Запись доклада иеромонаха Серафима Роуза, сделанного в мае 1981 г.
Апостасия

Сам апостол Павел, будучи весьма полон сознания приближающегося конца мира и второго пришествия Господа Иисуса Христа, даже в свое время еще предупреждал христиан не слишком возбуждаться по поводу грядущего конца. В своем втором послании к Фессалоникийцам (2, 2-3) он говорит: «Не спешить колебаться умом и смущаться... будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели».
Это очень важный признак конца: отпадение или апостасия, и появение человека беззакония, которым является Антихрист. На этой теме я хотел бы остановить ваше внимание. Это понятие об апостасии является ключевым к пониманию событий нашего времени. Сама тема слишком пространная, чтобы в нее углубляться полностью. Но говоря кратко: ученик истории, глядя на все прошедшие 2.000 лет истории, особенно истории запада, может проследить непрерывную цепь развития. А в течение последних 900 или 1000 лет мы можем видеть разные нити, которые составляют нашу современную историю и современную цивилизацию. Сегодняшняя цивилизация сформирована событиями и развитиями вчерашними.
Когда Солженицын говорит о приближении великого мирового кризиса или даже о конце мира, он имеет в виду то, что это историческое течение, которое продолжается уже по крайней мере тысячу лет, теперь подходит к своему концу. Дальше ему некуда идти: оно должно либо круто измениться, либо уничтожить человечество. Солженицын отслеживает это течение к Средневековью. Фактически же оно восходит гораздо дальше. Если проследить с исторической точки зрения, вы увидите, что оно восходит к тому времени, когда Рим отпал от Церкви, т.е. к 1054-му году, к середине 11-го века. Что-то случилось на западе: запад решил пойти своей дорогой.
Это отпадение Рима явилось началом того, что можно назвать главным течением апостасии. Апостасия и значит «отпадение», даже самое малое отпадение. Если посмотреть на Рим в 12-ом веке, он еще оставался довольно близким к Православию. Однако, он уже начал отклоняться в своих разных идеях о первенстве папы, и т.д. Как только началось это движение апостасии, оно продолжало идти, шаг за шагом, пока оно весьма логично не привело к тому миру, который мы видим сегодня. Рим отделился от Церкви потому, что земные идеи церковного управления – папство – взяли верх. И как только римская Церковь стала независимой от восточных Церквей, эти нововведения стали входить в жизнь Рима до тех пор, пока с течением столетий эта жизнь не стала крайне разниться от Православия.
Обмирщвление западного мира породило языческое Возрождение, а отход римской Церкви от истинных христианских обычаев первоначальной Церкви (особенно римокатолическая идея об «индульгенциях» и продаже их) породил протестантскую Реформацию, которая, вместе с разными суевериями и ложными обычаями против которых она, якобы, боролась, постепенно отбросила и почти все вековые христианские традиции. Это в свою очередь привело к реакции известной под названием «век Просвещения» - 18-ое столетие, которое и вовсе отбросило религию и старалось обосновать жизнь на человеческом разуме. В общем это тот фундамент, на котором человечество старается жить и сегодня. И это то, что породило коммунизм, из которого вышел Солженицын и против которого он протестует. Коммунизм является последней и самой настойчивой попыткой сделать жизнь на земле соответствующей человеческим идеям, а не божественным.
Если бы с самого начала Рим не отпал от Православия и не начал весь этот процесс апостасии, мировая история была бы совершенно иной. Мы даже сейчас можем видеть как на востоке, в православных странах вроде Греции и России, не было ни Ренессанса, ни Реформации, ни даже века Просвещения, как это было на западе. И если сейчас эти страны разделяют западное мировоззрение, это потому, что за последние одно или два столетия они приняли наконец эти идеи и были отравлены ими. Таким образом они стали частью целого мира, который занят сейчас одной лишь цивилизацией, т.е. цивилизацией западной, которая, как правильно оценил Солженицын, находится в состоянии вымирания.
В том же послании к Фессалоникийцам, в котором апостол Павел упоминает апостасию, он дает и второе название этому движению. Он называет его «тайной беззакония». Он говорит, что «тайна беззакония уже в действии», готовя мир к Антихристу, который является «человеком беззакония». Если мы взглянем на нашу цивилизацию 20-го века, слово «беззаконие» или «анархия», пожалуй, главным образом и характеризует ее.
Вот несколько примеров: к началу 20-го века все разные школы живописи растворились в то, что можно лишь назвать состоянием «беззакония»: кубизм, футуризм, т.е. кубики на полотне, или то, что делал Джексон Поллок 25 лет тому назад: становился посреди огромного полотна и, «вдохновившись», обмакивал кисти в краску и разбрасывал эту краску (или любое, что ему попадало под руку) как попало по полотну. Это нельзя серьезно назвать искусством, т.к. по сравнению с тщательными произведениями мастеров прошлых веков, такой подход является своего рода «беззаконием» - ведь такие «художники» просто распускают себя и идут против всех законов.
