Меня всегда раздражали двойные стандарты. Всегда и во всём. А уж особенно в вопросах этики, морали, совести, религии...

И сегодняшние мои рассуждения направлены на то, чтобы наглядно показать, насколько двойные стандарты опасны и как легко могут быть использованы против тех, кто сделал их смыслом своей жизни...
Этот материал, по большому счёту, будет интересен далеко не всем. У многих вызовет раздражение. Кто-то начнёт плеваться ядом. Однако, мне не привыкать...
Итак, друзья мои, я попробую порассуждать на тему двойных стандартов в самой сложной отрасли - религии. И, конечно же "свободе совести", если таковая вообще существует в том или ином государстве...

Навешивание ярлыков в нашем обществе – излюбленное занятие как «диванных аналитиков», так и «высокомудрых популистов». Одни это делают от скуки и желания повысить свою значимость хотя бы в собственных глазах, другие же потому, что глубоко уверены в собственной непогрешимости.
Разбираясь с понятиями «секты» и особенно «тоталитарные секты» (последнее незамысловато введено в повседневный обиход «сектоведом» А.Л. Дворкиным), я вдруг пришёл к невероятным выводам!
Ведь если задаться целью, то ярлык «секта» можно навесить на абсолютно любое религиозное течение.
Напомню общепринятые «характерные признаки» сектантства, как их заботливо определяют современные «сектоведы»:
- Религиозная «реклама» (либо через широкие средства массовой информации, либо путём доверительных бесед «из уст в уста»).
Прозелитизм и вербовка новых сторонников путём заботливой опеки новых членов общины, помощи и постоянной поддержки новых последователей.
- Двойное учение и двойные стандарты в самой организации. Одно – внешнее, благостное, «на показ». Другое – внутреннее, порой достаточно беспринципное, направленное на усиление благополучия и укрепление власти религиозных лидеров.
- Иерархия. То есть систематизированное «ступенчатое» восхождение по карьерной лестнице «посвящения» последователей секты.
- Непогрешимость секты и её лидеров, получающих «знания» путём «откровений» и «снисхождения благодати», а посему изначально неоспоримых по своей сути и форме.
- Программирование сознания, когда люди, подпадающие под влияние «секты», ради некой «иллюзорной цели» готовы отказаться от внутренней свободы и принять установки своих «учителей».
- Духовный элитизм (избранничество). Когда последователям «секты» внушается мысль, что данное учение единственно правильное, а в силу этого «спасение» возможно только «в ограде» данной организации, а все остальные – или «нераскаявшиеся грешники», или «еретики», или «раскольники» или «заблудшие души» (перечень определений каждый может, при желании, дописать самостоятельно).
- Контроль жизнедеятельности. Имеется ввиду, что конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека.
- И, наконец, политические цели. Когда организация считает себя вправе прямо или опосредованно влиять на управление государством.
Скажите, все перечисленные «характерные признаки» никакую сегодняшнюю структуру не напоминают?
Всё ещё нет??
Ну, тогда продолжим…
Дано:
Время – чуть более двух тысяч лет назад.
Место – древнеримская провинция под названием Иудея.
Государственная религия – иудаизм.
На фоне римского владычества и финансовой коррупции религиозных лидеров, в недрах иудаизма зарождается немногочисленная секта, проповедующая принципы, в корне отличающиеся от господствующей религиозной доктрины. Почему секта? Да потому, что именно так утверждает популярный в Русской Православной Церкви сектовед А.Л. Дворкин. Вот его определение: «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона».
Далее, эта секта, может быть именно благодаря борьбе с ней и преследованию её последователей, набирает обороты и превращается, в конечном итоге, в религиозное течение, с которым вынуждены, из-за его массовости, считаться светские владыки. 
Переродившись из иудейской секты (согласно определению А.Л. Дворкина) в полноценное религиозное течение, данная организация стала нещадно бороться с возникающими «сектами» внутри себя самой, полностью оправдывая «характерные признаки» сектантства в том, что лишь её учение единственно истинное и неоспоримое.
С каждым годом, с каждым столетием, да и сегодня в том числе, данная организация в той или иной мере полностью соответствует всем тем признакам секты, которые столь опрометчиво определили для «религиозных инакомыслящих» разномастные, а особенно «православные» сектоведы.
Итак. Она по-прежнему широко рекламирует себя и свою деятельность как на государственных информационных ресурсах, так и обладая собственными средствами массовой информации. 
Неукоснительно соблюдает «двойные стандарты» своего учения, закрывая глаза на непозволительную роскошь, окружающую в быту собственных «лидеров», на их стремление к вседозволенности и почти открытую подверженность всевозможным грехам и порокам, вместе с тем вовсю поучая народ о необходимости жертвенности, милосердия, нестяжательства, кротости, смирения и т.д.
Обладает структурированной иерархической системой, где восхождение на каждую последующую ступень сопровождается усилением материального благополучия, финансового состояния и возможностей использования в собственных целях государственно-политического аппарата.
О «непогрешимости» её лидеров я вообще молчу. Так как не знаю ни одного случая, когда кто-то из них был бы серьёзно наказан за свои «незначительные грешки». А если и была «показательная порка», то исключительно несогласных с центральной властью или тех, кого «отмазать» было уже невозможно. Однако же, по прошествии времени, все «неотмазанные» совершенно спокойно «реабилитировались» и обретали весьма «хлебные» места внутри структуры.
Насчёт программирования сознания и «духовной избранности» тоже всё понятно. Достаточно только взглянуть на государственную поддержку, вплоть до законодательного уровня, и на устранение «конкурентов» любыми способами и возможностями, вплоть до нечистоплотных.
Касательно контроля жизнедеятельности, то я не знаю ни одной сферы, до которой данной религиозной структуре не было бы дела. От образования и культуры до военизированных формирований. Ведь они считают себя исключительными «богоизбранными» экспертами абсолютно во всех вопросах! И кто им внушил подобную глупость??!
Ну и политическая деятельность, в качестве «вишенки на тортик». Стремление к формированию собственной геополитики и управлению, в том числе и международными, политическими процессами.
Но если все признаки сектантства присущи религиозной организации, о которой я веду речь, то что же тогда говорить об остальных?
Получается, что одна (просто очень большая и массовая) секта обвиняет другие (более малочисленные и менее значимые) в том, в чём виновата сама!
Более того, в основе всевозможных обвинительных псевдоаргументаций лежит исключительно финансово-имущественная и политико-государственная составляющая!
И это было бы смешно, когда бы не было так грустно!
Мне искренне жаль отечественных «православных» сектоведов, в яростной борьбе с неугодными и угрожающими благосостоянию господствующей структуре определившими «характерные признаки» сектантства. Поскольку именно ими они вполне успешно описали эту самую структуру.
Могу только сокрушенно вспомнить слова в чинопоследовании Таинства исповеди: «под свою анафему падоша…»
И продолжить заниматься столь непростыми изысканиями, по возможности абстрагируясь от процессов и глядя на всё со стороны…

 

(© Copyright: Святослав Моисеенко «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»)

Размер шрифта

A- A A+