Протоиерей Геннадий Беловолов Протоиерей Геннадий Беловолов
О значении триады графа С. С. Уварова - « Православие . Самодержавие . Народность » ..

155 лет со дня упокоения Сергея Семеновича Уварова - хороший повод вспомнить достойного сына Отечества , которого мы сегодня можем назвать настоящим русским государственником . Имя Уварова прочно вошло в историю государственного самосознания нашего народа . Его можно заслуженно поставить в один ряд со старцем Филофеем из Спасо - Елеозарова монастыря , который сформулировал в Московской Руси идеологему "Москва - третий Рим " , и назвать его продолжателем . Идея , сформулированная старцем Филофеем , века на многие стала определяющей в выборе вектора внешней и внутренней политики России . А в XIX веке такую же краткую , но емкую формулу дал С. С. Уваров . В трех словах дана исчерпывающая формула нашего национального бытия , которую можно назвать нашим историческим выбором и государственным кредо . В них выражена как политическая форма русской государственности - Самодержавие , так и ее духовное содержание - Православие , а также названа та основа , без которой невозможно ни первое , ни второе - Народность , для которой и существует и первое и второе .
В принципе , если посмотреть , то любое государство основывается на подобной триаде , только в разных формулировках и идеологическом наполнении . К примеру , наша нынешняя " демократическая " государственность также зиждется на трех основах . Только вместо Самодержавия нам предлагают демократию , вместо Православия - толерантность , а вместо народности - некую вненациональную общность , которая занимается удовлетворением своих потребностей ( " общество потребления " ) . Сергей Семенович Уваров в в XIX в. просто назвал вещи своими именами , то на чем реально стояла Российская Империя , и определил то , что являлось её идеалом - гармоничное сочетание этих трех начал .
Теория познается на практике , и тысячелетняя история России доказывает триаду Уварова . Конечно , мы с некоторой условностью говорим , что триада принадлежит Уварову : ему принадлежит честь этой чеканной формулы России . По сути , всегда она существовала , начиная с равноапостольного князя Владимира . Хотя тогда еще не было термина " самодержец " , но уже было первенство наследственной власти Великого князя , первенство Православия как души народа и народности как смысла существования того и другого .
Эта формула существовала тысячелетие в жизни России , поэтому мы можем и должны назвать ее историческим законом русского бытия , нарушение которого для России также чревато , как нарушение любого другого объективного закона . Эти три начала не только не противоречат , но как раз дополняют и уравновешивают друг друга . Ведь первым в триаде стоит Православие , т.е. духовное начало , ему подчиняется Самодержавие . Хотя исторически и были попытки конкуренции , когда Самодержавие пыталось встать выше Православия , но в целом русские Самодержцы ощущали себя православными христианами , хранителями и служителями Церкви Христовой . И Православие , и Самодержавие видели себя в народности . Тут можно привести множество примеров и цитат , достаточно вспомнить слова I Императора Петра , который перед Полтавской битвой сказал : " Имейте в сражении пред очами Правду и Бога , поборающего за вас А о Петре ведайте , что ему жизнь не дорога , только бы жила Россия . в славе и благоденствии на ваше благосостояние " . Я бы эти слова назвал своего рода девизом русских Царей . По сути эти слова воплотил в своем мученическом подвиге и святой Царь Николай Второй .
Ни одна из частей триады не была самоценной и не могла существовать отдельно сама по себе . Умаление или уничтожение одной из них приводило к умалению других . Мы видим , что с уничтожением Самодержавия в 1917 году весьма пострадала и Русская Церковь : были уничтожены тысячи храмов и монастырей , святынь , убиты тысячи представителей духовенства и мирян , потому что Церковь некому было защитить . Был уничтожен её земной хранитель - Помазанник Божий . В то же время без Православия и Самодержавие превращается в абсолютизм , что мы видим в Европе , и может превратиться в диктатуру . А без народности просто нет ничего , Патриарх остается без паствы , а Царь - без верноподданных .
