ОСНОВНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДЕЛАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА – МОЛИТВА

Дома – ежедневно утром и вечером, пред трапезой и после, умная и сердечная молитва во всякое время, как об этом учит апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1-е послание к солунянам гл.5,ст.И), а в воскресные и праздничные дни в храме Божием.

ПОСТ По примеру и учению Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов (Евангелие от Матфея гл.4,ст.2; Деяния гл.13,ст.1), мы, христиане, должны соблю-дать все четыре поста в году, каждую среду и пятницу (кроме разрешенных дней) и другие постные дни, как об этом учит Церковное Предание

ПОЧИТАНИЕ СВЯЩЕННОГО САНА Всегда и по достоинству воздавать почтение лицам, имеющим священный сан (диакона, священника, епископа), как слугам Божиим и ходатаям нашим пред Богом; особенно духовного отца своего.

ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН Четыре раза в году, каждый пост, должно быть желание у нас исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовых. Но отлучаются от Церкви и Бога те, которые и одного раза (в Великий Пост) не выполняют этой заповеди. ХРАНЕНИЕ СЕБЯ ОТ ЕРЕТИКОВ И ИХ ПИСАНИЙ Не общаться с еретиками, не право верующими и славящими Бога, не читать их сочинений, чтобы самим не принять ложного учения (Мф.18,17; Тит.3,10).

МОЛЕНИЕ ЗА ВЛАСТЕЙ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ Молитва о распространении и утверждении правой веры и славы Божией, а также об обращении неверных, отступивших и заблудших, как об этом учит нас Священное Писание (1Тим.2,1-4).

ТВОРИТЬ ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ Оказывать помощь, кто какую может, словом, делом, состраданием единоверным братиям нашим и всем людям, как созданию Божию (Ин. 13,35; Мф. 5,7; Иак. 5,16; 20 и др.).

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА Миряне не смеют взять что-либо для своих нужд из того, что дано Церкви. Также духовные лица не должны тратить церковное имущество кое-как, но разумно, для пользы духовных и нищих людей, а также на украшение храмов. Особенно епископы должны рас-поряжаться церковным имением во благо и спасение душ христианских.

УДАЛЕНИЕ ОТ ГРЕХОВНЫХ ОБЫЧАЕВ Не читать безбожных и непотребных книг, в которых изложена хула на Бога, святых Его и прочие кощунства, а также книг, возбуждающих греховные мысли и чувства, т.е. учащих разврату и другим порокам; удаляться и подобного рода зрелищ; бесед и прочих злых дел: песни бесовские, пляски и т.п. (Правила Соборов Церкви и святых Отцов).

СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВОЗБРАНЕНИИ ОБЩЕНИЯ С ЕРЕТИКАМИ Из жития святаго священномученика Вавилы.

Возвращаясь с мерзкого, челове-коубийственного жертвоприношения, нечестивый царь направился к христианскому храму, желая видеть совершение Святых Тайн, и своим входом в храм грозя осквернить святыню Господню. При приближении царя Декия (249-251, [по Дмитрию Ростовскому царя Нумериана (283-284)] к храму, святитель громким голосом воскликнул: «Не должно тебе, царю-идолопоклоннику, в святыню Бога Живого входить и осквернять её своим присутствием». И когда царь подошёл ещё ближе к церковным дверям, святой Вавила, приложив свою правую руку к груди царя, оттолкнул его от храма Божия.

