Святейший митрополит СЕРАФИМ (Мотовилов), Председатель Вселенского Святейшего Синаксиса Истинно-Православных Церквей, Предстоятель ИПЦ в России. Программный доклад «Русская идея. Православие и государственность».
РУССКАЯ ИДЕЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ.
Всем известно, что хрестоматийное утверждение: «Москва – Третий Рим, и четвёртому не бывать!», прямо-таки на генетическом уровне воспринимается русским, православным человеком, пожалуй, с самого момента крещения Руси и по сей день.
Оно категорично и, по сути, очень верно.
Во времена Императора Николая I, утверждение это несколько трансформировалось или, если точнее, дополнилось новым смыслом. Стало более лёгким в восприятии, но таким же категоричным по содержанию: «Православие – Самодержавие – Народность». Три утверждения, единые в себе и невозможные друг без друга. По крайней мере, в нашем государстве.
Конечно же, за долгую историю нашего Отечества были попытки подмены понятий, и даже устранения из указанной философской триады одного или двух утверждений. Но ничего хорошего это не принесло. Да и эти квазиобразования, в которые превращалось государство во время экспериментов, без полноты мудрой максимы существовали непродолжительное время и рассыпались, в конечном итоге, как картонные домики от малейшего дуновения ветерка.
И именно история показала, что существуют не опровергаемые истины, на которых базируется самосознание целых народов, цементирующие основу державности на века и тысячелетия.
В этой связи, абсолютным доказательством подобной державности является Россия, обладающая великой силой, опирающаяся на древность народа и полноту его веры. Ибо именно Великая Россия по-настоящему стала Духовным Центром нашей планеты, при этом, безусловно, оставаясь Третьим Римом, удерживающим мир от прихода тотального беззакония.
Наше многострадальное Отечество претерпело изрядные потрясения за последние 120 лет.
Революционная смута 1905 года была первым маркером надвигающегося лихолетья. Попытка насильственного свержения законной власти с целью изменения государственного строя, пустые лозунги и ничем не подкреплённые декларации, весьма смущали умы россиян. Опираясь на исторический опыт и исходя из практики межгосударственных отношений дня сегодняшнего, я уверен, что всё это уже тогда было хорошо срежиссированным влиянием извне. Это была первая серьёзная попытка уничтожения мощного форпоста духовности и чистоты православия в беспокойном и нестабильном мире порока и соблазна.
Затем, абсолютно непонятное и совершенно не нужное, по крайней мере нам, участие Российской Империи в Первой мировой войне, где страны Антанты делали всё возможное для уничтожения русской армии, разрушения нашей экономики и уничтожения государства изнутри, всемерно и практически неограниченно финансируя всевозможные оппозиционные и деструктивные партии, террористические организации, бандитские формирования и анархические группы.
Как результат – февральский переворот 1917 года, отречение Государя, а затем и октябрьский путч, породивший безбожие, с попыткой разрушения духовного стержня в некогда великой православной империи.
Революционерам, при поддержке Запада, удалось расшатать многовековую державу. Но для того, чтобы выстроить нечто новое, им необходима была сакральная жертва. И не просто жертва, а Жертва с большой буквы. Необходимо было уничтожить символ, являющийся смыслом бытия русского народа. Необходимо было бросить вызов Всевышнему, и более того, необходимо было растоптать душу России.
По своей сути, большевики ведь не были даже атеистами. Они были откровенными богоборцами! Они, в гордыне своей, смыслом собственного бытия полагали уничтожение Православия, как религии, и предание забвению самой памяти о Боге и его Заповедях.
Их не страшили слова древних иудеев: «Пусть Его кровь падёт на наши головы». Их не пугало небывалое по своей жути святотатство. В своей ненависти к Богу и Православной России, они были готовы абсолютно на всё.
И для них выбор сакральной Жертвы был очевиден.
Это, по их рассуждениям — российский Император. И не только он, но и вся его венценосная семья, и все члены Императорского Дома, до которых только могла дотянуться кровавая рука обезумевших ниспровергателей.
Злодеяние было совершено.
Гибель Империи напиталась кровью царственных мучеников, и расстрел царской семьи поставил точку в историческом периоде, чётко разграничив великое прошлое и смутное будущее.
