О посте (из святоотческих творений )
„Пост, – по учению св. Василия Великого, – рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, надежный сожитель телу, оружье людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушенья, умащает подвизащихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он совершает дела доблественныя, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника. Без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в преобразовательном и подзаконном". „Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для неё как бы крыльями, при восхождении горе. Пост – приращенье домовъ, матерь здравья, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель живущим вместе. „Пост есть оружие для ополчения против демонов, потому что род сей неисходит, токмо молитвою и постом» (Марк. 9, 28). Охранители жизни нашей ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом. Пост – уподобление ангелам, сожитель праведным, обучение целомудренной жизни". „Постъ охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уваженья. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Таковы частный услуги поста у каждого в доме. Но как упорядочивает он жизнь нашу в обществе? Вдруг городи целый народ приводит к благочинью, утишает крики, изгоняет ссору, заставляет умолкнуть укоризну". „Если бы все приняли его в советники касательно дел своих, ничто не препятствовало бы тогда быть миру в целой вселенной: народы не восставали бы друг на друга; воинства не вступали бы между собою в сражения". – „в пустынях не было бы грабителей, в городах –клеветников, на море разбойников".– По ученью св. Иоанна Златоуста, „как невоздержность в пище бывает причиною и источником безчисленных зол для рода человеческого, так и и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ. Бог, сотворив в начале человека, и зная, что это врачевство весьма нужно ему для спасенья, тотчас же и в самом начале дал первозданному следующую заповедь: «от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него» (Быт. 2, 16, 17). А слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил её и за то осужден был на смерть". „И жители Содома навлекли на себя гнев Божий, сверх прочих преступлений, и этим; ибо вот что говорит пророк: «сие беззаконье Содома, яко в сытости хлеба сластолюбствовавша» (Иез. 16, 49). Этот порок и в самом деле есть как бы источник и корень всего худого. Но посмотри теперь на благотворные действия поста". „Пост ведет за нас брань с врагами нашими, избавляет от рабства, возвращает нам свободу". „Он помогает в пещи огненной, хранит во рву львином, прогоняет демонов, изменяет определенья Божьи, укрощает бешенство страстей, дает нам свободу, производить великую тишину в мыслях. Пост смиряет тело и обуздывает безпорядочные вожделенья; напротив, – душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. Пост есть пища для души и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененный большим грузом затопают; так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным, и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез". – По учению св. Исаака Сирина, „как начало всякого зла есть удовлетворенье чреву, так святый путь к Богу и основание всякой добродетели есть пост. Пост есть огражденье добродетели, начало подвижничества, венец воздержников, краса девства и святости, блеск целомудрия, основание христианской жизни, отец молитвы, виновник целомудрия и мудрости, наставник безмолвия и руководитель ко всякому добру. Как здоровые глаза естественно стремятся к свету, так душа человека, наблюдающего благоразумный пост, естественно стремится к молитве. Когда ты будешь поститься, тогда ум твой будет стремиться и желать собеседования с Богом; равно и тело, привыкшее к посту, не захочет спать и лежать на постели целую ночь. Кто приучил к посту своё тело, у того ум предается размышленью с совершенным спокойствием, сердце изливается в молитве, лице выражает скорбь, и постыдные помыслы совсем не имеют места. Не видно веселости в его взорах; он враг страстей и суетных бесед. Никто не видал, чтобы тот, кто благоразумно постится, раболепствовал какой-нибудь порочной страсти. Благоразумный пост есть великий простор для всего доброго. Кто пренебрегает его, тот ниспровергает все доброе. Потому-то заповедь, предписанная в самом начале нашей природе, есть пост". „Пост есть оружье, приготовленное для нас Самим Богом. Кто пренебрегает им, тот не прав. Ибо если постился Сам Законодатель, не нужно ли поститьсятем, коим дан закон для исполнения? Долго род человеческий не умел побеждать, долго дьявол не испытывал поражения от нашей природы; но сим оружием он в самом начале был ослаблен. Господь наш был вождем и первым победителем; Он первый доставил победный венец природе нашей. С тех пор, когда дьявол видит у кого-нибудь это оружие, тотчас приходит в страх, тотчас предоставляет себе и воспоминает о том поражении, которое претерпел он от Спасителя в пустыне; сила его сокрушается и исчезает". „Кто не любит поста, тот и на иные подвиги ленив, нерадив, безсилен и показывает сим худой признак послабления души своей и дает случай врагу своему одержать над собою победу.