ГРЕШНО ЛИ РАБОТАТЬ В ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ? Толкователь священных правил патриарх Вальсамон в толковании 29 правила из Лаодикийского собора говорит: «Верные не должны оставлять своих занятий (в субботу) по иудейскому обычаю, но должны в субботу работать, а чтить воскресный день ради Воскресения Господа и воздерживаться от занятий, и присутствовать в церквах. Впрочем, и это, то есть, чтобы не работать в воскресный день, не принудительно заповедали (отцы собора), но присовокупили: аще могут верные. Ибо, если кто по бедности или по другой какой-либо необходимости будет работать в воскресный день, не подвергается осуждению» (Кормчая полных переводов). («Слово Церкви», 1915г., № 23) Из чего следует, что христианам следует носить пояс? О необходимости ношения пояса, например, св. Василий Великий: «Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф., III, 4); а еще прежде его Илия, потому что как отличие сего мужа описано: «Муж космат, и поясом усменным (перепоясан) о чреслех своих» (4 кн. Царств, 1,8). Указывается, что и Петр употреблял пояс, как видно из слов ангела, говорящего ему: «Перепояши, и вступи в десницы твоя» (Деян., ХП,8). И блаженный Павел, по пророчеству о нем Агава, оказывается употребляющим пояс, ибо сказано: «Мужа, егоже есть пояс сей, тако да свяжут в Иеросалиме» (Деян., XXI, II). И Иову повелевает Господь препоясаться. Как бы в ознаменование какого-то мужества или готовности ему сказано: «Препояши яко муж чресла твоя» (Иов. ХХХУЩЗ). И у всех учеников Господних было в обыкновении употребление пояса, как видно из запрещения «не иметь меди при поясех» (Тводения св. Василия Великого, т.2, стр. 361 издания 1911г.). («Церковь», 1913, Как православная Церковь борется с брадобритием? Почти на каждом соборе обсуждается этот вопрос и изыскиваются меры для борьбы с эти грехом. И на Освященном соборе, бывшем в августе 1916 г., обсуждался этот вопрос и собор (22 авг.) постановил составить воззвание к брадобрийцам с увещанием – прекратить это пагубное дело. Это воззвание было составлено и отпечатано. В нем говорится: «...наша св. Церковь всегда строго осуждала это зло – брадобритие, этот в высшей степени греховный и еретический обычай. И не только осуждала, но и принимала все доступные меры к искоренению этого зла. Если же зло не искореняется, то вина в этом не св. Церкви, не священных ее соборов, а тех, кто не слушает голоса св. Церкви». И весьма справедливо говорят боголюбивые епископы, что после многочисленных осуждений этого зла вина падает только на тех, кто не слушает этих соборных увещаний и наставлений. На самом деле, какие же другие меры воздействия могут быть приняты против продолжающих брадобритие? Разве только самые крайние – отлучение от Церкви. Но перед такими мерами приходится остановиться, памятуя, что Христос Господь «хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти». («Слово Церкви», 1916, № 52) Если лица, желающие присоединиться к Церкви Христовой, но смущающиеся тем обстоятельством, что при присоединении над ними должно быть совершено таинство миропомазания. Какое есть основание для повторения над еретиками сего таинства? По этому вопросу мы имеем наставления св. апостола Павла: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову, ибо это тоже, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, пусть и стрижётся. А если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Достаточно ли для спасения души верить в Бога и делать добрые дела? «Кто не между членами Христовыми, – пишет блаж. Августин, – тот не может иметь христианского Спасения. Можно иметь почесть, иметь таинство, можно петь «аллилуйя», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме православной кафолической Церкви, нельзя найти спасения» (Твор. свв отец, с 236).Также говорит и священномученик Киприан Карфагенский: «Люди, не хранящие союза и преискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником; оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться царствия» (О единстве Церкви). «Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд» – Иоанн Лествичник так высказывается, конечно, не в том смысле, что делающий добрые дела без истинной веры, вне единства с Церковью, совершает их без пользы для себя, но что дела эти безполезные для его вечного спасения. Без сомнения. Бог не оставит без награды тех, которые совершают добрые дела, хотя бы то были не истинно православные и даже язычники. Святой Иоанн Златоуст на слова апостола «Во всяком языце бойся Бога и делай правду, приятен Ему есть» (Деян., 10, 35), – говорит следующее: «Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных, и, между тем, оставленных в презрении? Нет; ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких (людей)... Если (Бог) не презрел волхвов и эфиоплянина, и разбойника, и блудницу, то без сомнения, тем более не презрит делающих правду и желающих (веровать)» (Творения, т.9, с.217-219.). То есть. Бог не оставит без награды делающих доброе; Он не презрит таковых. «И эллин будет награжден», - говорит тот же святой отец в другом месте (с. 530). И чем больше велики будут его добрые дела, тем больше будет эта награда: он будет настолько приятен Богу, что сподобится познания истинной веры и через нее может достигнуть вечного спасения, достигнуть Царства Божия. («Слово Церкви», 1917, N37) Можно ли православному священнику крестить младенца, родители которого еретики или неверующие? Тайна св. крещения совершается над младенцами по вере их родителей и восприемников и для того, чтобы потом воспитали они младенца в вере Христовой и благочестии. Но если родители еретики, они не будут воспитывать свое дитя в правилах истинной веры, и понятно, что священник не должен совершать св. крещения над младенцем, родители которого желают только совершить обряд, без сердечного желания воспитать своего ребенка в вере Христовой, иначе это будет кощунство. Но в некоторых случаях, по вере восприемника, указанно, чтоб он имел попечение о душевной пользе крестника паче плотских родителей. («Златоструй», 1912, № 6) Можно ли православному священнику крестить младенца, родители которого еретики или неверующие? Тайна св. крещения совершается над младенцами по вере их родителей и восприемников и для того, чтобы потом воспитали они младенца в вере Христовой и благочестии. Но если родители еретики, они не будут воспитывать свое дитя в правилах истинной веры, и понятно, что священник не должен совершать св. крещения над младенцем, родители которого желают только совершить обряд, без сердечного желания воспитать своего ребенка в вере Христовой, иначе это будет кощунство. Но в некоторых случаях, по вере восприемника, указанно, чтоб он имел попечение о душевной пользе крестника паче плотских родителей. («Златоструй», 1912, № 6) Можно ли совершать отпевание и поминовение некрещенных младенцев? Над такими не совершается отпевание и не творится поминовение, так как они не очищены от прародительского греха, а очищение это делается только при крещении. Св. Иоанн Златоуст говорит об умерших оглашенных, что «они лишены всякой помощи, кроме одной. За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу» (Творения его, XI, стр.248). Что же касается будущей участи умерших не крещенными младенцев, то св. Григорий Богослов говорит следующее: «Они ни прославятся, ни накажутся от Праведного Судии». («Церковь», 1913, № 26) Можно ли духовному отцу за совершение крещения, покаяния и брака брать деньги? В святом Писании сказано: «Достоин делатель мзды своея», отсюда очевидно, что брать за труд деньги, если дают, нисколько не предосудительно. Другое дело, если духовный отец требует, и притом определенную сумму, и без этого не желает исполнять своих обязанностей, тогда он подлежит суду по святоотеческих правилам, как нарушавший заповедь Самого Спасителя. Из чего следует, что христиане должны брать благословение у священниками как это делается? Через священническое благословение на верующего низходит Божия благодать, утверждающая в добрых делах, укрепляющая против грехов и соблазнов, защищающая от действия нечистых духов и злых человек. В благословении человек испрашивает у Бога разрешение и помощи на совершение того или иного дела. Подойди к священнику и поклонись до земли без крестного знамения, говоря: «Прости отче и благослови» и встав, жди. После возгласа священника говори «Аминь» и целуй руку и правое плечо. И когда свяшенник скажет «Христос посреди нас», отвечай «Есть и будет».