То же самое и в современной музыке. Историк музыки Альфред Франкенштейн написал полную историю западной музыки, но когда дошел до 20-го века, он остановился и сказал: дальше я не могу продолжать писать, потому-что то, что следует за этим, в моем понимании уже не является музыкой. Он понимал, что что-то там существовало, но оно не повиновалось законам, которым повиновалась музыка до конца 19-го века; таким образом, это уже было что-то совершенно иное, что-то повинующееся новому принципу – принципу беззакония.
И как только мы дойдем до этой точки – дальше идти уже некуда. Вот поэтому Солженицын и предчувст-вовал, что что-то подходит к концу, т.к. невозможно все время опускаться; нельзя разбрасывать краску по полот-ну и называть это художеством. Что-то должно произойти: или какой-то взрыв, появление в мире нового принципа – как когда христианство появилось в римские времена и полностью все преобразило, – или, если ничего нового не произойдет, тогда вся цивилизация просто сходит на нет и всему наступает конец.
В области морали стало весьма заметным, особенно за последние 20 лет, как беззаконие вошло в норму. Даже высокопоставленные лица из духовенства либеральных деноминаций – включая католиков, протестантов и пр. – бывают вполне готовы оправдывать всякие вещи, которые раньше считались бы аморальными; теперь же они оцениваются в свете новой морали – т.н. «этики положения».
По крайней мере до Второй Мировой войны большинство цивилизованных людей (и даже племена дикарей-язычников) имело довольно правильное понятие о том, что хорошо и что плохо, и соблюдало приличие в поведении, но с тех пор многие поддались философии что «можно делать что хочешь», и даже т.н. христиане оправдывают и поощряют поведение, которые до сих пор считалось полной потерей стандартов приличия, не только христианских, но и обще-человеческих. Это и является важным признаком беззакония в современном обществе. Такое не могло бы произойти там, где у людей сохраняются любые религиозные и моральные взгляды, а является прямым последствием оставления христианства и отпадения от истины. Это и есть то, что апостол Павел называет «тайной беззакония» - тайной потому, что она не раскрывается полностью в этом мире, а приходит извне, из мира иного. «Тайна законности» является историей того, как Бог сошел с небес и воплотился нашего ради спасения. «Тайна беззакония» есть обратное явление: тайна, которая приходит из бездны ада, врывается в этот мир и меняет его. Таким образом, это есть тайна беззакония или анархия, которая готовит нас к пришествию «человека беззакония», сиречь Антихриста.
Идея беззакония вкрадывается даже в политику и в государство – которое является бессмысленным, если в нем нет порядка. Если вы посмотрите на то, как разделен мир, то вы увидите, что почти половина мира находится сейчас в коммунистическом лагере. А коммунизм, если взглянуть на него объективно, является очень странной формой политико-экономического порядка, т.к. она бессмысленна. Что касается политики, коммунизм является тиранией, хотя коммунизм и заявляет, что он противник такой формы правления. Что же касается экономики, то в этой области коммунизм не срабатывает, хотя вся суть установления его в том, чтобы он действовал лучше капитализма. Таким образом, с точки зрения тех, кто внедрил коммунизм в мировые правительства, он оказался бессмысленным, т.к. не выполнил того, что должен был выполнить, а вместо этого произвел рабские государства, о которых так красноречиво писал Солженицын. И однако, коммунизм захватил почти весь мир. Остальной мир бессилен остановить шествие коммунизма. Почему же?
Коммунизм как предтеча Антихриста
Скажу вам несколько слов о коммунизме. Он не является просто одной из политических или экономиче-ских систем. В политическом плане он держится исключительно на терроре, на Гулаге. Для того, кто хочет знать о том, что происходит сегодня в мире, книга Солженицына «Архипелаг Гулаг» точно рассказывает о жизни в России за прошедшие 60 лет, и в других странах за прошедшие 30 лет, и о том, что ожидает остальной мир. Солженицын четко описывает экономический провал этой системы. Он подчеркивает, например, что царское правительство экспортировало пшеницу тоннами, а советы должны импортировать пшеницу с Запада. Основными достижениями Советского Союза явились создание и наращивание достаточного количества оружия (после кражи секретов западной технологии) для уничтожения жизни на земле, и необъятная сеть концлагерей, называемая Гулаг.
Но как же могут люди верить в эту марксистскую систему? Те, кто в нее верит, должны признать, что она является весьма странной философией. Это не обычная философия, проповедующая, например, что лучше иметь единого монарха, управляющего многими людьми, или что лучше людям выбирать себе правителя. Нет, коммунизм представляет собой какой-то мир фантазии. Он похож на разные движения, которые бытовали в 16-ом веке: кто-то объявит себя Иисусом Христом, или пророком Иисуса Христа, и люди начнут следовать за ним. Он всех возбудит, крестьяне поднимут бунт, а в конце концов появится властелин и порубит их всех, и снова все станет мирно. Однако, на какое-то время он взбудоражит всю страну и люди будут думать, что происходит какое-то великое духовное событие.
