Митрополит Месемврийский Сергий. РАСКОЛ – НЕ ТРАГЕДИЯ. Это вирус, поражающий ослабленный организм

Расколы — болезнетворный вирус, вызывающий недомогание в церковном организме. Или в нескольких организмах. Порой принимающий огромные масштабы, в какой-то степени сопоставимые с эпидемией или даже пандемией.

Однако, это всего лишь болезнь, и не всегда «к смерти». Причём, этой болезнью, в той или иной степени, переболели практически все.

Первые христианские общины рассматривались окружающим миром (как иудейским, так и языческим) не иначе, как секты или раскольники внутри веры иудейской.

Дальше — еще ложнее. Католичество и православие, на которые раскололась Вселенская Церковь. Несколькими веками ранее отделились древневосточные (дохалкидонские) церкви: Армянская, Коптская, Сирийская, Эфиопская, Маланкарская, нестиорианские (доэфесские) церкви: Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока. А потом явился протестантизм во всём его многообразии: лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, англиканство, методизм, баптизм, квакерство, ирвингианизм, адвентизм, пятидесятничество и т.д., и т.п.

Но нас, конечно, интересует то, что касается православия. Помимо так называемого «официального», участвующего в экуменизме, существует ещё и иное, находящееся вне общения с «официальным» и именуемое им «раскольниками». Это старообрядчество, Истинно-Православные Церкви, непризнанные национальные Автокефальные Церкви, реформистские церкви и масса прочих православных движений.

Где-то поблизости от православия разместилось так называемое «духовное христианство»: хлысты (христоверы), скопцы, духоборы, молокане, чуриковцы. А также «иудеохристианство»: «Еврейские корни», «Еговисты-ильинцы», Макуя, мессианский иудаизм, «Чёрные евреи».

И это только малая часть из «расколотого» некогда христианства.

А ведь все они объявляют себя последователями Спасителя и Его учеников, которые несли людям Благую Весть и учили верить и любить. Любить и верить. Не помышлять о власти и деньгах, не требовать преклонения и почитания.

Однако, прошла всего лишь пара-тройка столетий, и поврежденная человеческая природа взяла своё. И вместо мудрых учителей и наставников появились деспоты и владыки, жаждущие власти мирской более, чем духовного спасения и чистоты.

Поэтому могу сказать определённо: по большому счёту, расколы существовали всегда. Как только кто-то восставал против власти первосвященника, его тут же определяли в «раскольники». И неважно, что вина первосвященника неоспорима. «Раскольником» назначают именно того, кто идёт против «генеральной линии». Так было, так есть и так, наверное, будет всегда.

Открою вам маленький секрет. Ведь вначале я уверенно заявил, что раскол не является ни трагедией, ни катастрофой. И сейчас повторюсь. Это своего рода вирус гриппа, вызывающий частичное или общее недомогание в организме. А лечится это недомогание просто – любовью, добротой, прощением, примирением. Собственно, именно тем, что завещал нам Господь.

Но мощной преградой на пути такого врачевания становятся гордыня, ложь, тщеславие, сребролюбие, власть, жестокость, подлость. А в последнее время — ещё и политиканство наравне с «государственными интересами».

О каком врачевании тогда может идти речь?

И древний раскол продолжает множиться, порождая новые и новые расколы. И всё больше в меньшинстве остаются те, кого якобы «раскололи».

Может быть, потому, что они всё ещё не до конца осознали причины своего недомогания? И не воспринимают любовь в качестве главного компонента противовирусной вакцины? Или, может, им просто удобно постоянно видеть перед собой придуманный ими же образ «врага»? Ибо в искупительную жертву Спасителя они уже верить не способны…