О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРИСВОЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ КОДОВ ОБЩИНАМ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

Правовой комментарий и пути решения проблемы

Каждой общине православных христиан, зарегистрировавшейся в качестве юридического лица, присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), независимо от наличия обязанности по уплате налогов, а также регистрационный номер по факту государственной регистрации в качестве юридического лица (с выходом федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц” - основной регистрационный номер (ОГРН)).

По своей структуре и назначению и ОГРН, и ИНН являются идентификационными кодами (идентификаторами), не имеющими иного назначения, кроме как быть наименованием общины православных христиан в соответствующих базах информационных ресурсов:

ИНН – в Едином государственном реестре налогоплательщиков и во всех отношениях, затронутых актами МНС РФ,

ОГРН – в Едином государственном реестре юридических лиц и во всех общественных отношениях, может быть, кроме внутрицерковных.

Название общины, например, “Приход Святой Троицы” с момента присвоения идентификационного кода перестает быть названием общины, а становится сведением об общине (как бы псевдонимом), наименованием же общины становится с этого момента идентификационный код. Иного назначения в информационном обществе, которое создается в России в соответствии с государственной программой “Электронная Россия” (независимо от степени применения в переходный период к информационному обществу, который сейчас переживает Россия) у идентификационных кодов нет и быть не может по самому определению идентификатора в области информационных технологий. Идентификационные коды применяются для автоматической идентификации, то есть для ввода сведений об объектах учета в автоматизированную систему. Формируются и применяются идентификационные коды в зависимости от применяемого стандарта автоматической идентификации.

В настоящее время в России утвержден целый ряд стандартов автоматической идентификации, по которым идентификационные коды формируются как штриховые. Так как люди не могут читать штриховую запись без применения дополнительных средств, то в качестве визуальных знаков обозначения штрих-кода применяются арабские цифры или буквы, которые надлежит записывать под идентификационным кодом. В Свидетельствах о государственной регистрации или о постановке на учет в налоговом органе православные видят не сам идентификационный код – наименование общины, а доступное для восприятия человека его визуальное отображение в виде арабских цифр.* В соответствии со стандартом автоматической идентификации ЕАН в идентификационный код – штрих-код, входит антихристианская символика – число 666.

Данный факт доказан целым рядом российских и зарубежных ученых. Приведем известные нам исследования: “Штриховой код и число 666. Подробный технический анализ. Обитель преподобного Григория, 23 июня 1997 года (Афон), исследование выполнено дипломированными программистами о. Лукой и о. Продромом; исследование кандидата технических наук Ахрамеева В. и кандидата технических наук Башкирова И., исследования кандидата технических наук Ипатова А.

Идентификационные коды применяются для идентификации (наименования) любых объектов учета без каких-либо ограничений в зависимости от вида объекта. Все ныне утвержденные стандарты автоматической идентификации (штрихового кодирования) являются взаимозаменяемыми. Таким образом, даже если наименование (идентификационный код), данное той или иной общине, выполнено в одном стандарте, который не предусматривает вхождение в идентификационный код антихристианской символики, оно легко может быть выполнено в другом, предусматривающем такое неприемлемое для православных обстоятельство. Никаких запретов на применение стандартов, предусматривающих вхождение в идентификационный код антихристианской символики, не существует ни в мире, ни в России.

Таким образом, в результате государственной регистрации общинам православных христиан присваиваются наименования, в которые входит антихристианская символика. Это недопустимо, и как действие, оскорбляющее религиозные чувства верующих, запрещено нормами федерального законодательства.

Правовое положение православной общины особенное, принципиально отличающееся от правового положения других видов юридических лиц.

А именно. Возникновение и прекращение существования православной общины не связано с государственной регистрацией в качестве юридического лица. Православная община по закону может существовать как в качестве религиозной организации с образованием юридического лица, так и в качестве православной группы без государственной регистрации в качестве юридического лица. Православная община образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания и начинает свою деятельность после благословения епархиального архиерея.

Почти все другие виды юридических лиц возникают только в момент государственной регистрации и прекращают свое существование в момент ликвидации в качестве юридического лица.

Правоспособность общины, не имеющей регистрации в качестве юридического лица не включает правоспособность, которой обладают юридические лица: она не имеет самостоятельного баланса, счета в банке, имуществом владеет только на правах пользователя, не нанимает на работу и не может осуществлять реализацию товаров и услуг. “Не имущество церковное и даже не молитвенное здание дает жизнь приходу, а верующие прихожане и священник”. (Архиепископ Ермоген (Калужский)).

Однако сегодня в рамках закона религиозная группа может успешно осуществлять всю ту деятельность, которую осуществляет, будучи религиозной организацией – юридическим лицом.

Строительство, ремонт, восстановление и поддержание зданий храмов, реализация соответствующей продукции может вестись через благотворительные фонды, средства на существование религиозной группы поступают в форме благотворительных взносов от прихожан, а также организаций.

С выходом закона “О государственной регистрации юридических лиц” все общины, зарегистрированные до июля 2002 года, должны подать в местные налоговые органы, которые теперь осуществляют запись в ЕГРЮЛ с присвоение ОГРН, сведения об учредителях, законных представителях, прежнем регистрационном номере для замены его на ОГРН. Таким образом, в третий раз каждая община встает перед выбором, получать и использовать в дальнейшем идентификационные коды (ИНН и ОГРН) или предпринять, наконец, пока еще это возможно в рамках закона, попытки для создания специального порядка госрегистрации и налогового учета православных общин.

