15 533x400

 

Вторая церковно-научная конференция «Роль и место Истинного Православия в современном российском обществе», проводимая в рамках подготовки к Поместному Собору Истинно-Православной Церкви, первосвятителем которой является Схимитрополит Московский Серафим (Мотовилов) (ИПЦ(С)), состоялась 17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в Свято-Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре ИПЦ(С) в подмосковном поселке Денежниково. Краткое сообщение об этом форуме уже публиковал наш Портал. Сейчас мы хотели бы предложить Вашему вниманию обзор докладов и выступлений, представляющих, с нашей точки зрения, особенный интерес.

На конференцию собралось более 30 участников, среди которых преобладали священнослужители и монашествующие ИПЦ(С) и родственной ей Истинно-Православной Болгарской Церкви (ИПБЦ), были также представлены ветераны Вооруженных сил и казачества и несколько светских ученых.

Открывая форум, Схимитрополит Серафим напомнил, что Поместный Собор ИПЦ(С) намечен на сентябрь нынешнего года, и ему должна предшествовать определенная подготовка. «Мы не считаем себя «альтернативными», «осколком», - подчеркнул фактический глава ИПЦ(С), - а считаем себя неделимым Православием». В связи с этим он полагает важным, чтобы со стороны истинно-православных звучала не критика «мирового православия», а озабоченность. Актуальной задачей ИПЦ(С) на всем протяжении ее истории Схимитрополит считает выработку правильного отношения к государству, в связи с чем он упомянул исторические модели Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. «В 20-х годах ХХ века, - продолжил он, - произошло разделение [православных] людей по отношению к государству. Часть Церкви не приняла «декларации» Сергия, а часть приняла и осталась с государством. Та оппозиция Сергию – это исток нашего Истинного Православия». В заключение своего слова Серафим упомянул о новейших разделениях в «мировом православии» в связи с образованием Православной Церкви Украины.

Первый доклад на форуме – «Роль и задачи священников в ИПЦ» -  прочитал митрополит Солнечногорский и Клинский Марк (Воинов). Отмечая, что в ИПЦ, куда люди редко идут из меркантильных соображений, священник призван быть в первую очередь «наставником и другом», докладчик отнес к главным его чертам честность, милосердие и образованность, а также склонность к непрестанной молитве. Митрополит Марк признал, что в современной России духовная «преемственность священства нарушена», «духовника неоткуда взять», но только Истинное Православие способно такую преемственность восстановить. Отвечая на вопрос о порядке избрания и назначения священника на приход, иерарх признал, что клирики должны органично «выростать» из самих общин, тогда как «в Московской патриархии нужно купить себе приход». Комментируя этот доклад, Схимитрополит Серафим отметил также, что практически все духовенство ИПЦ(С) трудится на мирских работах и не рассматривает свое служение как источник дохода.

С докладом «Истинно-Православная Церковь в Советском Союзе в ее отношении к Русской Православной Церкви Заграницей» выступил главный редактор Портала «Credo.Press» Александр Солдатов. По его словам, несмотря на невозможность административного единства истинно-православных в условиях советских гонений, им удавалось сохранять единство в вере и даже поддерживать каноническое и личное общение с единомысленными православными, оказавшимися в изгнании, в эмиграции. С самого начала своей истории, осудив «сергианство», РПЦЗ исповедовала свое духовно-каноническое единство с гонимой Катакомбной Церковью на родине. В годы Второй мировой войны, когда часть территории СССР оказалась оккупирована немцами, возникли первые непосредственные контакты катакомбников с РПЦЗ, причем катакомбный клир частично пополнил клир последней. Докладчик подробно остановился на истории переписки представителей Катакомбной Церкви с иерархами РПЦЗ в 1950-60-е гг. и на массовом переходе катакомбного духовенства под омофор РПЦЗ в 1975 году. Был также затронут непростой вопрос о личности и позиции первого катакомбного епископа в СССР под омофором РПЦЗ – Лазаря (Журбенко). Подводя итоги своему докладу, выступающий отметил, что Истинно-Православная Церковь на протяжении всей своей истории не имела административного единства, а существовала в виде множества равночестных, признающих друг друга «ветвей», причем существовала непрерывно, на протяжении всей советской эпохи, хотя и подвергалась масштабным репрессиям. «Духовно и канонически ИПЦ на протяжении всего советского периода была едина с РПЦЗ. Это единство было прервано уже после падения советской власти в результате внутренних процессов в РПЦЗ, которые привели значительную часть этой Церкви в 2007 году к поглощению Московской патриархией», - отмечается в заключение доклада, который будет опубликован на нашем Портале.

Профессор кафедры международной информационной безопасности МГЛУ, доктор военных наук, генерал-майор Евгений Дербин представил довольно сложные для восприятия таблицы и схемы «мировоззренческих аспектов эволюции общественного сознания». Генерал обозначил в качестве главной задачи разработанной им концепции «единение методологии философии и религии», а специфическую миссию ИПЦ он видит в «отделении от официальной позиции РПЦ», чтобы быть «ближе к обществу». Закончил свой доклад Евгений Дербин неожиданным призывом готовиться к войне, которая «необходима России», что вызвало несогласие ряда участников конференции.

Предстоятель ИПБЦ Митрополит Сергий (Моисеенко) посвятил свой доклад обзору тенденций в современном «мировом православии» и, в частности, критике РПЦ МП, декларация принадлежности к которой становится, по его словам, «чем-то не очень приличным» в российском обществе. Критикуя тотальную коммерциализацию церковной жизни в РФ, выступающий признал, что «католики и протестанты честнее со своей паствой», поскольку уделяют особое внимание социальному служению, делам милосердия и т.п., чего практически не наблюдается в деятельности РПЦ МП.