У коммунизма та же самая идея – только без Бога. Если рассмотреть ее, она является по сути идеей хилиастической – о рае на земле, который вот-вот наступит. Очень интересно читать о зарождении коммунистического движения в 19-ом веке, т.к. писания его ранних «пророков», как например Фурье во Франции, являются абсолютно фантастическими бреднями. Фурье говорит о наступлении мира и благоденствия в мире, когда все фонтаны будут переливаться розовым лимонадом, а люди будут с деревьев собирать мясные отбивные!
Непонятным кажется, как люди могли принимать это всерьез. Но так оно и было. Даже Маркс был вначале вдохновлен этой фантастикой, пока не возмужал и не понял, что раз вся эта философия построена на баснях, он должен подвести под нее научную подоплеку. Таким образом он развил т.н. «научный материализм». Затем он начал воплощать свои мечты в реальность путем свержения буржуазных правительств. Но когда он приходил к власти, какой у него был ответ? Он фактически обещал то же самое, что и прежние сектанты. Даже Ленин, устанавливая коммунизм в Росси, предвидел такую цепь событий: сперва происходит революция, меняется общество, свергаются и убиваются все цари, после них – средний класс, и т.д.; затем забирается все их имущество и власть отдается рабочим. (Понятие «рабочий» было очень туманным; рабочие первые попадали в тюрьму.) Власть как будто отдается рабочим, но в действительности лишь несколько человек ее забирают и держат в своих руках – пока, якобы, рабочие не достаточно созреют, чтобы властвовать сами. А по прошествии нескольких лет эта т.н. диктатура пролетариата отмирает, и тогда люди обретают мир, радость, удовлетворение, и больше нет проблем.
Кто-то даже спросил Ленина: что случилось бы, если кто либо захотел вернуться к религии или к преж-нему образу жизни? Разве не нужно ли по крайней мере иметь полицейское ведомство? А он сказал: не будет никакой нужды в полицейском ведомстве, т.е. сами люди настолько изменятся в новых общественных условиях, что если кто либо заимел бы несоциальную идею, он будет автоматически раздавлен как букашка самим наро-дом. Иными словами, люди будут так счастливы, что они сами проявят инициативу в подавлении других, и не будет никакой нужды в полицейских, или армиях, или в чем либо в таком роде. Это же абсолютная небылица! И это является основой коммунистической идеологии. Она является очень странной политической философией. Она причастна к тому же самому принципу беззакония. Это лишь вид беззакония, который старается казаться порядком. Это – предтеча грядущего Антихриста.
Причина по которой коммунизм захватывает весь мир состоит не в том, что он умнее капитализма или демократии, а в том, что на Западе существует духовный вакуум, и при наличии этого вакуума коммунизм просто приходит и захватывает одну территорию за другой пока, на данный момент, он не поработил почти пол-мира. Однако, последнее слово не за коммунизмом, т.к. он является вещью очень негативной. Хотя коммунизм и не однозначен с Антихристом или концом современной истории, но в нем нет ничего положительного что бы вдохновляло человечество: он живет разрушением. Если посмотреть на то, что происходит в России за последние 10-20 лет, вы можете видеть, что там в умах людей происходит полное противоборство всей этой системе коммунизма. Диктатура продолжается, тайная полиция попрежнему сильна, но все же люди восстают все больше и больше. То-есть, это не вооруженное восстание, а восстание в уме – люди становятся внутренне свободными. Это значит, что рано или поздно вся эта система рухнет.
Итак, коммунизм не дает ответа; он не может покорить весь земной шар, а затем, как он заявляет, при-нести мир и счастье. Но тем временем он приготавливает мир к одной очень важной вещи, которая должна про-изойти прежде, нежели сможет наступить конец мира, а именно: должно быть единое, объединенное мировое правительство, из которого тем или иным путем изгнано христианство. А это коммунизм делает очень успешно. Уничтожается связь человечества с прошлым и с христианством, коммунизм успешно становится главным аген-том подготовки событий связанных с концом мира – установление мировой анти-христианской империи.
Иные знамения - ООН, еврейский вопрос, ложные чудеса
Однако, для того, чтобы дать людям как бы духовную основу для единого мирового правительства, должно быть что-то более возвышенное, нежели коммунизм. Для объединения всех людей нужна именно духовная философия. Хилиастическая философия «свободного мира» дает людям часть этого элемента, а в идее Объединенных Наций мы видим нечто похожее на духовный ответ.
Само существование такой организации как ООН, которая должна объединять все правительства мира, является признаком нашего времени. Речи и пропаганда ООН наполнены хилиастическими идеями, смутно основанными на христианстве, но без христианской догматики: ООН стремится к установлению мира на земле, к ликвидации войн – но это возможно лишь если человеческая природа изменится и станет иной, чем она сейчас. Апостол Павел говорил об одном из признаков конца: «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить:«мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5, 2-3). Никогда не было столько разговоров о мире и безопасности, как сегодня. Один из главных органов ООН называется Совет Безопасности, а организации за «мир на земле» мы видим повсюду. Если человечество наконец и достигнет некоей видимости «мира и безопасности», то современному человеку такое состояние покажется раем на земле. Практический способ этого достичь является объединение всех правительств в одно целое. Впервые в истории такая идея становится возможной целью реальной политики – мировой правитель уже возможен. Впервые в истории Антихрист становится исторической возможностью.
