ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь была идеологическим противником. Поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Репрессии на священство и паству Истинно-Православной Церкви советские карательные органы развернули, начиная с 1928 года. Однако, большинство ее епископов и клириков были уничтожено во время Большого террора 1937 года. За годы гонений большая часть священства Истинно-Православной Церкви была уничтожена, сослана в лагеря, расстреляна или умерла от каторжного труда. Когда советское правительство потребовало выдачи ценного имущества религиозного назначения, имущество изымалось насильно. Дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью.

Катакомбную Церковь, как ветвь некогда единой Поместной Русской Церкви, называют так же «тихоновской» - по имени Патриарха Тихона (Белавина). Канонический фундамент Русской Истинно-Православной Церкви зиждиться на Указе Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года, который пророчески предусмотрел две формы церковного управления в Русской Церкви на Родине и зарубежом. В 1922 году Патриарх Тихон был арестован, а в 1925 году скончался при загадочный обстоятельствах. Указ Патриарха Тихона № 362 от  7/20 ноября 1920 года положил начало Катакомбной Русской Истинно-Православной Церкви в России.

В результате сложной, направляемой властью, борьбы за иерархическое руководство Церковью во главе ее встал митрополит Сергий (Страгородский). Самочинно образовав, так «называемый» Временный Синод, митрополит Сергий в 1927 году опубликовал отступническую «Декларацию», в которой от имени Русской Церкви узаконил богоборческий коммунистический режим. Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в так называемый «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».

В рамках единого катакомбного движения возникло несколько «ветвей», имевших общение друг с другом: «даниловская», «ярославская», «иосифлянская», «викторианская», «андреевская», «буевская» и т.д. О том, что катакомбное движение в конце 30-х годов, после сталинской «безбожной пятилетки», было достаточно многочисленным и влиятельным, свидетельствуют, например, данные переписи населения СССР 1937 года. По этим данным, 2/3 сельского и 1/3 городского населения страны открыто согласились назвать себя верующими. Очевидно, что духовные потребности такой массы людей (большинства всего населения страны Советов!) удовлетворяли, в основном, нелегальные священнослужители.

Если обновленческое движение формировалось по указанию власти, зачастую для «спасения живота», то «правый раскол» велся внутри самого духовенства. «Катакомбная церковь» создана руками самих архиереев, но в этом они обвинили митрополита Сергия «…раскол, учиненный митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД».

В 2001 году Минюст РФ зарегистрировал Централизованную религиозную организацию «Священный Синод Истинно-Православной Церкви». Предстоятелем Церкви был избран митрополит Рафаил (Мотовилов). Решением третьей сессии Поместного Собора ИПЦ от 24 июня 2005 года митрополит Рафаил был избран Первосвятителем Истинно-Православной Церкви с титулом « Святейший Архиепископ Московский Митрополит Всероссийский Рафаил (Мотовилов)». С 14 апреля 2008 года религиозная организация получила новое название: «Централизованная религиозная организация Истинно-Православная Церковь».

Общины, составившие основу ИПЦ, восходят к церковному образованию, возникшему в 1996 году при участии украинских архиереев-автокефалистов и получившему название «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ).

Учредителями ЦРО ИПЦ являются религиозные объединения: а). Православная Соборная Миссия Святого Иоанна Иерусалимского (с 2014 года – местная религиозная организация « Православный приход святого Иоанна Иерусалимского» Истинно-Православная Церковь г. Москва. б). Местная религиозная организация «Приход в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (поселок Зименки, Богородского района, Нижегородской области). в). Местная религиозная организация «Православная Соборная Община Архангела Рафаила» (г. Москва).

Предстоятель ЦРО ИПЦ митрополит Рафаил (Мотовилов) после принятия схимы с июля 2017 года носит титул Блаженнейший схимитрополит Московский Первосвятитель Истинно-Православной Церкви Серафим (Мотовилов). В соответствии с действующим Уставом ЦРО ИПЦ Высшим органом управления ЦРО ИПЦ является Поместный Собор. Членами Поместного Собора являются все назначенные архиереи Церкви. Между Поместными Соборами реальная полнота власти принадлежит Священному Синоду, постоянно действующему руководящему исполнительному органу. Исполнительным органом Церкви в этот период так же является Высшее Церковное Управление в составе Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Поместный Собор собирается - 1 раз в 5 лет, Священный Синод не реже одного раза в три месяца, Архиерейский Собор – не реже 1 раз в год, Высшее Церковное Управление – не реже 1 раза в год. В настоящее время в состав ЦРО ИПЦ входят: 20 епархий, 20 приходов, 10 общин, 15 архиереев, 40 священнослужителей, 40 монашествующих.               8 монастырей:

