Screenshot 1

 

 

Суть предстоящего Таинства исповеди состоит в том, чтобы искренне осознать свои грехи, раскаяться в них до появления отвращения к ним.

Начинать следует с поста (говения) за семь дней до исповеди, если прихожанин не исповедовался месяц, год и более. Если исповедь была менее месяца, то поститься следует три дня.

Питаться при подготовке следует пищей растительного происхождения. Следует исключить мясо, молоко, сыр, сливочное масло, яйца, и другую пищу животного происхождения. В некоторые дни поста разрешается рыба. В одни постные дни разрешается принимать растительное масло, в другие нельзя. Это можно найти в церковных православных календарях или в интернете.

При этом ни в коей мере не следует изнурять себя голодом, наедаться надо досыта. Обычно кушают любые супы: овощные, грибные и др., любые каши: рисовая, гречневая, пшённая, овсяная, гороховая с различными приправами и овощами, хлеб, картофель в любом виде, овощные салаты любые на растительном масле. Питаясь в монастыре во время поста, монахам даже при тяжёлых физических нагрузках этой пищи бывает достаточно, чтобы не голодать. Монастырская пища особенно вкусна, когда готовится она с любовью и молитвами, и не на газе или электричестве, а на дровах.

Многие при подготовке к исповеди забывают об усиленных молитвах, способствующих осознанию своих грехов, чтению Евангелия и жития святых. Забываем также и об информационном посте, когда мы можем отказаться от различных развлечений, сведению до минимума просмотра телевизора, или вообще отказа от него, дабы активизировать духовную сторону своей личности. Побольше быть в тишине для молитв и глубоких размышлений о мире и своём месте в нём, о своём предназначении, вспомнить о грехах своих, о которых подскажет душа ваша. Анализируя эти грехи, можно вспомнить причину их возникновения, какой духовный вред причинил этот грех в своём развитии, и к чему это привело.

Здесь хотел бы привести слова преподобного Ефрема Сирина: «Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках». И ещё одна фраза Господа нашего Иисуса Христа: «Не к праведникам я пришел, но к грешникам». (Мк. 2:17).

Вспоминая эти грехи, мы готовимся к исповеди. Бывает только от осознания и раскаяния в своих грехах, при подготовке к исповеди, находясь ещё дома, они уже прощаются Господом, а не тогда, когда священник читает над головой разрешительную молитву. Но это не значит, что на исповедь ходить не надо, а исповедоваться Господу дома. Молитвы священника, получившего благодать при рукоположении, молящегося о вас, и о прощении грехов ваших будут лучше услышаны Богом.

Не следует забывать при подготовке к таинству и искреннего прощения всех, кто обидел вас, и простить всех обидевших вас. Это очень важный и порой не всегда понятный вопрос подготовки к исповеди. Попробуем его разобрать более подробно. Сейчас довольно часто можно услышать от человека такие слова: «Как сильно он меня обидел! Вот не прощу, не прощу ему!» Теперь давайте задумаемся, а кому этот человек делает плохо? Наверное, прежде всего самому себе. Ведь обидчик может быть и думать об этом забыл, а у этого человека «кипит всё внутри». Так ведь и до болезни себя довести можно.

Исповедь наша будет не полной, если мы, как настоящие православные христиане при встрече или по телефону не примирились с окружающим нас миром: родственниками, супругами, детьми, сотрудниками по работе, соседями и т.д.

Прощение может быть и заочным, для этого нужно уединиться в тихом и спокойном месте и пройти мысленно дорогу своей жизни от сегодняшнего дня, через юность, в своё детство. На этой дороге вы будете вспоминать свою жизнь, и у вас будут встречаться лица людей, которых вы обидели, или кто-то обидел вас. Идя по этой дороге, вы просите у них прощения и прощаете их, затем прерывая контакт. И совсем не важно, если этих людей уже нет в живых или они живут вообще в другом городе или стране. Здесь самое главное искренне попросить прощения и простить их.

Затем из детства этой дорогой мы возвращаемся через юность обратно в сегодняшний день, и на этом пути встречаются люди, кого мы обидели, и кто обидел нас, и также просим прощения и прощаем всех, и попытаемся заглянуть в будущее. Можно представить восходящее солнце, великое множество людей и попросить у них всех прощения даже за свои будущие грехи.

