Апостасия (греч. Αποστασία — отступничество) — термин, используемый для обозначения религиозного отступничества.

Отступничество представляет собой добровольный отказ верующего от своей религии либо отказ  клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии.

АПОСТАСИЯ

[греч. ἀποστασία - отпадение, отступничество, измена], утрата христианином веры, отрицание религиозных догматов, связанное с отпадением от Церкви и иногда сопровождаемое переходом в древнее вероисповедание или к атеистическим воззрениям.

В греческой античной литературе термин «Апостасия» обозначал измену законному правителю, дезертирство, мятеж. В греческом тексте ВЗ (Септуагинта) он приобретает религиозный смысл - отпадение от Бога или Закона Моисеева (в евр. тексте:   - восставать (Числ 14. 9),   - быть непокорным (Ис 30. 1),   - отпадение (Иер 2. 19)). В НЗ и раннехристианской письменности, продолжая ветхозаветную традицию религиозного употребления, приобретает значение «отступление от христианской веры, вероотступничество» (ср.: Лк 8. 13; 2; Фес 2. 3; 1 Тим 4. 1-3 (ср.: Мф 24. 11-13); Евр 3. 12; 2 Петр 2. 20; 3. 17). Тертуллиан обвинял в Апостасии иудеев (De pudic. VIII 9). Начиная со свт. Киприана Карфагенского (Ep. LVII 3. 1) термин «отступники» (apostatae) стал применяться к христианам, отпавшим от своей веры в ходе гонений. Свт. Киприан упоминает также декрет св. папы Корнелия об извержении из сана клириков-отступников (Ep. LXVII 6. 3). Один из главных примеров Апостасии в христианстве - император Юлиан (361-363), прозванный Отступником (греч. ̓Αποστάτης). В западной традиции термином «Апостасия» наряду с отпадением от христианской веры (apostasia a fide) обозначался также отказ от религии как таковой (apostasia a religione) и сложение с себя духовного или монашеского сана (apostasia ab ordine) (ср.: ThomAquin. Sum. Th. II-II 12. 1). В ХХ в. на Западе активно дебатировался вопрос о том, можно ли считать Апостасией приверженность коммунистической идеологии.

Для понятия церковной Апостасии существенно следующее: 1) о ней можно говорить только в отношении лиц, принявших Крещение; 2) в отличие от ереси она характеризуется не частичным, а полным отрицанием церковного учения (ср.: CIC сan. 1325. § 2); 3) она должна быть явно выражена во внешних действиях (в открытом исповедании разрыва с христианством, отправлении культов иных религий и т. п.) и может быть добровольной или вынужденной.  Апостасия, т. о., является участие христианина в обрядах иноверной религии, даже если участвующий не разделяет учения этой религии (ср.: Decret. Sext. V 2. 8; 13). За добровольную (сознательную) Апостасию по правилам Василия 73 и Григория Нисский 2 полагалось пожизненное покаяние с дозволением приобщиться перед смертью Святых Таин; Вселенский Собор назначает за это 3 степени публичного покаяния в течение 12 лет, «являя милость» к отступившим, но истинно покаявшимся: «Три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Таин» (прав. 11). Вынужденная Апостасия, совершенная под страхом смерти или мучений, по правилам Василия 81 (посл. четв. IV в.) наказывалась 8-летним 3-степенным (непринятие в церковь - 3 года; слушание Писания с оглашенными - 2 года; молитва с припаданием - 3 года) покаянием (для вкусивших идоложертвенное; для не вкусивших - 6-7 лет). Если же Апостасия совершилась по принуждению, но без угрозы жизни и здоровью, то срок покаяния (в 4 степени: добавляется стояние в молитве с верными - 3 года) увеличивался до 11 лет. По более раннему правилу (314) Анкирского 3 вынужденная Апостасия вообще не считалась преступлением и совершившие ее, после того как публично исповедают себя христианами, должны были без ограничений допускаться к церковному общению. Священник, участвовавший в языческих обрядах, после покаяния сохранял сан, но лишался права совершать таинства и проповедовать, диакон лишался права участвовать в богослужении (Анкир. 1-2). Различные случаи Апостасии рассмотрены в правилах свт. Петра Александрийского (Петр Ал. 1-13). Виновные в Апостасии сначала подвергались увещеванию и призывам к возвращению в Православие (ср.: Miklosich, Müller. T. 1. P. 183-184) и лишь в случае упорного отказа карались извержением из сана или отлучением от Церкви. В католичестве таковые, кроме того, изгонялись из монашеского ордена и иных церковных институтов и наказывались общественным порицанием («бесчестьем», лат. infamia), распространявшимся также на потомков тех, кто скончался без покаяния. Сложивших с себя монашество на Западе предписывалось держать в заключении, пока они не раскаются (Decret. Greg. IX. V 9. 5), а ослушавшихся своего епископа отлучали от Церкви (Ibid. I 33. 2; ср.: Карф. 10 и 11).