Я не могу, как некоторые, даже мысленно сравнивать Жертву Искупления Господа нашего Иисуса Христа и жертвенную гибель последнего Императора, как Помазанника Божия. Но я усматриваю некие параллели в том, что произошло две тысячи лет тому назад и в злодеянии ещё не столь отдалённого по историческим меркам 1918 года.
Однако все сложилось не так, как планировали враги православия.
Именно жертвой Спасителя уцелел мир и люди обрели возможность узреть Царствие Небесное.
А жертвой Императора были спасены его подданные от истребления и сохранена надежда на возрождение в будущем великой Империи.
Но печалит меня то, что во втором случае, как впрочем, и в первом, люди так и не поняли всего величия Жертвы.
Как не раскаялись в своё время гонители Христа, так не раскаялись до сих пор и палачи царской семьи, последователи которых в полной мере приняли на себя страшный грех цареубийства.
Увы, у нас и по сей день, нет искреннего покаяния. Ибо даже в Церкви царит лицемерие и театрализация мистерий.
Мы смиренно молим Господа о даровании нам Православного Государя, но вот будет ли услышан голос наш посреди безумной вакханалии греха и порока, Бог весть. И всё же надежда не покидает сердце моё….
Существует множество пророчеств о так называемых «последних временах». И все они сулят неизбежную кровавую развязку.
Но во многих из них на переднем плане указана именно Россия, как страна, обладающая шансом на спасение всего остального мира, всего человечества.
Например, в предсказании монаха Авеля, сделанного Императору Павлу, прямо говориться о том, что будет множество попыток: зло победить злом. Но люди поймут, что все это временно и безблагодатно, и начнут отмаливать Россию. Всем миром, всем народом, едиными усты и единым сердцем. И падут оковы, сдерживающие великую Империю, и восстанет в своей духовной красоте и силе Великая Россия – Дом Пресвятой Богородицы.
И мне очень хочется верить, что есть в этом пророчестве промысел и о нашей Истинно-Православной Церкви. Ибо кто ещё станет тем самым набатом, пробуждающим народ от векового дурмана, созывающего на молитву и указывающему путь из тьмы во свет?
Любящее сердце неизменно обретается нами через добрые дела. Я об этом говорил уже не раз. Скажу и сейчас.
Вся суть Истинно-Православной Церкви – это служение Богу через служение человекам, через заботу о них, через попечение о спасении каждой отдельной души бесчисленного стада Христова.
Так всегда было в России. Так, я надеюсь, будет и во всём мире, благодаря Вселенскому Святейшему Синаксису Истинно-Православных Церквей, который мне определено возглавлять до последних дней моих, и который, возродив Истинную Вселенскую Церковь Христову, сможет нести людям Свет Истины и Любви Спасителя, раскрывая настоящее значение Его Великой и Сакральной Жертвы.
Я часто задаюсь вопросом: «Зачем мне всё это?», адресуя его не только себе, но и тем, кто рядом со мной долгие годы и десятилетия, тем, кто приходит сегодня и, возможно, тем, кто придёт завтра.
И я знаю ответ.
Христианство, а тем более Православие, не терпит одиночества. Не приветствует замкнутость внутри себя и своих проблем. Оно стремится к познанию самого себя, расширяясь и распространяясь даже среди тех, кто пока ещё и сердцем, и умом, не принял Бога, но душой уже повернулся к Нему.
Сегодня в православном мире, называющем себя каноническим, разброд и шатание. Церкви отделяются друг от друга. С кровавым безумием разрывают Хитон Господень, прекращают общение и совместную молитву, отвергая друг друга и называя врагами тех, с кем ещё недавно вместе у Престола принимали Святое Причастие.
Церковные иерархи намеренно забывают слова Символа Веры нашей, то, на чём основывается учение Вселенской Церкви и то, что повторяем мы каждый раз перед тем, как осмеливаемся приступить к принятию Святых Тайн Христовых: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Мне представляется, что они осознанно подменяют Истину своими сиюминутными желаниями, своей непомерной гордыней и неуёмной жаждой власти.
К моему великому сожалению, некоторые из «канонических» Церквей сегодня уподобляются настоящим тоталитарным сектам, замкнутым на обогащении и процветании собственных религиозных вождей разного уровня.