Тем более что положительный опыт уже есть. Православные христиане уже добились начала практического создания в России альтернативной системы учета лиц, отказывающихся от присвоения и применения идентификационных кодов (ИНН), заменяющих имя человека. Так и руководящий орган РПЦ – Священный Синод, в декабре 2001 года принял решение на заседании по вопросу ИНН, в котором разделил обеспокоенность православных насильственным присвоение ИНН, которые могут, по мнению Священного Синода, восприниматься в качестве альтернативы православному имени. МНС РФ, наконец, так изменило автоматизированную информационную систему “Налог”, что каждый налоговый орган обязан вносить в базу данных заявление человека об отказе от ИНН с присвоением признака “Отказ от ИНН по убеждениям”, причем с этого момента весь документооборот, связанный с налоговым учетом, ведется в отношении данных лиц без применения ИНН, даже если ИНН уже присвоен. Конечно, мы сознаем, что все это полумеры, но это реальная возможность жить, не используя номера, и продолжать деятельность, направленную на отмену ИНН в России.

Не такая пока ситуация в православных общинах. Складывается впечатление, что мы забыли, о том, что каждый прихожанин несет ответственность за общину, а не только председатель приходского совета или учредители. К сожалению, пока только отдельные священники в одиночку предпринимают попытки решения проблемы, но без поддержки прихожан эти попытки не приводят к изменению порядка регистрации общин.

В сложившейся ситуации, действуя в рамках закона, общине следует провести расширенное Приходское собрание с участием по возможности большего числа прихожан и утвердить решение о временном изменении статуса общины из местной религиозной организации с госрегистрацией в качестве юридического лица в религиозную группу, существующую без госрегистрации, вплоть до создания в России специальной системы госрегистрации и налогового учета православных общин без присвоения идентификационных кодов. Приняв такое решение, придется прекратить все виды деятельности от имени общины и формы владения общины, порождающие обязанности платить налоги.

Также на заседании следует принять решение об утверждении и направлении правящему архиерею текста обращения с просьбами от прихожан поставить вопрос перед высшими руководящими органами РПЦ:

1. о недопустимости присвоения идентификационных кодов православным общинам. Особая роль, которую играет Православие в становлении и развитии России, несомненно, позволит руководству РПЦ решить положительно данную проблему.

2. о внесении изменения в Устав Русской Православной Церкви, а именно, в главу ХI, пункт 4. В ныне действующей редакции данное правило Устава звучит как “Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения” и содержит противоречие с главным принципом деятельности Русской Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов и правил святых апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Именно данное противоречие Устава порождает основания для государственных органов навязывать православным общинам обязанности выполнять антихристианские законы и нормативные акты. Данный пункт устава следует дополнить оговоркой: “…если данное законодательство не противоречит основам деятельности Русской Православной Церкви, изложенным в Главе 1 Устава “Основные положения””.

В текст обращения обязательно нужно внести оговорку о том, что ни при каких условиях данное обращение не должно рассматриваться, как желание выйти из состава РПЦ.

Необходимо отметить, что мнение некоторых регистрирующих органов о возможности ликвидации православной общины по решению суда в связи с отказом в представлении документов, перечень которых предусмотрен в законе “О государственной регистрации юридических лиц”, несостоятельны.

Вопрос о ликвидации религиозной организации по формальному основанию уже рассматривался Конституционным Судом РФ. В определении Конституционного Суда РФ от 7 феврале 2002 года № 7-О установлен конституционно-правовой смысл оснований ликвидации религиозных организаций и “исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике”. Данное толкование заключается в следующем. Религиозная организация может быть ликвидирована как юридическое лицо, если она прекратила свою деятельность или осуществляет деятельность, несовместимую с правоспособностью религиозной организацией, как юридического лица. Виды незаконной деятельности религиозной организации изложены в пункте 2 статьи 14 закона “О свободе совести и религиозных объединениях”, и в их перечень не входит несоблюдение религиозной организацией порядка перерегистрации или неподачи необходимых документов в регистрирующие органы.

Нельзя забывать и о том, что в Государственной Думе РФ находится законопроект, представленный депутатом А.Н. Грешневиковым, о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, предоставляющих право православным общинам стоять на налоговом учете без присвоения ИНН. Обращение православных общин и к Председателю Государственной Думы, и к депутатам, и в комитет по бюджету, который ответственен за подготовку законопроекта, возможно, положительно повлияет на принятие данного законопроекта.

Касаясь положения монастырей необходимо отметить, что монастыри, также как и приходы, могут существовать без государственной регистрации в качестве юридического лица. Вопрос же принятия решения монастырями об отказе от государственной регистрации в качестве юридического лица и о прекращении деятельности, обуславливающей возникновение обязанностей по уплате налогов не может быть нами проанализирован в связи с тем, что монастыри руководствуется в своей деятельности внутренними Уставами. Однако, все сказанное о правовом положении общин полностью распространяется и на монастыри.

Пугачева А.В.
Юрист ОД “За право жить без ИНН”

* Межгосударственный стандарт. Автоматическая идентификация . Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN\UPC (ЕАН\ЮпиСи). ГОСТ ИСО\МЭК 15420-2001. Приложение А. А.2 Визуальное представление знаков.
http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk86-19.htm

Размер шрифта

A- A A+