О правой вере (из книги «Сын церковный»)

10. Похвала крестившемуся Знай, что ты доброе дело сделал и, поистине, ныне родился, тело свое омыл и душу очистил. Оставил родивших тебя, познал Создавшего. Убежал от тьмы, и, приняв свет, к Богу приблизился.

11. О приближении к Богу Слушай, запоминая и рассуждай, понимая, чем ты приблизился к Богу. Потому что ты крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и дал ныне обещание Христу святым крещением, ты - раб Божий и обещаник Христу. Не удаляйся же от Него делами своими ради своего обещания и ради своих дел. И Бог приблизится к тебе, и будешь Божий.

12. Как обрести доброе имя и унаследовать благодать Если хочешь быть Божиим, имей всегда Бога в сердце своем и поступай везде по правде. Не дерись, не кради, не лги. Будь смирен и имей любовь ко всякому человеку. И в доме господина своего будь во всем послушен и верен, добр и не лукав, и не лепив па добро. Так приобретешь все доброе и унаследуешь всякую благодать.

13. О мудрости Если хочешь искать мудрости и иметь добрый разум, и украшать [свой] нрав, учись книгам и прочтению божественных слов, и учению святых Его; и [тогда] тех [святых] увидишь, ибо челове-ческая душа почитается больше всего мира. Ибо богатство всего мира тленно и смертно, душа же безсмертна..

