III Церковно-научная конференция Централизованной религиозной организации Истинно-Православная Церковь (Синод Схимитрополита Серафима (Мотовилова) – ИПЦ(С)), посвященная подготовке к Поместному Собору этой Церкви, намеченному на сентябрь, прошла 26 мая, в Неделю о самаряныне, в Зале церковных Соборов Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в подмосковном поселке Денежниково. Как и на предыдущих двух конференция этого цикла, прошедших 26 декабря в Москве и 17 февраля в Денежникове, на форуме председательствовал Схимитрополит Серафим, который обратился к собравшимся со вступительным и заключительным словами.

Девизом конференции, напоминает официальный сайт ИПЦ(С), были избраны слова генерал-лейтенанта Российской армии Михаила Дитерикса: “Россия не может быть ни пролетарской, ни крестьянской, ни рабочей, ни служивой, ни боярской. Россия может быть только – Россией Христа… с ея нравственно-исторической религиозной идеологией”.

В конференции также приняли участие Митрополит Месемврийский и всея Болгарии Сергий (Моисеенко), Александр Солдатов - главный редактор Портала «Credo.Press», иерархи ИПЦ(С) митрополит Марк, архиепископ Иоанникий, епископы Викентий и Алексий, духовенство, монашествующие и миряне ИПЦ(С), военные ученые, казаки, общественные деятели и гражданские активисты.

Отскрывая форум, Схимитрополит Серафим вновь напомнил: «Мы не считаем себя альтернативой или осколком. Мы считаем себя той Православной Церковью, которую Господь создал и утвердил на Руси. Она является ядром всего нашего люда, который уверовал в Господа». Признав, что «любое разобщение смертельно опасно», первосвятитель ИПЦ(С) призвал активнее искать пути к сближению христиан и всего общества, заметив при этом, что «шаги правительства сегодня не есть шагами к сближению».

С первым докладом – «Осмысление исторического опыта ИПЦ в России эпохи гонений с точки зрения вызовов современности» - выступил Митрополит Месемврийский и всея Болгарии Сергий, предстоятель Истинно-Православной Болгарской Церкви. Он связал организационное становление ИПЦ с деятельностью св. Священномученика митрополита Иосифа (Петровых) и, в частности, с его Актом об отложении от митрополита Сергия (Страгородского) – основателя современной Московской патриархии, - подписанным в 1928 году. По отношению к истинно-православным христианам других стран – например, Греции и Румынии, считает докладчик, более применимо название «старостильники», поскольку первоначальной причиной их отложения от «господствующих» церквей своих стран была календарная реформа. Говоря о «жесткой спайке РПЦ и спецслужб» как практическом воплощении ключевой идеи сергианства, Митрополит Сергий заявил, что Московская патриархия превратилась «в филиал идеологического управления ЦК КПСС», которому присущи «партийно-советские методы руководства» Церковью. И в наши дни, продолжил он, «ничего не изменилось», усилилась лишь тотальная коммерциализация псевдоцерковной жизни. Заключительную часть доклада иерарх посвятил критике самозванцев и авантюристов, которые пытаются использовать «бренд ИПЦ».

Главный редактор Портала «Credo.Press» Александр Солдатов изложил свою концепцию трех эпох в истории христианства – доконстантиновой, константиновой (характеризующейся «симфонией» с государством) и постконстантиновой, завершающей земную историю Церкви. «Освобождение Церкви от пут государства и от мирской политики [с окончанием эпохи «симфонии»], - отметил докладчик, - следует воспринимать не как историческое поражение, а как великий дар от Бога, как последний шанс спасти хотя бы «малый остаток» верующих, бегущих от капканов и сетей официального лжеправославия». Говоря же о связи новейших трансформаций «мирового православия» с истинно-православным миром, Александр Солдатов предложил обратить внимание на два их аспекта: «Во-первых, разорвав отношения с Константинополем, апологеты РПЦ МП вынуждены выискивать признаки отпадения своих оппонентов от Православия, а это приводит их на почву критики экуменизма и модернизма... Во-вторых, «побочным продуктом» признания Константинополем так называемых «украинских раскольников» стала легитимация «мировым православием» иерархии УАПЦ, от которой происходит иерархия ИПЦ(С)».

Профессор, доктор военных наук, полковник в отставке Сергей Давыдов рассказал о «точке зрения военных теоретиков на современные глобальные процессы», правда, больше сосредоточившись на противоречиях между большевиками и меньшевиками в первые годы советской власти и на новой интерпретации термина «большевизм» в контексте национально-этических взглядов Ф.М. Достоевского. «Мы живем в эпоху концептуальной неопределенности», - подытожил свои довольно неожиданные для церковной аудитории рассуждения доктор военных наук.

Директор Центра причинно-следственных связей «Гармония» Елена Сабельникова изложила основы своей «социально-православной философии», оказавшиеся довольно тесно связанными с астрологией, идеями русского космизма и учением об «Эре Водолея и Эре Близнецов». «Мы работаем на входе в храм», - так объяснила выступающая переплетение самых разных учений и доктрин в ее «философской системе».

И.о. председателя Миссионерского отдела ИПЦ(С) игумения Иоанна (Седых) традиционно, как и на прошлых конференциях, поделилась опытом своей миссионерской работы в южных регионах России и в Абхазии. С ужасом она констатировала, что тотальным явлением в российской глубинке стал отказ людей от посещения храмов из-за их коммерциализации и «господства мирского духа». Таким образом, современная РПЦ МП гораздо лучше справляется с задачей насаждения массового атеизма, чем это делали советские Общество «Знание» и дежурные лекторы-атеисты. По наблюдениям игумении, духовенство РПЦ МП «повсеместно пользуется ложью – они действуют на чувство страха через ложь». Одновременно с этими печальными процессами по всей России нарастают гонения на истинно-православных, из-за чего ИПЦ покидают некоторые священники и распадаются общины. «Православные устраивают гонения на истинно-православных, хотя даже протестанты нас защищают», - отметила м. Иоанна.

Митрополит Солнечногорский и Клинский ИПЦ(С) Марк (Воинов) выступил с докладом «Цифровой Вавилон, построение всемирного цифрового государства», где указал на опасность замены традиционных документов, удостоверяющих личность, на цифровые. Его позиция вызвала бурную дискуссию участников форума.

Ответственный секретарь Общественного совета Движения «Безопасная столица», член правления Фонда "Наследие митрополита Питирима" Марина Сирота в своем кратком выступлении призвала к усилению культурно-просветительской и социальности деятельности ИПЦ(С). С небольшими репликами выступили и другие участники конференции, в частности, представляющие «Национально-освободительное движение» депутата Госдумы РФ Евгения Федорова и сторонников катакомбного подвижника Михаила Ершова.

Подводя итоги форума, Схимитрополит Серафим призвал перейти в общинах ИПЦ(С) к выборности духовенства – «из местных, из своих». Также он посетовал на то, что «пофигизм», охвативший российское общество, проник и в истинно-православную среду. Председательствующий выразил надежду, что Поместный Собор сделает «первый шаг» в сторону других истинно-православных юрисдикций, которые не могут далее существовать в своих микроскопических нишах.

Итоги трех Церковно-научных конференций ИПЦ(С) подведены в Резолюции, которую участники форума решили считать своим Наказом Поместному Собору.

 

 

А.В. Солдатов портал CREDO press

Размер шрифта

A- A A+