Поелику он вступает в борьбу нагой и безоружный, то ясно, что он возвратится, не получив победы; ибо члены его не вооружены постом. А кто наблюдает его, у того душа тверда, готова на всякие противные случаи и чужда всех злых страстей". Основание всякого блага, и освобождение души из плена вражия,и путь, ведущий к свету и жизни, составляют следующие две вещи: пребывание в одном месте и непрестанный пост. Отсюда происходит повиновение чувств, отсюда трезвость ума; сими средствами укрощаются буйные страсти, живущие в теле. Отсюда кротость помыслов, отсюда светлые мысли, отсюда усердие в делах добродетели, отсюда возвышенные и тонкие понятия. Отсюда во всякое время слезы безмерные и память о смерти. Отсюда то чистое целомудрие, которое совершенно чуждо всякого искусительного воображения. Отсюда проницательность и прозрение отдаленного. Отсюда происходит то, что душа понимает, силою слова Божия, самые глубокие и таинственные мысли и внутренние движения душевные. Отсюда искусство различать злых духов от святых сил и истинные видения от суетных мечтаний. Отсюда постоянная бдительность ума, не позволяющая уклоняться на различные пути и стези и прогоняющая леность и нерадение. Отсюда та ревность, которая пренебрегает всякую опасность и ничем не устрашается. Отсюда то горячее усердие, которое не терпит никакой страсти, изгоняет её из мысли и старается изгладить из памяти все, что проходит чрез душу. Кратко сказать: отсюда истинная свобода человека, и радость души, и воскресение, и успокоение со Христом в царствии Его". „Пост есть общий мир души и тела, жизнь безмятежная, устойчивый образ поведения, житие, Бога радующее и печалящее врага". „Стражами и бдительными охранителями жилища постникабывают ангелы, тогда как у предающегося пиршествам и наслаждениям в течение Четыредесятницы таковыми являются демоны, эти настоящие друзья жирного запаха, любители крови и сообщники пьянства". „Никто из живших в роскоши не был нравственно-рачительным, и никто из предававшихся пирам – учеником добродетели, ни один любитель удовольствий – святым и никто во плоти живущий – общником царства (небеснаго)". „Пост – святых совоспитанник: пост – всякого доброго дела виновник. И как мастера не производят своих изделий безпомощи инструментов, так и ревнители благочестия и прославившиеся духовными дарованиями без воздержания никогда не творили ничего чудесного и сверхъестественного. Постясь, Елисей воскресил и оживил мертвеца; постясь, Моисей видел Бога, постясь,Даниил одержал верх над волшебством и обманом Ассириян; постясь, и Господь выдержал искушения диавола; постясь, и апостолы совершали моления о важных делах, постом Ниневитяне отвратили угрозу смерти. Говоря вообще, пост есть ходатай пред Богом, достойный уважения, и посол самый надежный, скоро преклоняющий Бога к тем, за кого он возносит моление. Посему, всякий муж благочестивый, всякий, кто любит больше Бога, чем удовольствия, приступи к дням воздержания с радостию и веселием; ибо никто, имеющий унылый вид при начале битвы, не бывает храбрым борцом". „Пост – не голод, а небольшое отвлечение от пищи, не неизбежное наказание, а добровольное воздержание, не рабская необходимость, а свободное любомудрие".– Раскрывая необходимость, важность и благотворность поста, свв. отцы и учители Церкви вместе с тем выясняют и те условия, соблюдение которых делает пост спасительным для нас. –„Пользу поста, – учит свт. Василий Великий, – не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. «Разрешай всяк соуз неправды». Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. «Нев судех и не в сварах поститеся». Не ешь ты мяс, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах". „Будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост – прекрасное дело".