14. О душе Если поймешь, что твоя душа безсмертна, тогда постигнешь истинную православную веру,которой радовались пророки, гордились апостолы, все верные радовались, украшались святи-тели, венчались мученики.

15. О правой вере О ней же теперь слово. И, тебе, такова есть эта вера православная, [что] в той вере на земле живущие люди в любви соединяются с небесными ангелами, беседуя с ними и славословя, и вос-певая Бога; и после отхода душ их к Богу творят великие чудеса: слепых просвещают, хромых и разслабленных исцеляют, беснующихся оздоровляют и всякие недуги и болезни врачуют.

16. О святых Такими, как [я] говорю, были среди святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Климент папа римский, Поликарп Смирнский, Петр, Алексий и Иона московские; среди преподобных отцов - Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский. И много та-ких, число и имена [их] один Бог знает.

17. О пище святых Тому не удивляйся и не думай, что это ложь, что по человеческой молитве даровалось зрение слепым и исцелялись всякие недуги и болезни. Ведь и жизнь их не человеческая, ибо терпят, как [будто] безплотные. Пища же их - хлеб и вода, и едят они редко и мало. Иной ест через день, иной через два, иной через неделю, иной через две недели, а иной по 40 дней ничего не ест. А иной хлеба не ест, только траву и коренья.

18. Об одежде святых Еще и об одеждах [они] не пекутся, босыми и нагими терпят солнечный зной и зимний мороз, и всякое скитание по земле, по дереву и по камню.

19. О молитве святых Также и молитва их к Богу всегда [творится] непрестанно. День и ночь стоят, как непоколебимый столп. Лишь немного поспят на земле. Такова вера и любовь святых к Богу.

20. О молитве мирян Нам же, [ныне] живущим людям, такой труд вынести невозможно, поэтому [и] установили нам святые отцы правила церковные. Также повелели и дома: по силе каждого установили и повелели молиться. А без правила церковного и без домашней молитвы невозможно быть православным христианином и не повелено...

31. О литургии Совершается святая литургия - это тайна великая и несказанная. Тогда ангелы невидимо слу-жат со священниками. Тогда, [подобно] Господу нашему Иисусу Христу, невидимый Агнец закала-ется [и] в пищу верным, на избавление и на очищение от грехов подается.

32. О молебнах Молебны поют, кто когда хочет, рано и поздно, днем или ночью, или утром, или вечером, ибо [здесь] нет запрещения по времени: ведь где встретят царя, там и молят его, так это [понимай].

33. О церковном правиле Вот тебе слово о церковном правиле, ты же этому внимай и учись добрым обычаям истинного благоверия. И [слушай] поучения о нравах и словах, и о благих делах людей. И о добрых рабах, а не о злых.

34. О церкви Послушай о самой церкви, как думать о ней, как в нее входить и как в ней стоять. Ведь у нас святые отцы назвали Церковь Божию земным Небом и Невестой Христа, и Домом Божиим. Пото-му что Бог здесь, в ней, пребывает, и к Нему сюда все верные приходят, и у Него милости и ос-тавления грехов просят. И получают, если просят с несомненной верой.

35. Еще о церкви Ты же о том слушай прилежно и не считай эту церковь [простым] домом, ибо [она] окроплена кровью Христовой и освящена Святым Духом. Потому пусть не будет в ней ничего скверного: ни зверь, ни иная скверна в нее да не входят. Если же когда войдут по небрежности, или по какой иной причине, тогда священник с молитвою святою водою окропляет [церковь], чтобы [она] оставалась чиста и свята. Слушай слова мои, ибо ты – новопросвещенный, все это [сам] понять не сможешь, если не услышишь от кого-либо [об этом]. И для того [я] тебе теперь написал немного про христианские обычаи, чтобы ты был [им] верен, и познал бы в себе Бога. Ибо для тебя совершилось благо, а не зло...

38. О Христианской Церкви У нас в православном христианстве есть святая непорочная апостольская Церковь, которая ос-вящена божественными и священноносными людьми и украшена, и совершена проповедями святых апостолов, исполнена всякого блага. Поэтом учись, как к ней подойти, [как] в неё входить, [как] в ней стоять и [как | ней молиться.