ООН претендует быть за создание единого мирового правительства, которое не будет тиранией, не будет основано на какой-нибудь конкретной идее вроде коммунизма, но на чем-то неопределенном и без всякой христианской подоплеки. Двадцать лет тому назад в здании ООН даже была построена молельня, и в то время была большая дискуссия о том, какой в ней будет находиться предмет поклонения. Если поставить Крест, то это сразу налагает христианское клеймо, и уже невозможно иметь там ничего мусульманского или индусского. Предмет должен быть выше всех религий. Наконец они решили поставить черный каменный блок. Если вы пойдете туда и поклонитесь ему, то это будет равносильно поклонению идолу. Но такое поклонение указывает на очень теплохладный интерес к религии, а такая теплохладность и есть именно то, за что дьявол любит ухватиться. Вы можете ошибаться во всякой религии, но по крайней мере вы влагаете в нее всю свою душу, а Бог может простить любые заблуждения. Но если у вас нет особых верований и вы легко можете поддаться какой-нибудь идее, тогда приходят бесы и начинают действовать.
Например: после того, как они были консервативными и даже анти-революционерами в течение 19-го и в начале 20-го столетий, римские папы теперь приблизились к унии с революционерами, как и предсказывал еще в 19-ом веке Достоевский. Католицизм сейчас стал великим мировым учреждением проповедающим тот же хилиазм, что и представители ООН. Визит Папы Павла VI в ООН в 1965 г. ясно это показывает. В Нью-Йорке его бурно приветствовал американский народ, преимущественно даже не католики, именно потому, что он представляется наиболее выдающейся религиозной фигурой, проповедующей широко популярную ныне хилиастическую мечту. В своей речи в ООН, папа оправдал эти ожидания, призвав ООН привести в исполнение пророчества Священного Писания о том, что мечи превратятся в плуги, а львы возлягут с ягнятами – в тысячелетнем царстве на земле.
Еще одним признаком приближения последних времен является нынешнее положение иудеев в Израиле, в городе Иерусалиме. По пророчествам Писания и Святых Отцов Православной Церкви, Иерусалим станет мировой столицей Антихриста, где он восстановит храм Соломонов, в котором он воссядет и будет почитаться как Бог. Эти события должны произойти прямо перед самым концом мира. Очень знаменательно, конечно, что лишь с 1948 года Иерусалим снова оказался в руках иудеев, и лишь с 1967-го в их руках то место, на котором стоял храм, – мечеть Омара, которая находится в мусульманском районе. Таким образом, единственно что технически мешает им снова построить храм – это мечеть Омара. Если они смогут уничтожить эту мечеть, они легко смогут на этом месте восстановить храм Соломонов. Знаменательно и то, что об Иерусалиме постоянно говорят по новостям. Иудеи вернулись в Палестину впервые после пребывания Христа на земле. Это дает возможность Антихристу появиться сперва среди иудеев, как говорят пророчества, а затем управлять всем миром из Иерусалима. А сама идея хилиазма происходит от иудеев, т.е. они отвергли Христа лишь потому, что Он не установил царства на земле.
Если спросить любого политически сведущего человека: «Если будет у нас мировая империя, какой го-род был бы идеальным для того, чтобы стать столицей мира?» – для большинства людей ответ был бы ясен. Это не может быть Нью-Йорк, т.к. он является центром капитализма; не может быть и Москва, т.к. она явлется центром коммунизма. Это даже не может быть Рим, т.к. католицизм все же попрежнему является некоей традицией. Самым логичным местом является Иерусалим, потому-что в нем сходятся вместе три религии, сходятся вместе три континента. Это самое логичное место для мира, братства и гармонии: все те принципы, которые так хорошо выглядят, но без крепкого христианского фундамента не богоугодны – однако, могут хорошо быть использованы Антихристом.
Иным аспектом еврейского вопроса является и то, что многие молодые иудеи интересуются христианством, потому-что среди иудеев те же богоискание и недоумения, что и среди других народов. Некоторые из иудеев принимают христианство, а некоторые приходят и к Православию. Это тоже признак – приготовление к тому времени, когда иудеи вернуться ко Христу. Апостол Павел говорит, что если отпадение иудеев «обогатило» язычников, т.к. когда отпали иудеи, тогда язычники были приглашены в Церковь, – то восстановление Израиля будет равно воскресению из мертвых. И это событие произойдет перед самым концом.
Теперь нужно сказать несколько слов об Антихристе. Он не просто жестокий и анти-христианский диктатор. Большинство людей, думая об Антихристе, представляют его себе неким Гитлером, который был тираном, или Сталиным, который был гонителем христиан и богоборцем. Но Антихрист вовсе не является таковым, хотя и проявит такой аспект. «Анти» означает не только «против», но и «вместо». Он будет кем-то, кто придет и станет вместо Христа; ясно предсказано, что он воссядет в иерусалимском храме и будет почитаться как Бог. Обычный диктатор так не почитается, по крайней мере повсеместно. Но он придет как мировой диктатор, который будет принят как Бог, как некто очень положительный; таким образом он будет всячески стараться подражать Христу, занять место Христа.