Мы вспоминаем наши грехи с момента Таинства Крещения, нам кажется, что на следующий день мы пойдём и исповедуем их Богу, но как правило может произойти другое. Подойдя к аналою, приложившись к Кресту и Евангелию, из головы улетучивается всё. Поэтому на исповедь не возбраняется приходить с грехами, заранее написанными на бумаге, и зачитать их. Описание грехов должно быть краткое, без самооправдания и ссылки на других людей. Эти люди ответят за свои грехи, а вам придётся отвечать на Страшном Суде за грехи, совершённые конкретно вами. Помните только, слова Святителя Николая Сербского: «Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем».

Куда же девать эту бумагу с написанными грехами? Прежде всего не показывать её никому, а придя домой сжечь её. При сжигании бумаги, получается замечательный психотерапевтический эффект, сгорают в огне и грехи, написанные на ней. И не забудьте поблагодарить Господа, перед иконой с зажжённой свечой, за прощённые грехи с обещанием впредь их больше не повторять.

 

Практическая сторона исповеди

 

Господь наш Иисус Христос, обращаясь к ученикам Своим сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Мф. 18:18). В другом же месте Евангелия Спаситель, дунув, сказал апостолам: «Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся». (Ин. 20:21-23). Апостолы стремясь исполнить волю Господа, передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви Христовой, и до сегодняшнего дня каждый верующий и исповедующий чистосердечно свои грехи перед православным священником, и Богом прежде всего, может получить через его молитву разрешение, прощение и полное отпущение их. Только этот шаг навстречу Богу, будет лучше, если он будет совершён не тогда, когда болезнь и другие проблемы в полной мере уже подступили к человеку, а гораздо раньше. Человек должен почувствовать эту необходимость, и не подходить к краю пропасти.

Очень хотелось бы, чтобы верующий, придя в храм Божий почувствовал духовную атмосферу богослужения и исповеди.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, и рассмотрим три варианта исповеди. Многие находясь в православном храме на богослужении чувствуют молитвенный посыл священника, особенно в торжественные и праздничные дни, и это очень хорошо. Но теперь попробуем взглянуть на Таинство Исповеди в эти дни при огромном стечении народа.

Для принятия исповеди выходят несколько священников. К каждому священнику выстраивается очередь, которая чуть-ли не напирает на кающегося прямо за его спиной. Люди слышат о чём он говорит и слёзной исповеди с откровениями не получается, да и некогда. Священник только успевает спросить, грешен ли. И услышав ответ, накрывает епитрахилью, крестит даже не прочитав разрешительную молитву, и к нему уже подходит следующий. Руки священника работают как на конвейере. А кому нужен этот конвейер из прихожан? Ведь это не исповедь, а профанация. И не сможет батюшка достучаться до сердца конкретного прихожанина, некогда ему. Ведь нужно ещё причастить святых Христовых тайн, а без исповеди никак нельзя.

Так происходит в крупных городских храмах, особенно в дни праздников. Не везде конечно, но бывает и так.

Другой вариант исповеди, когда верующий уезжает в удалённую деревенскую церковь или монастырь. Там совершенно другая обстановка. Народа немного, и исповедь проходит правильно. А как же правильно? В литургии наступает момент, когда священник приглашает прихожан на исповедь. Он берёт аналой, на котором лежит крест и Евангелие, и располагается неподалёку от алтаря.

Очередь из прихожан выстраивается на расстоянии 8-10 метров от священника и ждет своей исповеди. Первый в очереди делает пару шагов, поворачивается к прихожанам, скрещивает на груди руки и кланяется им произнося: «Простите меня братья и сестры». Затем он опускает руки и подходит к священнику, приложившись к кресту и Евангелию, он склоняет голову над аналоем. Священник накрывает его голову епитрахилью и идёт неспешная исповедь, которая начинается со слов: «Каюсь Господи (в том-то и том-то)». Прихожанин устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь. Исповедь может идти 3-5 минут, а может и 10. Очередь при этом терпеливо ждёт, и совершенно не слышит о чём шёпотом говорит прихожанин. Священник при этом может задавать вопросы и давать краткие наставления. По окончании исповеди священник произносит разрешительную молитву.

