От редакции: Под терминами “РПЦЗ” и “ИПЦ” в этой статье подразумеваются все русские православные юрисдикции, независимые от РПЦ МП и возводящие свое каноническое преемство к историческим Зарубежной и Катакомбной Церквам ХХ века. Автор излагает свои религиозные убеждения как последователя ИПЦ

От редакции: Под терминами “РПЦЗ” и “ИПЦ” в этой статье подразумеваются все русские православные юрисдикции, независимые от РПЦ МП и возводящие свое каноническое преемство к историческим Зарубежной и Катакомбной Церквам ХХ века. Автор излагает свои религиозные убеждения как последователя ИПЦ

Как спасаться, где спасаться, с кем спасаться? Такие вопросы задал себе православный мирянин N в момент осознания пагубности курса экуменизма, которым неуклонно движется вперед некогда горячо любимая им Московская патриархия. Нет, верующих людей, конечно, мирянин N встречал в РПЦ МП - среди мирян точно, реже среди духовенства, - но в среде архиереев сколько ни искал, увы, так и не нашел. Может, и встречались иногда духовные проблески в архиерейских проповедях, которые звучали с амвона или доходили через публикации, но вкус дегтя в них как-то невидимо всегда присутствовал. Говорили А, но про Б молчали.

Начались поиски. Вначале интерес вызвали группы из числа “непоминающих” священников и активных мирян внутри РПЦ МП. Пыли они подняли много, делали громкие заявления, давали советы, как самостоятельно спасаться, бороться с экуменизмом и прочей апостасией. Да, было интересно и даже как-то по-своему вдохновенно, появились какие-то надежда, сочувствие, единомыслие, но... Прошло время, и стало потихоньку проясняться, что чего-то или кого-то “непоминающим” не хватает. Начался определенный духовный голод, как следствие недосказанности и даже православной неполноценности, если можно так выразиться, всего этого массива без епископа. Духовная жизнь там похожа на бесполезную борьбу с ветряными мельницами или тушение пожара пустыми ведрами. Идея “истинной Церкви” там есть, а основы и содержания нет - только оболочка. Конечно, осознание этого произошло не сразу, а шло годами. Выход из РПЦ МП был очень болезненным.

На помощь пришли жития Новомучеников, прочитанные еще в начале 2000-х. Именно тех православных христиан, которые не признали новый курс митрополита Сергия (Страгородского), за что и приняли мученические страдания и смерть. Да, это то, чего так искал мирянин N и ищут многие сегодня. Это пример стояния в вере и истине до конца. Так нашел мирянин N церковные группы, до сего дня следующие курсом наших Новомучеников и Исповедников, - выжившие и гонимые до сих пор островки спасения, преемствующие РПЦЗ и ИПЦ.

Но и здесь непросто - к кому именно присоединиться? Таких групп стало очень много и не всегда они друг с другом ладят. Попытки разобраться, кто прав, а кто виноват, приводили только к унынию. Каждая из этих групп была по-своему права, но одеяло перетягивала на себя соседняя, доказывая друг другу свою истинность и каноничность. Момент выбора был не из приятных, и это еще мягко сказано. Бессонные ночи, огромное количество прочитанных статей, какие-то звонки, письма, вопросы, ответы, анализ - и вновь поиски. Ничто не приносило ожидаемого результата. Как же так? Неужто наши святые Новомученики-антисергиане пострадали зря? Неужто больше никого из их приемников по Духу не осталось?..

Помог разобраться священник, перешедший в одну из этих групп из РПЦ МП. "Куда угодно, только не в МП!" - прозвучал его вердикт. После его слов все стало потихоньку становиться на свои места. Церковь сохранилась, но после многих штормов и ураганов теперь существует не в форме единой синодальной структуры, а в виде множества групп РПЦЗ и ИПЦ. Такой точки зрения придерживаются и архиереи ИПЦ, с которыми довелось общаться. Далее было принято решение: кто ближе территориально, к тем и нужно присоединиться. Но из-за отсутствия прямой доступности священника, в таинствах участвовать все равно не было никакой возможности. Здесь пригодился опыт нашей Катакомбной Церкви, а именно — удаленная исповедь, служба дома мирским чином и переданные для причастия Святые Дары. Потом, спустя примерно год, стало понятно, что это самый правильный путь.

Изучая самый драматический период истории РПЦЗ и ИПЦ (конец 90-х - начало 2000-х), невольно приходишь к выводу, что во времена внутрицерковной смуты и разделений Господь Своим неведомым промыслом хранит Свою Церковь теми способами, которые могут казаться людям необычными. Из чего это видно? Из того, что “ветви” РПЦЗ и ИПЦ вышли из одной колыбели, из исторической Православной Российской Церкви, и до сих пор движутся единым курсом, который всех объединяет, а именно — курсом антисергианства и антиэкуменизма. Это две основы, через которые Господь невидимо держит вместе все эти “ветви”. Ссоры и раздоры попущены Богом, в том числе, за обыкновенные человеческие немощи, грехи, амбиции. Упадок духовной жизни мы наблюдали уже в конце XIX и начале XX веков. Весь этот багаж, как наследство, достался РПЦЗ и ИПЦ. Далее, как следствие, появились и нынешние вероучительные расхождения, такие как киприанизм и антикиприанизм, имяславие и имяборчество. Эти расхождения врачуются и исправляются. Было бы желание - и Господь поможет.

Мир в среде РПЦЗ и ИПЦ уже наступает. Господь сохранил Своих чад и теперь собирает их воедино. Мирный тон все чаще и чаще появляется в проповедях, новостях и частных беседах. Архиереи, клирики, монашествующие и миряне РПЦЗ и ИПЦ все чаще и чаще об этом говорят, а некоторые предпринимают реальные шаги навстречу друг к другу с целью примириться и - слава Богу - примиряются! Кто-то еще не остыл от ссор и раздоров, а кто-то уже нашел в себе силы, осознал пагубность и греховность вражды и стал на путь исправления. Такого рода действия Господь всегда поддерживает и благословляет. Возможно, впереди нас ждет новый шторм, поэтому собираются Богом щепки некогда разбитого корабля воедино, чтобы устоять в предстоящей буре.

Православный народ сильно устал от этих внутрицерковных распрей. Бог видит смятение и слезы, но видит и намерения к единству - и посылает помощь, смягчает сердца. Возрождается побитая, помятая, но живая и законная наследница Православной дореволюционной Российской Церкви. Нужно этот путь пройти с достоинством, осознанием допущенных ошибок, не только наших, но и наших предков. Будем стараться пребывать в мире, любви, едином Духе и истине во Христе.

“Островки” РПЦЗ и ИПЦ - это и есть Истинная Церковь, которую для всех нас, в том числе для вышедших из РПЦ МП клириков и мирян, сохранил Господь для спасения.

 

 

Источник: интернет-портал "Credo.Press"

Размер шрифта

A- A A+