Поэтому-то апостолы в своих предупреждениях о конце мира сильно подчеркивают то, что мы должны бояться обольщения. Во втором послании к фессалоникийцам (2, 9-11) апостол Павел говорит: «Пришествие беззаконика, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными... И за сие по-шлет (т.е. попустит) им Бог действие заблуждения, т.ч. они будут верить лжи». То-есть, это будет неким крупным обманом.
Действительно мы знаем, что даже избранные могли бы прельститься, если бы не сократилось время. Сам Христос предупреждает, говоря о последних днях, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). А св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит, что в последние времена характерны будут «бесовские духи, творящие знамения» (Апок. 16, 14). Таким образом, одним из признаков пришествия конца является умножение бесовских знамений и чудес, т.е. ложные чудеса.
Видим ли мы сегодня какие-нибудь признаки сатанинской деятельности, чудес и знамений, которые вводят людей в заблуждение? Да, это стало одной из главных черт нашего времени, особенно за последние десятилетия. В частности, приведем пример усиления за последние десятилетия открытого сатанизма – поклонения сатане, – которое лишь за последние 20 лет приобрело такую гласность и известность. Люди открыто называют себя ведьмами. Не все, правды, называют себя сатанистами, но очень многие серьезно замешаны в ведьмачестве. Широко опубликованные ритуальные убийства последних лет являются лишь поверхностью глубокого потока зла и демонопоклонства.
Восточные религии, экстрасенсы, НЛО
Другим примером является сильно повышенный интерес к восточным религиям, которые за последние два или три десятилетия стали крайне модными. Сейчас даже есть гуру и учителя буддизма среди уроженцев запада – американцев и англичан. И все это люди воспринимают всерьез. Все эти восточные проявления стали весьма американским заведением, и люди кланяются до земли перед каким-то Махараджи и другими, провоз-глашающими себя богами. Ранее это было неслыханным делом, а теперь рядовые американцы способны кла-няться Махараджи.
Интерес к восточным религиям проявляется на западе уже свыше ста лет, и особенно продвинулся в 20-ом веке, но в нашем обществе это всегда было побочным явлением, и лишь за последнее десятилетие мы видим появление местных буддийских храмов и монастырей на западе, где обычные на вид американские молодые мужчины и женщины покланяются буддийским и индусским богам.
Восточные религии явно глубоко проникли в западную душу. Их заманчивость понятна: западное христианство, особенно протестантизм, но даже за последние годы и католицизм, лишилось того элемента истинного Богопочитания, который присущ православию, и поэтому человеческие души ощущают пустоту. Кроме того, большинство восточных религий предлагает довольно простой внутренний мир посредством медитации, что не требует от человека такой жертвенности, как христианство, т.к. последнее дает мир не от мира сего, и готовит нас к вечной жизни в царстве, которое тоже не от мира сего.
В западном христианстве, из-за утраты элемента истинного Богопочитания, произошла обратная реакция, которая приняла форму погони за знамениями. Это очень сильно проявляется в «харизматическом движении». Происходят весьма эффектные вещи: люди говорят разными языками, произносят якобы предсказания, производят какие-то «исцеления», и т.д. Это не соответствует тому, что мы (православные христиане) знаем о настоящей духовной жизни. Это совершенно ложный взгляд на духовную жизнь, который заставляет людей искать такие вещи и стремиться к ним.
И, конечно, существует еще и «трансцендентная медитация» и другие подобные пути поиска «мира» - чувства довольства в этом мире, которое не имеет ничего общего с истинным духовным стремлением. Кроме того, можно назвать разные оккультные и сверхъестественные явления, которые так широко распространены в наше время.
Научные исследования разных видов экстрасенсорики очень продвинуты в Советском Союзе, гораздо больше, чем в Америке. В Советском Союзе люди, претендующие быть атеистами, в действительно позволяют и поощряют расследование таких явлений как телепатия, гипнотизм, целительство, предвидение, ауры растений и людей, действо ума над материей, и т.д. Они снимают особые фотографии, стараясь разглядеть грань между материей и психикой. Всякие странные вещи появлятся среди таких опытов. Один из современных экстрасенсов, Юри Геллер, о котором все наверно слышали, может сгибать ложки лишь пристально глядя на них, и говорит, что он черпает свою силу от неких существ в космосе.
Некоторые люди слышат об этом, конечно, и смеются. Они считают это очень смешным, что люди достаточны глупы верить в такие вещи. Однако, происходящие явления весьма реальны. Описания, которые люди дают о них, удивительно совпадают с тем, что нам – православным христианам – известно из древних житий святых, особенно описания явлений, данные людьми якобы похищенными космическими летающими объектами, и т.д. Что бы ни думать об этих рассказах, то, что они описывают, точно совпадает с теми описаниями, которые мы слышим в житиях святых о том как действуют демоны, т.е. об их удивительной способности переключаться от материи к психике, мгновенно исчезать или появляться, или очень быстро передвигаться с одного места на другое. Точно так же, как действуют демоны, действуют и эти так называемые существа из космоса. Интересно отметить как демоны таким образом возвращаются в современную историю.