В последнее время, может из-за спешки, батюшка в конце исповеди иногда забывает спросить: «Грехи ты свои знаешь? Обещаешь ли ты перед Господом впредь их не повторять и всячески с ними бороться?» Многие прихожане говорят, что такие вопросы им не задавались. А ведь это очень важно, на этом строится вся суть исповеди.

А теперь рассмотрим ещё один вариант исповеди. Это покаянная беседа и исповедь у своего духовника, которая может происходить совершенно иначе. В отдельной келье, где у иконы горит свеча, приложившись к кресту и Евангелию, можно сидя, идёт неспешное искреннее, откровенное общение, вопросы и наставления духовника. Иногда кающийся опускает глаза, потому что стыдно за содеянное смотреть в глаза духовнику, иногда бывают слёзы раскаяния. В этом случае всё бывает иначе, потому что это чадо духовное исповедуется только у одного единственного, выбранного им, духовного отца. Он доверяет только ему одному свои грехи. И духовный отец, хорошо зная своё чадо, его помыслы и чаяния, его большие и малые грехи, усиленно молится за него, направляя его к Богу, указывая путь в Царствие Небесное.

По окончании исповеди духовное чадо также склоняется над крестом и Евангелием, покрывается епитрахилью духовника, и звучит разрешительная молитва.

Ну а теперь вспомним ещё один вариант исповеди, который не используется в современной Церкви. Это катакомбный период первых веков раннехристианской Церкви. Из-за гонений римских императоров, христиане вынуждены были проводить богослужения тайно, иногда ночью, в подземных шахтах, катакомбах. Там иногда за тяжкие грехи исповедь шла публично, при всей общине. Кающийся выходил перед всей общиной, и называл свои грехи перед Богом, и у всех просил прощения. Я думаю, что после такой исповеди, впредь он никогда не совершал грехи.

 

Принцип совершения греха

 

Зачастую от прихожан можно услышать такую фразу: «Смотри не греши, а то Господь покарает!» Оно в корне не верно. Давайте рассмотрим на примере грехи, их проникновение в нашу жизнь, и последствия их воздействия.

Наступает время, когда родившегося младенца родители вместе с крестными несут в церковь, или может взрослый сам приходит, где священником свершается Таинство Крещения. При этом происходит духовное очищение человека. Священник читает четыре молитвы на изгнание демонов, и человека, вновь родившегося от воды и благодати Духа Святаго, Господь, давая Заповеди Свои, как бы невидимо, от всех бед и несчастий закрывает защитным невидимым покрывалом и приставляет к нему Ангела-хранителя.

Проходит какое-то время, человек вырастает и начинает понимать, что вокруг много различных удовольствий и нечестивых соблазнов. У этого человека большой и длинный путь, а эта дорога жизни очень сложна и порой непредсказуема. С одной стороны дороги находятся Бог, архангелы, ангелы, а с другой стороны сатана, диаволы и бесы. И вот Господь предоставил человеку, как единственной свободной личности на нашей планете право выбора: «Выбирай человек, ты с Богом или с диаволом?» Выбор этот для человека очень непростой.

И вот идёт человек по этой дороге жизни и совершает первый грех. Он оглянулся по сторонам, понимает, что совершил грех, но ничего не произошло. И человек начинает понимать, что ему можно всё, и совершает второй грех, двадцать пятый, сотый...

А в это время Господь наблюдает за ним посредством души человека. Ведь она является маленькой частичкой его огромной Божественной Души, и даётся человеку как бы напрокат, на период его жизни, вместе с физическим телом. Господь видит, что человек грешит «напропалую», у него нет никаких тормозов. Господь посредством Его возможностей многократно даёт понять человеку, что он сильно грешит, но человек в своей греховной эйфории не слышит, или не хочет слышать Его, забыв о Его заповедях...

Тогда, в понятиях православия, наступает момент, называемый «попустительство Господне». Он отзывает своего Ангела-хранителя и снимает с грешника своё защитное невидимое покрывало. Человек при этом остаётся абсолютно беззащитен и уязвим.

Видя это тёмные сущности с другой стороны дороги жизни активизируются и начинают ему всячески вредить. Это, как правило, потеря здоровья, проблемы на работе, вплоть до увольнения, разлады в семье и со всем окружающим миром.