В том и другом понятии первенствует принцип Царя . В Православии мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа , который пришел на землю как Царь , был распят как Царь , и основал Церковь как Царство . В понятии Самодержавия заложена идея воплощения Царства Небесного на земле , или земного Царства , предваряющего Царство Небесное . Это весьма дерзновенный проект , который не может быть полностью воплощен на земле во всей своей идеальности , но максимально приближает ее к человеку . Если посмотреть , что существует на небе ? Демократия ? Конституционная монархия ? Конечно , нет . Господь Бог единодержавен и мы можем назвать Его - Небесным Самодержцем . Он поступает только в соответствии со Своей волей - благой , мудрой , милостивой . Именно таким представляется и идеал царя земного , который руководствуется не формально - юридическими понятиями , но нравственными категориями , основанными на Православной вере , заповедях Божиих , канонах Церкви . Таким образом , Самодержавие является проекцией и воплощением церковных начал в земной жизни народа . Церковнослужителям запрещено участвовать в политической деятельности , по канонам ни архиерей , ни священник не может быть ни депутатом , ни членом политической партии . ( Хотя бывают исключения в особых случаях , можно вспомнить архиепископа Макария , который был президентом Кипра ) . Но недавно прозвучавшая идея выдвинуть на пост Президента Патриарха Кирилла сразу была отвергнута именно потому , что это не возможно по канонам Церкви . Хотя ,
по духовным и интеллектуальным качествам Патриарх заслуживает этого поста и в настоящее время является одним из немногих объединяющих все наше общество лидеров . Получается , что Церковь лишена возможности воздействовать на государственную политику . Можно много говорить о нравственном влиянии Церкви , но ее призывы остаются гласом вопиющего в пустыне в атмосфере насаждаемой бездуховности . Что мы сейчас и видим . Вот Церковь выступает против абортов , против этого узаконенного убийства младенцев , но кто слушает Церковь ? Наша страна занимается детоубийством в массовом масштабе , миллионы младенцев убиваются каждый год . Это невиданный в истории детский холокост . Когда у нас горят деревни и вымирает народ , почему мы не вспомним , что мы занимаем первое место по числу абортов в мире ?
А если бы у власти был православный Царь , можно ли представить себе , чтобы он остался равнодушным к убийству своих верноподданных во чреве ? ! Думаю , что в первый же день восшествия на престол православный Государь запретил бы это безобразие , которое позорит наш народ и призывает на его голову многие кары . Или какой Царь допустил бы выдачу своих юных верноподданных в семьи заокеанских граждан , с полной переменой веры и гражданства . Ведь это предательство наших русских детей .
Триединство Православия , Самодержавия и Народности - являют неразрывное единство государственности , политики , нравственности и традиции . Те , кто пытается изгнать Православие из государственного организма страны , по сути , отвергают принцип нравственности в политике . Тогда и появляется на свет страшный постулат современной политической жизни , сформулированный еще Макиавелли : политика и нравственность несовместимы .
Триада Уварова утверждает то , что власть должна быть нравственна и существует для народа . Именно в этом и состоит смысл Самодержавия как власти , не зависящей от греховной воли людей , но зависящей от святой воли Божией . Надо понимать , что Самодержец не является высшим институтом власти в православном государстве , он выступает своего рода исполнительной властью воли Божией на земле , а Церковь его благословляет и наставляет . А законодательная власть в высшем смысле этого слова принадлежит Богу . Идеальный образ единства триады показан в Ветхом Завете в образах Моисея , Аарона и народа Израилева . Моисей - воплощает принцип Самодержавия , Арон , его брат , - это духовное начало , а Израиль , шествующий за своим вождем - образ народности .
Этот идеологический треугольник в исторической жизни народа и государства представляет собой наиболее жизнеспособную конструкцию . И трагедия России в ХХ веке в том , что она попыталась отказаться от одного из этих компонентов - Самодержавия , тут же пострадала и вторая часть триады - Православие . Народ же , лишенный Православия и Самодержавия , оказался беззащитной игрушкой в руках всемирных экспериментаторов . Эти эксперименты , как ни трудно заметить , продолжаются до сегодняшнего дня . Мы очередной раз пытаемся совершить какой - то исторический фокус - модернизироваться и встать " впереди планеты всей " , не имея под собой прочной исторической основы . Думаю , что без учета всего нашего прошлого опыта , без опоры на эту русскую триаду Россия не будет иметь точки опоры для своего возрождения .

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья ( Санкт-Петербург ) , специально для « Русской народной линии »

Размер шрифта

A- A A+