Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по её уставу, мы соблюдаем посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день усекновения Главы Честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Здесь, говоря о постах и перечисляя их, мы на минуту остановимся и спросим себя: посты-то установлены, но нужны ли они и есть ли нам от них какая-нибудь польза?
Что ответить на это?
Св. Златоуст рассуждает:
«Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему указан был пост. От всякого дерева в саду, –было заповедано ему, – ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него (Быт. 2,16-17). Это первый пост, который был установлен еще в раю.
Но если он был необходим для человека в раю, то тем более стал для него необходимым по грехопадении. Если он нужен был для нас и тогда, когда мы еще не согрешили; то тем более стал необходимым по грехопадении. И Бог гневается на тех, которые хулят пост, и любит тех, которые соблюдают оный. Не соблюл Адам поста и услышал грозный голос: земля еси и в землю пойдеши. Из этого поймите, что Бог гневается на тех, которые хулят пост, и на смерть осуждает нарушающих его. Вы разумейте силу поста. Он спасает от казни идущих на оную, и не одного или двух, но и великое множество. Вспомните ниневитян: они все бы погибли, если б не обратились на покаяние и пост. Честный пост исторгнул их из самой бездны погибельной. И нам урок от них. Они не знали закона и соблюли пост. Нам ли, имеющим закон и указания на пост, нарушать оный? И Моисей, и Илия, идя на беседу с Богом, прежде всего, наложили на себя пост. И Сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, сорок дней постился, чтобы подать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу дьявола».
Ясно, значит, братие, что пост полезен нам и необходим. И это истинно так. Пост, заключим поучение словами проповедника, есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Как человеку нельзя ходить без ног, птице летать без крыльев, так душе невозможно спастись без поста. Пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, погашает разжжение похоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит ум к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленные стенания о грехах, открывает путь к покаянию и примирению с Богом. Какая благодать! Сколько добра приносит нам пост (По уч.прот. Пискарева.ч.2,стр.65-66.).
Поститесь же, братие, и вы отрешитесь от чувственной жизни, будете чаще помышлять о небе, будете удобнее воспитывать в душе благочестие, будете усовершенствоваться в вере, надежде и любви к Богу и украшать себя добродетелями. Аминь.

Нарушителям постов

Нынешние миролюбцы и плотоугодники против ни одного из постановлений Церкви так не восстают, как против постановления о постах. «К чему посты? – кричат они. – Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем и раздражаемся от них и т.п.» Кричат так они, и выходит, по их мнению, как будто пост действительно есть зло и нарушать его нисколько не предосудительно и даже должно. Но на самом деле они жестоко ошибаются; ибо пост не только не вредит здоровью, но поправляет его; не только не помрачает разум, но просветляет его.
Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, забирал иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе несколько детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища: Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещённую законом Моисеевым пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: «Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил ответил: «Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их благо и крепко плотию паче отроков, ядушчих от трапезы царской (Дан.1,15). Это было до Рождества Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Св. Симеон столпник в св. Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и ещё дольше, например Павел Фивейский – сто тринадцать, Алипий столпник – сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
Что же касается мнения, будто от поста разум помрачается, то оно ещё неосновательнее первого. Упомянутые Даниил и его товарищи держали пост три года и в это время учились. Умалился ли же разум их? Напротив, даде им Бог, сказано, смысл и мудрость во всяцей книжней премудрости (Дан. 1,17). И когда по окончании срока воспитания они приведены были к царю, то беседова с ними царь: и не обретошася от всех их подобни Даниилу и Анании и Азарии и Масаилу. И сташа пред царем, и во всяком глаголе премудрости и умения, о нихже вопрошаше от них царь, обрете я десятерицею паче всех обаятелей и волхвов, сущих во всем царстве его (19-20). Перейдем теперь опять к временам новозаветным. Макарий Египетский, великий постник, совсем не был учен; между тем, сочинения его отличаются глубоким познанием богословия, души человеческой и природы видимой. Антоний Великий учился только по книге природы и посрамил надменных своею учёностью философов. Апостолы, тоже люди не учёные, но имевшие обыкновение налагать на себя пост перед выходом на проповедь, не раз так же посрамляли мудрых мира сего и покорили Христу целые народы и царства. А Сам Он, наконец? И Он так же, вступая в общественное служение, постился дней четыредесять и ночей четыредесять. Нечего после сего распространяться в доказательствах о пользе поста и в опровержениях доводов касательно вреда его. Сластолюбцев, которые живут плотью и кровью, пожалуй, не убедишь ничем. Истинные же последователи Христовы, постоянно «распинающие» плоть свою со страстями и похотями, останутся, должно думать, верными уставам Церкви и без таких доказательств, ибо в каких бы то ни было подобных представлениях пользы поста не нуждаются.
Будем, братие, подражать последним и бегать суемудрия первых. Пусть и на самом деле тело наше от поста ослабеет. Что за дело? Христианин не о полноте и красоте тела должен заботиться, а об обновлении и украшении души; а она и обновляется, и укрепляется только тогда, когда тело подчиним ей. Аще внешний ваш человек тлеет, обаче внутренний обновляется (2 Кор.4,16). Аминь.


К прихожанам, перед началом Великого поста, о покаянии
(Слово Святого Ефрема о покаянии. Прол. Янв. 28.)

Скоро, братие у нас наступит св.Великий пост, и вы должны поэтому позаботиться о приготовлении себя к исповеди и причащению. Дело это, по нашему мнению, не легкое для вас; а потому мы, как пастыри церкви, должны озаботиться о том, как лучше приготовить вас к великим таинствам покаяния и причащения. Мы озабочиваемся. Но так как сразу о всем не скажешь, то сегодня мы побеседуем с вами об одном только таинстве покаяния. Как же нужно приготовляться к нему? Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Друг мой! Очистив душу и тело, приступи к спасителю, исцеляющему тебя. Восстань же и не ленись придти к Нему. Исполнись смирения и умиления, постись и сокрушайся о грехах твоих… Подражай жене, которая слезами омыла ноги Спасителя и власами главы своей отерла их. Подражай ей, смири в себе гордыню, и спасешься. Чувство нераскаянности побеждай в себе примером Содома и Гоморры. Чтобы приблизить себя к искреннему покаянию, смотри на ниневитян. Они обречены были на гибель, но поелику покаялись, то Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них и не навел (Иона 3,10)… Помни, что Господь готов на милость и на исцеление; скор на помощь и прилежен на избавление. Просящим Он даёт, толкущим отверзает. Умоляющим Его подаёт прощение, даёт милости просящим их, сретает ищущего Его, щадит падших и подаёт им руку помощи». Итак, вот в чём, по словам св. Ефрема Сирина, должно состоять приготовление себя к таинству покаяния. Христианин должен очистить в душе своей чувства смирения, сокрушение о грехах и умиление и помнить, наконец, что милосердие Божие и цена заслуг Христовых безпредельны. Да так и на самом деле должно быть, братия мои! Не приидох, говорит Господь, призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9,13). Тако возлюби Бог мир, – говорит Он же, – яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3,16). Спешите же к благодатному источнику! Врачуйте ваши душевные недуги. Спешите и не отлагайте до неопределённого времени очистить вашу совесть покаянием и старайтесь пользоваться наступающим благоприятным временем. Аминь.

Размер шрифта

A- A A+