Светская власть преследовала отступников от христианства, причисляя Апостасию к т. н. «гражданским преступлениям» (crimen publicum). В 357 г. император Констанций 2-й узаконил конфискацию имущества лиц, перешедших в иудейство; последующие императоры ограничивали отступивших от христианства в язычество или иудейство в праве свидетельствовать на суде, дарить, завещать и наследовать по завещанию имущество и даже в праве вернуться в Церковь после покаяния (декреты Грациана, Валентиниана и Феодосия I от 383, Валентиниана, Феодосия I и Аркадия от 391), а также наказывали смертной казнью тех, кто склонял к Апостасии (декрет Феодосия II и Валентиниана от 438). Для расследования дел об Апостасии не было срока давности (декрет Феодосия II и Валентиниана от 426; ср.: Cod. Iust. I VII (De apostatis) и Прохирон XXXIX 31, 32, 34). Манихеям, перешедшим в христианство, а потом вернувшимся к своим обрядам, классическое римское право назначает «крайнее наказание» - смертную казнь (Cod. Iust. I V 16, повторено в Василиках I 1. 31 и Прохироне XXXIX 28). Смертная казнь полагалась также за возвращение к языческим обрядам после принятия Крещения (ср.: Прохирон XXXIX 33).

К апостолу Павлу  (2 Фес 2. 3) восходит христианская традиция, которая считает Апостасию главным признаком «последнего времени», тем самым в Апостасию вкладывается эсхатологическое содержание. Ряд отцов Церкви (свт. Ириней Лионский, блж. Августин, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит) связывали апостата с «человеком греха» - антихристом. Тертуллиан, свт. Амвросий, Пелагий, блж. Иероним, Икумений, Евфимий Зигавин предлагали рассматривать Апостасию в политическом смысле - как отпадение государствв от Римской империи. Свт. Кирилл I Иерусалимский, блж. Августин, Феодор Мопсуестийский, блж. Феодорит, Фома Аквинский, Николай Лирский понимали Апостасию в нравственно-религиозном смысле - как отпадение от живого Бога в еретичество или отпадение народов от религиозного мировоззрения. Современное богословие, указывая на смысловую связь 2 Фес 2. 3 с Лк 21. 5-26, Мф 24 и Лк 18. 8 и основываясь на взгляде свт. Ипполита, высказанном в толковании на Книгу пророка Даниила, придает Апостасии политико-нравственно-религиозное значение: апокалиптические времена будут отличаться всеобщей Апостасией в области как государственных, так и религиозно-нравственных законов, что приведет к полной анархии и подготовит пришествие «человека беззакония» - антихриста, который явится нравственным выражением современного ему общества.

Лит.: Ширяев ВН. Религиозные преступления: Ист.-догмат. очерки. Ярославль, 1909. С. 89-92; Страхов В., свящ. Второе послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Серг. П., 1911; Глубоковский НН. О Втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915; Beugnet A. Apostasie // DTC. Vol. 1/2. P. 1602-1612; Bouché J. Apostasie // Dictionnaire de droit canonique. Vol. 1. P. 640-652; The Encyclopedia of Religion. Oxf., 1987; Ρλλης ΚΜ. Ποινικὸν δίκαιον τῆς ̓Ορθοδόξου ̓Ανατολικῆς ̓Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 19933. Σ. 322-323; Glaubensabfall // LTK. Bd. 4. Sp. 696-698.

 К. А. Максимович, прот. Владислав Цыпин

Размер шрифта

A- A A+