– «Дело не в том только, –внушает св. Иоанн Златоуст, – чтобы мы каждый день приходили в церковь, постоянно слушали об одном и том же, и во всю Четыредесятницу постились. Нет, если мы от постоянного хождения сюда и слушания поучений не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем никакого добра для души своей: все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждение нашему, когда, при заботливости о нас Церкви, мы останемся все такими же, как и прежде''. „Если мы, приходя сюда каждый день, и постоянно слыша столько наставлений, и получая от поста помощь, не будем побеждать возникающих в нас страстей: то какое будет нам прощение, какое оправдание?" „Не говори мне, что я столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, терпел недостаток: но покажи мне, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен: если ты исполнен гнева, для чего тебе удручать плоть? Если внутри тебя ненависть и сребролюбие, что пользы в том, что ты пьёшь воду? Не показывай поста безполезного: ибо один пост не восходит на небо". – По наставлению пр. Дороеея, постом „мы не только должны соблюдать свою меру в пище, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и одним словом от всякого греха, совершаемого языком. Такжедолжно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела".– „Изрядный постник, – учит св. Тихон Задонский, есть тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Постник есть тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословья, сквернословья, буесловия, клеветы, осужденья, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления и сердце свое от желанья чужих вещей. Словом: добрый постник есть тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный! Полезен ­нам пост телесный, потому что он служит нам ко умерщвлению страстей; нопост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничто же есть. Многие постятся телом, но не постятся душею, многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более; но от гнева, злопомнения и мщенья поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают; и какая им от того польза? Суть такие, которые часто руками не касаются снедей, но простирают их на мздоимство, хищенье и грабленье чужого добра: и какая им от того польза? Истинный и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Итак, если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постися и душевно, и постися всегда. Если налагаешь пост чреву твоему, то наложи его злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помьшлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения, да постятся очи твои от худого виденья: «отврати очи твои, еже не видети суеты»; и постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осужденья, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от убиенья и хищенья чуждого добра; да постятся ноги твои от хожденья на злое дело. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15;;I Петр. 3, 11). Вот христианский пост, какового Бог наш от нас требует! Покайся убо, и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышленья, поучай всякой добродетели: и будешь всегда пред Богом поститься".
По понятьям наших предков, милостыня, царица добродетелей, являлась необходимым условием поста, ибо „ аще кто постится, не творя милостыни, то не успеет ничтоже". Вся постная доброта, вся брачная одежда обновляющейся говеньем христианской души, развалится на свои составные части без милостыни, как без ниток. И древнерусские проповедники усиленно внушали своим слушателям творить большую милостыню и милованье в продолженье поста, чем в прочие дни. „Убогие, – поучает один них, помилуйте нищих и немощных и на улицах лежащих: присещайте (посещайте); сущая же в темниц и беде милуйте и утешайте, нагие одевайте". Другой проповедник древности в своем поучении так наставляет: „Кое добротворение томити плоть свою, а имение скрывати, вдовиц и сирот не милующе ни обидимых избавляюще"? „Аще убо постишися, убогого не мимоиди, алчным хлеб свой раздели и домашняя (т. е. рабов) без печали сотвори; аще ли алчеши, то виждь сироты стонущие и помилуй я". И в наше время весьма желательно было бы усиленное проповедническое слово о благотворение в течение Великого поста. Добровольные пожертвования постящихся, как ответ на пастырский призыв, могли бы дать возможность оказывать отягченным бедностию прихожанам помощь не только во время поста, но и порадовать их доставлением им необходимого для них в светлые дни Христова Воскресения.

Размер шрифта

A- A A+