И только тогда человек останавливается и задумывается. Он начинает осознавать свои беды и грехи, вспоминает о Боге и искренне тянется к Нему, молитвенно обращаясь с просьбой о прощении. В зависимости от тяжести грехов и искренности раскаяния, Господь может простить их по своей благости и человеколюбию. Помните только, насколько важна для Него ваша искренняя, со слезами исповедь. Но ещё помимо покаяния человек должен творить благие дела, антигрехи. И может быть Господь смилостивится и прощая скажет: «Прощаются тебе грехи твои». (Лк. 5:20).

И вот здесь очень хочется сказать и напомнить, что Господь нас не карает, как говорят некоторые, а искренне любит нас как чад своих. Все проблемы и позывы к грехам идут только от нечисти. Только бесы, используя хитрость свою, и наше «авось пронесёт», подталкивают нас к совершению греха.

А ведь всего этого, наших грехов, могло и не быть, нужно только спокойно в молитвенном общении слышать глас Божий. Его тихий, спокойный и любящий голос. Когда по призыву Его, в искренних молитвах Он приходит, то и душа ощущает чувство радости и единения с Богом.

Но ведь в нашей, кипящей страстями, мирской жизни этого зачастую не происходит. А надо бы иногда слышать, когда Господь тихим голосом говорит: «А ведь не туда ты идёшь, и делаешь не то». Но мы в эйфории страстей совершенно не слышим Его, продолжая идти своим греховным путем. При этом: «Бог обращается к человеку шёпотом Любви, а если он не услышан – то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий». (Клайв Льюис).

И не хочет Господь нам зла, но отвечать за свои грехи приходится. Греховный человек попадает порой на больничную кровать, отходя от мирской эйфории жизни. Именно здесь появляется много времени для размышлений о прошедшем пути, который совсем разошёлся с путями заповедей Господних.

Но сейчас, в наше сжатое до предела время, происходит иногда совсем не так, как трактует нам Церковь о Страшном суде, который свершится после нашей смерти. Всё чаще начинает происходить по-другому, уже в этой жизни. Люди думают, что возмездие за грехи будет потом, но оно порой наступает почти тут-же или через короткий промежуток времени. Жизнь сейчас действительно сжата, и времени на молитвы и размышления кажется совсем не хватает. Большинство из нас носит грехи большие и малые. Торопитесь в исповеди, и делами своими, как можно скорее очиститься от них, и вновь получить прощение, дарованное Господом. И здесь уместно вспомнить выражение святого преподобного Исаака Сирина (VII век): «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Нам всем очень хочется получить спасение души нашей, но что-то не всем хочется упорно и плодотворно трудиться над этим. Тем более быстрого духовного роста не всегда получается, и наше желание остаётся только на словах. А Господь терпеливо ждёт наших дел!

В заключении хотел бы рассказать о примере из личной практики исповеди. В последнее время всё чаще ко мне обращаются родственники людей, болеющих онкологией. Это, как правило, не начальные стадии, а уже четвёртой, запущенной стадии. Они просят соборовать, исповедовать больных людей и причастить их Святых Христовых Тайн перед смертью, т.к. официальная медицина от них отказывается с лечением ввиду запущенности болезни, и отправляют их домой просто помирать в кругу семьи.

Часто на исповеди я слышу такие фразы: «дети уроды», «муж или жена такие-сякие», о родителях их и слушать страшно, такие же и сотрудники на работе, и соседи. От них исходит абсолютное зло, обиды, ненависть. Хотя они и крещёные, но в православном храме на исповеди и причастии никогда в жизни не были.

Исходя из этого, я думаю, что понял причины возникновения рака. Это всё то же абсолютное зло, обиды, ненависть, накопленные за долгую жизнь, заложенные в фундамент жизни на котором покоится целая гора этого негатива, а на вершине этой горы – она, «красавица» онкология.

Дорогие братья и сестры, так зачем копить это всю жизнь?

Давайте задумаемся, насколько мудрыми были наши православные предки. Они регулярно ходили на исповедь и причастие в церковь. Они не копили за всю жизнь эту гору духовной грязи и обид. Они были добрыми и прощали обиды, и сами просили прощения. Они были близки к природе, дышали свежим воздухом, пили чистую воду из родника или колодца, ели натуральную пищу. Они много трудились, были добры и абсолютно спокойны. Их душа была открыта для Бога, и Он пребывал там всегда, чего и вам желаю.

 

С молитвой о Господе, смиренный Митрополит †Иоанн (Абраменко)

Размер шрифта

A- A A+