  1. Религиозная организация Денежниковский ставропигиальный Свято – Иоанно-Предтеченский женский монастырь ИПЦ. Поселок Денежниково, Раменский район, Московской области.
  2. Местная религиозная организация Островской ставропигиальный женский монастырь «Святой живоначальной ЦРО ИПЦ. Дер. Острово, Орехово-Зуевский район, Московской области.
  3. Свято- Успенский женский монастырь, гор. Солнечногорск, Московская область.
  4. Местная религиозная организация «Свято-Никольский ставропигиальный мужской монастырь» ИПЦ в селе Нижняя Герасимовка, Краснодонского района, ЛНР.
  5. Свято-Троицкий женский монастырь , гор. Сочи.
  6. Светлогорский Покровский женский монастырь, респ. Белоруссия.
  7. Нижегородский женский монастырь, Дивеево.
  8. Религиозная организация Верхне-Троицкий ставропигиальный Свято-Михайловский женский монастырь ИПЦ (республика Башкортостан).

Основами вероучения ИПЦ являются Священное Писание (синодальный текст Ветхого и Нового Завета – Библия), Священное предание, Правила (каноны) Вселенской Православной Апостольской Церкви, Определения.

Истинно Православная Церковь обеспечивает повышение квалификации духовенства проводя семинары в Денежниковском женском монастыре.

Есть свой печатный орган – газета «Поместный Собор» (рег. свидетельство от 27 мая 2000 г.), которая издается с периодичностью 4 раза в год. Распространяется бесплатно, в частности, раздается в общине Храма Архангела Рафаила всем желающим. Имеется и электронное СМИ – официальный сайт: http://www.sinodipc.ru/, – со следующими рубриками: История; Фотогалерея; Священный Синод; Епископат; Слово Святейшего; Документы; Богословие; Издательство; Без комментариев; Газета; Публикации, ТВ, прочее; Проза и поэзия; Катехизис; Проповеди; Церковная жизнь; Молитвослов; Календарь и словари; Св.-И. Предтеченский монастырь; Cайт ИПЦ на Украине; Адрес и контакты; Форум.

Мы чада ИПЦ, с любовью открываем двери для братского диалога со всеми, помня, что каждый человек потенциально есть, по словам Св. апостола Павла «Храм Бога живаго». И такой диалог состоялся.

С 12 по 16 октября 2017 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Рафаила Архиепископа Московского, Митрополита Всероссийского в Грецию. Большим событием для Истинно-Православной Церкви России, в ходе визита в Грецию, Его Святейшество Митрополит Рафаил был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Постриг над Святейшим Владыкой произвел Его Блаженство Митрополит Ангелос Предстоятель Истинно-Православной Церкви Греции после вечернего Богослужения 14 октября, в субботу. 15 октября, в воскресный день, была отслужена праздничная соборная Божественная Литургия, которую возглавил, уже в новом качестве, Блаженнейший Серафим схимитрополит Московский, в сослужении Предстоятелей Греческой и Итальянской Истинно-Православных Церквей.         В ходе визита состоялась встреча с Предстоятелем Миланского Синода Евлогием (Хеслером). На заседании трех сестринских Истинно-Православных Церквей России, Греции и Италии был подписан Томас о евхаристическом общении между Церквями-Сестрами

8 апреля 2018 года в дни празднования святых Жен-Мироносиц /Афины, Греция/ был подписан Томос Общения между митрополитом Буковинским и Черновицким Блаженнейшим Варсонофием, Предстоятелем ИПЦ Украины; схимитрополитом Московским Блаженнейшим Серафимом, Первосвятителем ИПЦ России и митрополитом Авлонским и Виотийским Блаженнейшим Ангелом, Предстоятелем ИПЦ Греции.

23 апреля 2018 года состоялся Международный Синодальный Собор Истинно-Православных Церквей Томоса Общения, на котором был подписан документ об Общении между ИПЦ России, Греции, США, Италии, Украины, Грузии, Румынии.