39. О приходе к церкви Теперь же ты научись вот чего беречься: когда подойдешь к церкви, не спеши войти в нее. Стань снаружи у дверей и расспроси свою совесть, когда что с тобой было во сне или наяву, от бесовского смущения, мечтания, и прельщения, [и не] думал ли, идя [в церковь] о какой-нибудь блудной скверне. [И если так,] тогда не входи в церковь, но стань вне, как Адам прея вратами Рая, и знай, что враг отлучает тебя от Церкви. Если враждуешь или сильно гневаешься на кого, тоже не входи нее, пока не утихнет вражда и а примирится совесть. [Даже] если ты и уберегся а [бесовского мечтания, [то] и тогда не скоро в церковь входи. Поклонись трижды, глядя на деисус, и говори с первым поклоном: «Боже, милостив...», со вторым: «Боже, очисти...», с третьим: «Создавыи мя...» Потом обратись на все четыре стороны и поклонись стоящим здесь людям, и говори им: «Простите меня, отцы и братья», и так войди в церковь.

41. О входе в церковь Войдя в церковь со страхом и трепетом, сознавай себя грешным и недостойным войти в нее. Ибо ты входишь на земное Небо, где тебе молиться Творцу твоему и Богу нашему, и думай, как будто стоишь на Небе. Не думай ни о чем земном, но только вздыхай, молясь о своих грехах.

42. О стоянии в церкви Стань на одном месте, тихо и смирно, никого не толкни, не потесни без крайней нужды. И, став, также положи три поклона, как говорил тебе прежде, с теми же словами – «Боже, милостив...».

43.О поклонах Если нет праздника, не в субботу и не в воскресенье, клади все поклоны в землю, а в праздник и в субботу, и в воскресенье клади поклоны в пояс. Потом говори: «Достойно есть...», все до конца, и поклон до земли, даже если и в праздник, и в субботу, и в воскресенье, далее «Слава..., и ныне...», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови», также с тремя поклонами, как и прежде.

44. О поклонах людям Потом поклонись на четыре стороны стоящим около тебя людям и скажи им так же, как и прежде: «Простите меня, отцы и братья». И поклонись в пояс, а не в землю.

45. О власти [духовной] Если где случится быть власти, всегда поклонись в землю прежде поклона людям и говори: «Прости меня, отец святой, и благослови, и помолись за меня, грешного». Говори [это] про себя, а не вслух.

46. О входе в церковь Входя в церковь, как бы найдя Ноев Ковчег, ты избежал греховного потопа. И встань достойно, как на самом Небе. И [вот ты] сочетался с Вышними Силами.

47. О стоянии в церкви Стой кротко и смирно, обрати свое лицо к образу Христа и молитву к Нему твори непрестанно, и держи ее на устах.

48. О молитве Божией Молитву к Христу говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Говори про себя, а не вслух, для людей...

57; 58. О стоянии в церкви Когда ты в церкви стал уже на свое место, не озирайся туда и сюда, [даже] не сходи с места, помни место, где стоишь, не переходи на другое, разве [только] по крайней нужде или из-за тесноты, или чтобы почтить какого-либо человека. И потом крепко возьмись за леность свою: ногу от ноги не отставляй, на стену и на столб не опирайся. Если кого видишь делающего [что-то] неправильно, не осуждай его, ибо он не учен. И если [сам] исправишься, не превозносись, ибо Бог не любит превозношения. Не давай расслабляться телу и не отдайся суете мира сего, только слушай пение и чтению внимай. И если [услышишь] какое-либо слово и не сможешь его понять, то спроси о нем знающих людей после службы.

Десять заповедей Божиих

1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, ели ка суть ближняго твоего.

Молитва Господня: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, сыне и Слове Божий, ради Пречистой Матери Твоея, Приснодевы Марии, помилуй нас грешных.

Молитва Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и велися в ны, и очины ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наши. Молитва Пресвятой Богородице: Богородице Дево, радуйся, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Ангелу хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя, ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва святому, имя которого носишь: Моли Бога о мне, святый (ая) угодниче (це) Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому (й) помощнику (це) и молитвеннику (це) о душе моей.

Обновления

Все обновления >>
Газета
Свежие выпуски газеты "Поместный собор"*Для просмотра файлов газеты Вам потребуется программа Adobe Reader. Последнюю версию бесплатно можно скачать с сайта...
Все выпуски >>

Размер шрифта

A- A A+