Доктор военных наук, профессор Сергей Давидов рассказал о 7 уровнях «информационной войны», которая, по его мнению, ведется против России. Каждому из этих уровней соответствует свой оригинальный вид оружия, среди которых профессор выделил даже «генетическое». Вслед за своим коллегой из МГЛУ он также призвал к «соединению науки и религии».

Обозреватель Портала «Credo.Press», кандидат юридических наук, исламовед Валерий Емельянов рассказал о наиболее распространенных предрассудках православных в отношении мусульман. По его словам, в классическом исламе существует не только признание духовной ценности христианства как «религии Писания», но и, в известной мере, признание Божественности Иисуса Христа. Коран не относит христиан к числу «неверных» («кяфиров»), а сура 40 призывает не воевать с ними, а «соревноваться в благочестии». По словам Валерия Емельянова, ошибочно противопоставлять Восток и Запад, поскольку существует, как минимум, «три Востока и три Запада». Итогом его выступления стал призыв исключить практику прозелитизма между мусульманами и христианами.

Об эфемерности понятия «Современный мир» говорил в своем докладе кандидат богословия игумен Иннокентий (Павлов). По его словам, современная российская молодежь «предпочитает атеизм», и это является не только результатом компрометации РПЦ МП, но и частью глобальной тенденции. В связи с этим, по выражению о. Иннокентия, Московская патриархия «будет скукоживаться», и о каком-либо объединительном Соборе ради восстановления «исторической» Российской Церкви говорить не приходится. По его прогнозу, через 20 лет Россия окажется под китайской гегемонией, а российская гегемония уже закончилась на всем постсоветском пространстве, поэтому вопрос с отделением от Москвы Украинской Церкви – «не религиозный, а геополитический». Игумен считает, что в обозримом будущем прекратится государственный прессинг на «альтернативное» Православие и другие религиозные группы в РФ. Специфическую нишу ИПЦ в современном российском обществе о. Иннокентий видит в делах милосердия, поддержки бедных людей, которые еще в 90-е поняли, что «в Церкви не помогут».

Довольно неожиданно прозвучало подробное цитирование «Основ социальной концепции» РПЦ МП в начале доклада ответственного секретаря Общественного совета объединения «Безопасная столица» на платформе политической партии «Единая Россия» Марины Сироты. Как выяснилось по ходу выступления, роль Церкви общественный активист видит в сдерживании протестного движения, которое может нарастать в России по мере роста недовольства непопулярными мерами властей в социальной сфере. Марина Сирота предложила ИПЦ(С) принять участие в круглом столе «с участием всех Церквей и религиозных конфессий» в Общественной палате России.

Директор НИИ антропогенеза, доктор медицинских наук Олег Чагин начал свое выступление с краткого изложения учения о доминанте Алексея Ухтомского (брата священномученика архиепископа Андрея), однако посвятил его основную часть роли отцов в воспитании детей. Некоторые «антифеминистские» пассажи ученого вызвали протест у ряда участников конференции.

Критике «сращивания Московской патриархии с властью» посвятил свое выступление клирик ИПБЦ архимандрит Филарет (Романов), кандидат юридических наук. Он отметил «целенаправленную работу государственной Церкви по дискредитации и очернению ИПЦ», обратив внимание на важность собственной информационной политики для истинно-православных. Возможно, сегодня православные имеют последний шанс хоть как-то спасти свою репутацию, поскольку, сказал о. Филарет, РПЦ МП превратилась в бизнес, богатство иерархов «выставляется напоказ и создает крайне негативный образ православного епископа и священника». Отметив разрушительные последствия разобщенности истинно-православных юрисдикций и деятельности авантюристов и провокаторов в их среде, выступающий призвал истинно-православных взаимодействовать на основе братской любви и общих позитивных целей.

Управделами ИПЦ(С) епископ Викентий (Пантелеев) говорил о перспективах объединения разных ИПЦ на примере создания Синаксиса 6 поместных Церквей во главе со Схимитрополитом Серафимом и греческим старостильным Митрополитом Ангелом. Он весьма подробно цитировал «Исповедание веры», принятое на Поместном Соборе ИПЦ(С) 2014 года, объясняя суть ересей сергианства и экуменизма, а также призывал истинно-православных к подготовке большого общего Собора.

Конференцию завершили харизматичное выступление игумении Иоанны (Седых), занимающейся миссионерской деятельностью в южных регионах России и на Кавказе, и схиигумении Сергии, которая собирает апокрифические рассказы о старцах и старицах на Руси. Очень важно живое свидетельство игумении Иоанны, постоянно находящейся в гуще простых людей, которых теперь принято называть в России «глубинным народом», о массовом негативном отношении к Церкви и о «смене поколений» духовенства РПЦ МП, которая добивает последние остатки духовничества и молитвенной жизни в этой конфессии. Проживая на Кубани, игумения отмечает также смену в настроениях казаков, которые перестали ходить в церковь.

В рамках подготовки к Поместному Собору ИПЦ(С), в мае нынешнего года, планируется провести еще одну церковно-научную конференцию из этого цикла, которая подведет итоги всего сказанного на предыдущих форумах и подготовит свои рекомендации Собору.

Александр Солдатов,
Портал «Credo.Press»

Размер шрифта

A- A A+