Тема летающих дисков – НЛО – является неотъемлемой частью атмосферы наших дней. Научная фан-тазия весьма популярна, как и на свободном западе, так и в Советском Союзе. Недавно целый ряд фильмов на научно-фантастические темы обрел большую популярность. Таким образом, есть ли в действительности летающие диски и инопланетяне, или нет – сам этот феномен является значимым указателем того, что люди в данное время чувствуют и думают.
Один здравомыслящий исследователь подробно рассмотрел самые известные случаи якобы обнаружений и приземлений НЛО, и говорит, что за небольшим исключениям, эти случаи можно либо иначе объяснить, либо они подложные. Он называет НЛО «сказкой для взрослых», т.к. люди 20-го века – будь то гуманисты, агностики или атеисты – уже потеряли вкус к сказкам старых времен.
Однако, многие люди одновременно заявляют, что они не только видели НЛО, но и вступали в контакт с существами находящимися в них, или были похищены ими и взяты с собой.
Если читать описания таких контактов (это те, что называются «близкие столкновения третьего вида»), читать современную научную фантазию или смотреть фильмы, то находит странное ощущение, что здесь описываются необычные существа, которые иногда бывают почти как люди, только более «продвинутые», которые могут делать удивительные вещи: например, превращать палки в мечи, заставлять себя и других исчезать, произвольно принимать разнообразные формы, летать по воздуху, проникать в ум или создавать перед глазами целые выдуманные картины. Вполне вероятно, что для современного человека это все сказки, но для православного христианина сами эти феномены, появляющиеся в популярной литературе и фильмах, очень знакомы – большинство из них можно найти в житиях святых, и они часто являются реальным описанием того, как себя ведут демоны.
Большинство современных людей смеется, конечно, при упоминании о демонах, но это как раз именно то, что они описывают или встречают под видом «инопланетян».
Некоторые недавние протестантские книги тоже выражают мнение, что лучшее объяснение НЛО это то, что столкновения с ними – когда они настоящие, а не подложные – являются встречи с демонами, которые входят в контакт с людьми в соответствии с идеями и чаяниями времени. Для нас значительно то, что сегодня многие обыденные люди считают возможным и даже желанным входить в контакт с «высшими существами» из других миров – это и есть то, кем демоны являются, и усиленная связь с ними является именно одним из признаков конца мира.
Все это – знамения оккультных или странных надмирных явлений, которые в наши дни нельзя иначе назвать, чем чудеса, т.е. что-то, что не соответствует естественному порядку. Это как раз то, что нужно для подготовки мира к принятию Антихриста, который придет с великой хитростью, с демоническими знамениями и чудесами, чтобы обмануть человечество.
Другие источники связи с иными мирами и существами можно видеть в современных «посмертных» пе-реживаниях и в тесно связанных с ними переживаниях «вне тела». Многие эти переживания несомненно реальны, но люди их проходящие неподготовлены ограждать себя от демонического обмана.
Многие последователи харизматического движения, которые конечно не верят в оккультизм и даже очень сильно против него, однако все же принимают весьма странные феномены в христианском контексте – например, т.н. современный «дар языков». Люди участвующие в этих феноменах также неосведомлены о природе демонических искушений и видений. Эти феномены более распространены сейчас, чем когда либо прежде потому, что православная доктрина о духовных опытах утрачена на западе из-за апостасии, а благодаря разным модерным влияниям (вроде телевидения) люди стали более пассивными и восприимчивыми к медиумическим влияниям, чем когда либо раньше. Многие из этих людей считают, что то, что они видят, является излиянием Святого Духа. Между прочим, наше время так и называется – «новый век Святого Духа». Люди думают, что это признак скорого Христова пришествия; однако, истинные предсказания в Священном Писании, равно как и у ранних Отцов Церкви, указывают прямо на обратное. Сам Христос сказал, что когда Сын человеческий вернется, найдет ли Он веру на земле? То-есть, истинное стадо Христово при конце мира будет очень малочисленным, и большинство людей, называющих себя христианами, последует за Антихристом. Идея «нового века Св. Духа» опять же является идеей хилиастической, настраивающей на приспособление рая к этому земному миру. В действительности же, сейчас как раз готовится излияние духа Антихриста, а истинные христиане спасутся только если до конца претерпят все искушения последних времен.

Положительные признаки
Мы перечислили все негативные признаки конца, т.к. православный христианин должен конечно быть готовым к самым негативным вещам. Однако, мы также должны быть готовы выискивать и положительные при-знаки конца мира.
В первую очередь, один из положительных признаков – это Израиль. Конечно, сама страна Израиль является нейтральной, но тот факт, что среди еврейского народа начинается какое-то движение, как будто начинается процесс возвращения ко Христу – это очень обнадеживающее, положительное явление. Это то, о чем писал св. апостол Павел, говоря, что он предпочитал бы мучиться в аду ради своего народа, лишь бы он очнулся и принял Христа, Который пришел в первую очередь для него. Когда иудеи наконец придут ко Христу, это будет означать конец света, потому-что уже будут призваны все люди, а они будут последними, будут верным остатком.
