отменить провозглашение автокефалии, РПЦ избрала тактику нагнетания страхов по поводу «захватов храмов», волна которых якобы должна подняться сразу после дарования Томоса. С подозрительной точностью разные иерархи (например, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебидь)) назначают первые столкновения на 14 октября – праздник Покрова Богородицы. В этот день в Украине отмечают еще и праздник Вооруженных сил, да и вообще он считается «казацким святом», потому что Покрову был посвящен храм на Запорожской Сечи. По версии митрополита Павла, автокефалия может быть провозглашена уже 10-12 октября, поэтому 14-го «боевики» просто обязаны придти захватывать лавру. Гарантии украинского правительства, что после провозглашения автокефалии все монастыри и храмы останутся у их нынешних пользователей, во внимание не принимаются.

В исторической традиции Украины – еще со времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой – сосуществование в каждом городе и даже селе церквей нескольких конфессий. Конечно, выход из подполья греко-католической церкви в западных регионах страны в начале 1990-х привел к столкновениям, но вот уже около 20 лет каких-либо революционных изменений на религиозной карте Украины не наблюдалось. Большинство храмов – более 12 000 – принадлежит общинам Московского патриархата, которые смогут оставаться в этой же юрисдикции и после провозглашения автокефалии. В случае, если часть той или иной общины захочет перейти в автокефалию, а часть – остаться с Москвой, будет применяться украинский закон об обеспечении властями поочередного служения в одном и том же храме.

По моим ощущениям, в украинском обществе нет «критической массы» для какой-то тотальной «битвы за храмы». Подобные идеи – удел маргиналов с той или другой стороны. В первое время после Майдана 2014 г. в стране работало немало российских стрингеров, создававших картинку для российского же телевидения. Эпическим стало противостояние за храм общин УПЦ МП и УПЦ КП в селе Птича Ровенской области. Непонятные люди в масках раз в месяц устраивали у церковных дверей целые перформансы с фаерами и дымовыми шашками, охотно зажигая всю эту пиротехнику перед камерами. Получив скромный гонорар, они быстро удалялись. Едва ли кто из читателей возмущенных заявлений Московской патриархии знает, что все украинские суды, включая Высший апелляционный, оставили храм в Птиче за общиной Московского патриархата.

Новый загадочный инцидент произошел 28 сентября в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области. Для многих было откровением узнать, что в этом «самом националистическом» регионе на западе Украины спокойно действует внушительных размеров храм Московского патриархата с целыми «митрополичьими покоями» при нем. Собственно, «покои» и были объектом столкновения (судя по размещенным в сети видеоматериалам, оно ограничилось словесной перепалкой). Как явствует из сообщения, размещенного на официальном сайте УПЦ МП, на сам храм «налетчики» не претендовали, а были они представителями местной власти, которые пытались выполнить решение местного совета о передаче «палат» музыкальной школе. Представители Московского патриархата реанимировали уже почти забытый бренд «Правого сектора» (запрещен в РФ), обвинив в инциденте его активистов, однако пресс-секретарь этой организации Артем Скоропадский, ранее, кстати, работавший в УПЦ МП, опроверг причастность своей организации к столкновению.

Если украинские власти не смогут эффективно предупреждать подобные инциденты, то они неизбежно будут возникать, причем их бенефициары могут находиться далеко за пределами Киева (а граница Украины с Россией по-прежнему остается довольно прозрачной…).

***

Православный мир замер в ожидании решающего заседания Синода Константинопольского патриархата, которое состоится в период с 10 по 20 октября. К моменту этого заседания, на котором может быть принят Томос об автокефалии Украинской Церкви, должен сформироваться список украинских епископов, желающих эту автокефалию принять. Этот список сейчас формируют в Киеве экзархи Константинопольского патриархата и в нем есть представители всех 3 основных православных юрисдикций Украины – УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП. Экзархи соберут этих епископов на Собор, где они будут представлять не свои церкви, а самих себя. Экзархи должны урегулировать канонический статус этих епископов, приняв их на какое-то время в Константинопольский патриархат, с тем чтобы они избрали своего предстоятеля, которому и будет вручен заветный Томос. Речь идет скорее о символических действиях, никакой «прямой юрисдикции» на территории Украины Константинополь создавать не намерен. Возможно, присоединившиеся к Собору епископы пробудут в номинальной константинопольской юрисдикции всего несколько часов…

Ждать осталось недолго.

Источник: https://credo.press/220086/

Размер шрифта

A- A A+