Документ об Общении с названием «Международный Синаксис Истинно-Православных Церквей» подписали Предстоятели Истинно-Православных Церквей: Блаженнейший схимитрополит Московский Серафим (Мотовилов) Первосвятитель ИПЦ России, Блаженнейший Ангел митрополит Авлонский и Биотийский Предстоятель ИПЦ Греции, Блаженнейший Варсонофий Митрополит Буковинский, Блаженнейший Иоанн Митрополит Нью-Йоркский и всей Америки. В подписании документа приняли участие Местоблюститель ИПЦ России митрополит Тихон (Киселев) и митрополит Херувим Тбилисский и всей Грузии. Члены Союза «Равноценно, Равносильно и Равновластно» будут председательствовать. Первоначальные основатели Общения (Союза), митрополит Ангелос и схимитрополит Серафим, будут занимать место СОПРЕЗИДЕНТОВ.

Со 2 по 3 июня 2018 года состоялся Первосвятительский визит в Луганскую и Ровеньковскую епархию Истинно-Православной Церкви Луганской Народной Республики. В рамках визита Блаженнейший Владыка Серафим посетил город Луганск, где возложил цветы к памятнику защитникам Луганска «Ополченцам Донбасса». Также были возложены цветы к памятному знаку «Жертвам авиа удара 2 июня 2014 года» и погибшим танкистам, защищавшим Луганск.

26-27 октября 2018 года состоялся Первосвятительский визит Блаженнейшего Серафима схимитрополита Московского Первосвятителя Истинно-Православной Церкви в Истинно-Православную Церковь Белоруссии. В ходе визита Блаженнейший схимитрополит Серафим совершил божественную литургию, за которой была совершена хиротония во священника и ответил на многочисленные вопросы клириков и прихожан ИПЦ Белоруссии.

Ряд программных решений принял Архиерейский Собор Централизованной религиозной организации Истинно-Православная Церковь, заседания которого прошли 16 сентября этого года в зале церковных Соборов Свято-Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря в подмосковном поселке Денежнико, в частности о ситуации, сложившейся в Украине и России в связи с подготовкой Константинопольского патриархата к дарованию автокефалии Украинской Церкви, что уже привело к частичному разрыву канонического общения между РПЦ МП и Константинопольской Церковью. По мнению архиереев ИПЦ, намерение РПЦ МП осудить Константинопольский патриархат за ересь экуменизма и модернизм никоим образом не означает «возвращения» этой религиозной организации в Истинное Православие, поскольку оно не сопровождается покаянием, а также отказом от «сергианства», которое, собственно, и вызвало разделение в Русской Церкви в 1920-30-е гг.

ЦРО ИПЦ приняла грамотное и безупречно богословски и канонически аргументированное «Исповедание веры», наиболее внятно и убедительно объясняет, почему православному христианину невозможно иметь общение с современной Московской патриархией. Последняя немедленно обратила внимание на появление потенциально опасного документа и, собственно, запустила механизм гонений.

А неотъемлемой частью этой традиции является исповедничество, мученичество – ведь Истинное Православие в России с 1920-х гг. представлено только и исключительно Церковью Новомучеников, избравшей путь, противоположный тому, что предложил митрополит Сергий (Страгородский), готовый «не за страх, а за совесть» служить любой - пусть самой безбожной и аморальной - Власти Кесаря.     

«Исповедание веры» заставило обратить внимание на ИПЦ. На улицу Радио потянулись ходоки из Московской патриархии – предлагать разные варианты «слияния и поглощения». Госорганами был выбран доклад Блаженнейшего Владыки 2011 года, где жестковато, но в рамках православной полемической традиции, критикуются католицизм. Митрополит  Рафаил, было, не придал этим судам серьезного значения, но просто так тексты глав религиозных организаций «экстремистскими» в России не признают – нужен был «правовой» задел для дальнейшего давления на Церковь.

В общем, для Истинно-Православной Церкви наступает момент истины, момент, когда «злато искушается в горниле», чтобы очиститься и войти в славу Церкви Новомучеников. Люди более и более устремляют свой взор на Истинно-Православную Церковь, подобно тому, как близкие к кораблекрушению с надеждой смотрят на путеводный свет маяка. Путь объединения Русского Православия труден, мешает этому непомерная человеческая гордыня, стремление быть лучше, чем другой. Но ведь Господь сказал: «…есть последние, которые станут первыми, и есть первые, которые станут последними» (Лк. 13:30). Задача Церкви – духовное объединение всех народов. А «Народ – по определению св. Григория – это собрание почитателей единого Бога».

Размер шрифта

A- A A+