Кроме этого мы видим во многих частях света стремление к принятию православия. В Африке, напри-мер, лишь за последние 50 лет произошло невероятное движение к переходу в православие людей в Уганде, Кении, Танзании, Заире, и других странах. Такие люди очень, очень благочестивы и верны православию. Хри-стос ищет именно таких простодушных людей, и именно такие люди входят сейчас в Православную Церковь.
То же самое происходит и в других странах. Даже здесь в Америке мы видим все больше и больше лю-дей приходящих в себя. Часто без всякой видимой причины они находят, что православие является истинной Церковью. То же случается и в Западной Европе и других странах.
А еще есть многострадальная Русь. Весьма знаменательно, что эта страна, которая уже свыше 60 лет страдает под игом коммунизма, под игом атеизма, – выжила. По всем законам коммунизма, раз религия является суеверным пережитком прошлого, не должно больше оставаться религии когда все бабушки вымрут. Однако, прошло уже 60 лет и все бабушки (с времен революции) вымерли, а религия возрождается с еще большей силой, чем прежде. Что-то кажется ошибочным в идее коммунистов, и это что-то есть то, что они не понимают насколько душа жаждет Бога, жаждет Христа. Таким образом, этот народ уже 60 лет терпит иго атеизма, который является очень тяжелым бременем, ибо все общество основано на безбожии, а теперь, вытерпев его, народ возвращается к вере в Бога.
Солженицын говорит о России и о других странах претерпевших коммунизм: «Через глубокое страдание наша страна достигла такого глубокого духовного развития, что западная система, в ее теперешнем состоянии духовного опустошения, уже не привлекает... Неоспоримым фактом является ослабление людей на западе, а на востоке они становятся тверже и крепче. Шесть десятков лет прошло для нашего народа, и три десятка для народов Восточной Европы, – и в течение этого времени мы прошли духовную тренировку намного более продвинутую, чем западный опыт» (Гарвардская речь, 1978).
О. Дмитрий Дудко, в частности, говорит схожие вещи. Он также указывает на один важный пункт: когда кто-то сказал ему, что насколько лучше быть на западе, где есть свобода и можно свободно соблюдать христи-анство, он ответил: «Но там у них духовность с комфортом. Здесь у нас духовность со страданием, и поэтому она намного глубже». На основе страдания и мученичества возрастает семя христианства, потому-что кровь мучеников является семенем Церкви. Потому-то такое глубокое явление и происходит в русском народе и в тех, кто страдал под игом коммунизма.
В этом свете надежды, излучающемся из России, которая просыпается и осознает свои христианские корни, мы получаем практический урок: в течение последних 60 лет Россия прошла опыт жизни в катакомбах, в гонениях, в пытках, при изощренной технике мучения в современном Гулаге, – и люди выжили. У нас есть записи о том как они выжили: мы знаем как их мучили и как они через все это прошли. Таким образом, если гонение перебросится сюда, у нас уже есть начало, есть на что опереться; у нас даже есть надежда вытерпеть то же, что вытерпели они.
И наконец, мировоззрение православия в целом является весьма положительным. Даже в ранние вре-мена, когда весь римский мир был против Церкви и гнал христиан из катакомб, предавая их мучениям и смерти, христиане шли на смерть с пением. Ввиду того, что сущность нашей веры заключается в том, что мы готовим себя к жизни будущей, наше мировоззрение в основном должно быть положительным. Все негативные вещи, все злые вещи, которые диавол может измыслить против нас и которыми людское зло может мучить нас, – это все ничтожество по сравнению с той радостью, которая ожидает нас в Царстве Небесном.
Сегодня, конечно, мы имеет богатейший опыт православных святых всех прошедших веков, Святых Отцов, мучеников, подвижников: всех кто жил для Христа в этом мире, во всех разных странах, на западе, на востоке, на севере, на юге. Этот опыт дан знать и нам, и он отвечает на практически все современные вопросы, которые у нас возникают. Мы имеем живой контакт со святыми всех веков, а также и с теми, кто сегодня страдает за Христа, как например все то множество людей, которые находятся в тюрьмах и лагерях в Советском Союзе. Очень утешительно видеть как они не сдаются среди всевозможных пыток. Они все очень мужественны, и это и нас вдохновляет на мужество оставаться верными Христу. В тех условиях свободы, в которых мы сейчас живем, у нес нет никакого оправдания не принести Богу наш подвиг.
Вопросы и ответы в конце доклада
Вопрос: Будут ли евреи уничтожать мечеть Омара и стараться восстановить храм Соломонов?
Ответ: Одно дело – людские намерения, а другое дело – как хочет Бог, чтобы дело вышло. Они раньше старались восстановить иерусалимский храм, но безуспешно.
Вопрос: Вернуться ли они к употреблению книги Левита и всех законов?
