Анти́христ (греч.Αντίχριστος — вместо Христа) — фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом.

Термин происходит из Нового Завета и на греческом языке значит «Против помазанника Божьего» (αντί Χριστός). Слог αντί можно с греческого также перевести как «вместо».

Упоминание в Библии

Ветхий Завет

Пророк Даниил видит «небольшой рог», то есть царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан.7:8,24 и след.; ср. Дан.11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сирийским царем Антиохом IV Эпифаном (175—163 гг. до Р. Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времён. Упоминание в Мк.13:34 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в Ветхом Завете следует чётко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа).

Новый Завет

·     Откровение Иоанна Богослова, глава 13

·     Первое послание Иоанна 2:18, 2:22, 4:3

·     Второе послание Иоанна ст.7

·     Во втором послании к Фессалоникийцам (Солунянам) гл. 2 говорится о человеке греха, сыне погибели.

Представление об антихристе

Представление об антихристе возникло ещё в первые времена христианства как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить всё зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник Сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом.

Представление об антихристе возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27; Дан.11:31; ср. Мф.24:15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез.38:2; Иез.39:1; ср. Отк.20:8). По учению апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2Фес.2, 2Фес.3 и след.).

Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой ещё евреи видели четвёртое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придёт бороться против царства Мессии.

Начиная с XIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрения на папу как на антихриста символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали антихрист сарацино-турецкое господство Мухаммада и в 1213 г. даже папу Иннокентия III.

Пришествие антихриста ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или чёрной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели антихриста затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 (число) приурочивалось и к Наполеону III. Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста. У евреев позднейших времён также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллие, противнике Мессии[1].

В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей.

После Русской революции 1917 и уменьшения влияния Церкви, некоторые фанатики с антихристом сравнивали сначала Ленина, а потом и Сталина. Но с началом Второй мировой войны первым на звание антихриста выдвинулся Адольф Гитлер.

Роза мира Даниила Андреева

В книге Даниила Андреева Роза мира глава 4 книги 12 под названием «Князь Тьмы» полностью посвящена описанию времени антихриста с точки зрения данного автора.

Антихрист в Исламе Основная статьяДаджаль

Примечания

1.   Armilus — статья в Jewish Encyclopedia(англ.)

Апокалипсис и наше время. Архиепископ Виктор, Славянский и Южно-Российский.

·     Антихрист и беспоповцы

·     Фридрих Ницше «Антихрист»

·     Даниил Андреев «Роза Мира», книга 12 глава 4

·     Рабби дон Ицхак Абарбанэль об Антихристе

·     Владимир Соловьев «Краткая повесть об Антихристе»

·     Ч. Т. Рассел «Человек греха — Антихрист»

·     Лирический герой Игоря-Северянина: литературный мессия или предтеча антихриста

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Размер шрифта

A- A A+