...«Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти,

но питает и греет ее, как Господь церковь»

(Еф.5:28)

Великий пост - это время отчуждения от мирских попечений, пустыня для греха, подготовительный период к светоносному христианскому празднику -Светлому Христову Воскресению. Истинный пост состоит в творении добрых дел, духовном устремлении в глубины веры, пребывании в непрестанной молитве. Пост включает в себя сорок дней строгого, углублённого богослужебного круга, отличающегося от праздничных богослужений. Воздержание от пищи приводит нас к очищению своей души и тела через покаяние в своих собственных грехах.

Все старания человека воцерковлённого должны быть направлены в это время на осознание своих отступлений от заповедей Господних на старание быть лучше. Основанием христианского поста стал сорокадневный пост Иисуса Христа и ветхозаветных праведников, которые из-за безграничной любви к Богу отказывались от пышных трапез и всевозможных увеселений.

Святые отцы учат, что внешний пост является диетой, а внутренний ведёт к спасению и очищению своей души. С древних времён христиане лишали себя всевозможных удовольствий, комфорта противопоставляя этому поклоны, чтение священного писания, творение добрых дел.

Пост - это добровольное воздержание от злых дел и в пищи, это ведь не изнурение своего организма, которое приводит к истощению. Ведь время поста - это духовная аптека, которая наоборот врачует духовные раны человека. Поститься мы должны для Бога, а не для людей, именно о таком посте говорил Иисус Христос. Он призывал поститься и предупреждал, что только истинного поста боится тёмная сила. Постясь, мы исповедуем Христа распятого, который ради нас людей и нашего ради спасения сошёл с небес и оттуда придёт, судить живых и мёртвых.

«Сей род неверия изгоняется молитвой и постом». В этом евангельском отрывке говориться о маловерии. «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете, горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:14-21).

Ученики Христа не могли изгнать беса «по неверию». Здесь не сколько не говориться о бесах, а подчёркивается маловерие - сомнение, колебание в вере. Как быть уверенным и как достичь полной отдачи себя в руки творца?

Этот вопрос помогает нам углубиться в свою собственную жизнь, порыться в ней, найти изъяны и исправить их к добрым последствиям. Найти ту уверенность в своём сердце, которая бы побудила к пробуждению духовному, верности к Богу и его святому закону.

Внутренний пост - это примирение с Богом и своими ближними, сокрушение в своих грехах, милосердие, понимание. Василий Великий в своих изречениях о посте напоминает нам о прощении долгов ближнего устранении зла из нашего сердца, умиротворению в семье освобождению от осуждения и покаянию. «Не в судах и сварах поститесь». «Не ешь ты мясо, а поедаешь брата».

Правильный пост - это путеводитель к бесстрастию, к свету правильного общения с Богом, исправлению своей собственной жизни и обращению её к востоку, откуда приходит милость и вечное блаженство во Христе Иисусе Господе нашем, Которому вечная слава во веки вечные. Аминь.

 

Иерей Евгений (Бугайчук)

Размер шрифта

A- A A+