Ответ: Думаю, что они постараются сделать все, что возможно. Если затея восстановления храма со-стоит в том, чтобы вернуться к той старой религии, то предполагаю, что они будут стараться следовать ей как можно больше. Однако, в современном миру им несомненно пришлось бы многие вещи изменить. Когда же сам Антихрист придет и воссядет там, у него будут собственные идеи о том, как сделать положение приемлемым для всех.
Сейчас трудно предугадать, как все будет оформлено, но когда оно все произойдет, вы увидите, что оно все будет точно по предсказанию. Однако, если люди захотят что-то сделать преждевременно по отношению к Божией воле, то ничего из этого не получится. Такова была попытка Юлиана Отступника. Он захотел построить храм, чтобы доказать ложность слов Спасителя о том, что не останется камня на камне. Юлиан приказал иудеям строить свой храм, и они начали строить. Но в разных источниках первоначальной Церкви исторически подтверждается тот факт, что днем иудеи строили, а ночью все падало и из земли выходили клубы огня. В наши дни историки говорят, что они наверно копали в нефтяных залежнях, или что-нибудь в таком роде. Там явно находилось какое-то препятствие, мешавшее проекту осуществиться, и они наконец все бросили. Затем сам Юлиан был убит и на этом все дело закончилось. Просто не пришло еще время этому сбыться, и потому оно не могло сбыться. Сегодня, конечно, времена уже более подходящие для этого.
В Ветхом Завете было два праведника, которые не умерли: Енох был живым взят на небо, а Илия под-нялся на огненной колеснице. Поэтому они вернутся в качестве двух свидетелей и будут проповедывать против Антихриста. Могут быть и другие подобные свидетели тоже. По преданию св. Иоанн Богослов должен вернуться в последние времена. Также есть предсказание о преп. Серафиме Саровском, что он в то время вернется; но он умер, поэтому он мог бы вернуться только воскреснув. Однако, упомянутые в Апокалипсисе свидетели будут Енох и Илия.
Вопрос: Будут ли они просто стараться говорить людям, что это Антихрист, а не Христос?
Ответ: По преданию у них будут две функции. Илия будет говорить иудеям. В Евангелии говорится, что они спросили Иисуса, пришел ли уже Илия? Некоторые говорили, что это Иоанн Креститель был Илией, который должен был прийти для того, чтобы примирить отцов с детьми. Иисус же ответил, что в каком-то смысле Илия уже пришел, т.е. в смысле духовном. Однако, многие люди не могли этого принять, поэтому настоящий Илия придет в конце времени, чтобы примирить отцов (иудеев) с детьми (язычниками). А Енох будет говорить остальным людям. Иными словами, в то время будет совершенно ясно, что Антихрист пришел и что это и есть два пророка, обличающих Антихриста.
Вопрос: Как вы расцениваете присутствие православных в Америке в свете этих апокалипсических со-бытий? Каково апокалипсическое значение Православия в Америке?
Ответ: Я не вижу большей значимости Америки по сравнению с любой другой страной, скажем, Уган-дой, но я считаю, что определенно имеет значение то, что люди в Америке обнаружили Православие. Люди, раннее ничего не знавшие о Православии, влекутся к нему как только слышат о нем. В стране, которая якобы насквозь христианизирована, люди отрезвляются и видят, что не все, что зовется христианством, поистине является христианством; и вот они жаждут Православия. Это вполне может быть одним из признаков конца. Есть разного рода концы конечно. Бывает время, когда страна подходит к своему концу, как было до пришествия коммунизма в России. В то время шло одновременно и глубокое духовное возрождение. Там были великие святые, как например св. Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы. В то время жили многие святые монахи и епископы, и много было благочестивых людей. Однако, большая часть общества отступила от Бога: она так поддалась западничеству – стала почти анти-христианской – что возрождение наконец было поглощено. И все же там происходило настоящее духовное возрождение.
Поэтому, чем больше мы видим схожее положение происходящее здесь, тем больше мы задумывается о том, не грозит ли и нам конец? Конечно все это будет связано со всеобщим концом, потому-что сейчас всюду ускоряется темп вещей – и в России, и в Америке, и во всей мировой обстановке. Похоже, что нам в недалеком будущем предстоят грандиозные события.
Однако, не будем захватываться историческими событиями. Христианство в основном существует для спасения души; поэтому, как только каждый человек обретет правую веру, он сразу должен начинать жить по церковным заповедям. Это всегда первое, что мы должны иметь в виду.
В России гулаг и все, что случилось, было направлено на уничтожение христианства; и в какой-то мере дело было успешным, т.к. сейчас люди с большим трудом узнают о христианстве. А на западе все это равноду-шие, терпимость, свобода и благобыт также помогают уничтожать крепость христианства. Конечный итог не так уж различен. Однако, как сказал Солженицын, на востоке люди окрепли: после коммунизма они стали крепче, чем мы на западе, имеющие столько свободы. Но мы не должны довольствоваться быть более слабыми. Мы должны отдавать Богу хотя бы наш подвиг.
Иеромонах Серафим (Роуз)

Размер шрифта

A- A A+