Однако, имеющий уши – да услышит, имеющий глаза – да увидит.
Народ Божий научился отличать дурное от хорошего, отделять агнцев от козлищ и зёрна от плевел. И уже в открытую отворачивается от тех, кто смыслом своей жизни сделал ложь и непотребство, возводя собственное служение в бесконечную степень греха, пряча звериный оскал под шкурой ягнёнка.
Более того, когда мировое Православие взяло курс на разобщение и взаимные обвинения, Истинно-Православные Церкви наоборот собираются в единую семью.
За четверть века архиерейского служения и двадцать лет Первосвятительства я имел возможность наблюдать становление, развитие и распад многих истинно-православных общин, гордо именовавших себя митрополиями и церквями. И каждый раз я видел одну и ту же ошибку, становившуюся впоследствии фатальной. Все они только себя считали истиной в последней инстанции, все они хотели быть главными, не признавая иных авторитетов и все они отгораживались от остального мира, наслаждаясь существованием в виде замкнутых на самих себе религиозных сообществ.
В конечном итоге это приводило к распаду, прекращению деятельности или вырождению в откровенные секты и маргинальные структуры.
Те же, кто был открыт для общения, стремился к объединению и ставил во главу угла служение Богу и людям – сегодня стали истинной совестью народа, его рупором и его духовным светильником, настоящей надеждой на то, что Господь будет с нами до скончания века.
Наш Всемирный Синаксис – это путь вперёд, путь к Богу, путь духовного созидания, путь истинной веры.
Это – путь объединения тех, кто всей своей жизнью отвергает ложь и беззаконие, кто верует во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, как и говорится в Символе Веры, и кто подвижничеством своим созидает Вселенскую Истинно-Православную Церковь.
Поверьте, путь этот предначертан историей и предопределён Богом. Мы это чувствуем и готовы к любым трудностям, абсолютно осознавая, что так было всегда, что так будет и впредь.
Разобщающие, ненавидящие, отвергающие и замыкающиеся на себе – растворяются в небытие, превращаясь в мусор, и пребывают на исторических свалках только лишь для того, чтобы примером своим показать порочность подобного, ошибочного пути.
Стремящиеся навстречу друг другу, открытые для любви и совместной молитвы, не боящиеся трудностей тернистого пути и живущие по Заветам Христовым – остаются в веках, становясь тем самым краеугольным камнем, на котором и зиждется Церковь Христова.
Нам предстоит долгий путь. Путь молитвы и созидания. Путь любви и духовного подвига. Путь служения и церковного строительства. И я искренне рад, что возрождение Истинного Православия, как и сто лет назад, вновь начинается с России.
Повторюсь, я читал множество пророчеств, известных и неизвестных, явленных миру и сокрытых до поры, до времени от алчущих знания глаз. Они очень разные и не все поддаются осмыслению и пониманию.
Но одно утверждение красной нитью проходит сквозь каждое из них.
Спасение мира придёт из России. Она, как звезда Востока, объединит вокруг себя тех, кто будет наполнен верой, светом и любовью.
И именно под сенью Российской Императорской короны наступит долгожданный «мир на земли и в человецех благоволение», ибо олицетворяет она собой корону Царицы Небесной, Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
И наша с вами задача состоит в том, чтобы потомки и наследники наши продолжили путь созидания, объединения и собирания Истинного Православия по всей земле, а мы, чтобы дали им для этого прочную и твёрдую основу в виде Вселенской Истинно-Православной Церкви.
Сегодня я всей душой ощущаю изменения, происходящие в обществе и государстве Российском.
Происходит обновление самосознания народа, укрепляется моральная основа россиянина, как гражданина, православная вера наполняется истинным смыслом и в сердце каждого ярким светом вновь возгорается искра Творца.
Я очень надеюсь, что господствующая в государстве Русская Православная Церковь когда-нибудь поймёт, что её задача несколько иная, нежели забота о себе и своих служителях, своих институтах и своих доходах. Хотя, это её дело, не наше.
Но пусть нас не судят по делам Московской Патриархии. Мы – другие. Мы не приветствуем осуждение собратьев. Мы не выступаем за смуту и разделение в Православном мире.
Мы идём путём созидания и объединения.
И наша задача – нести мир и любовь. Сохраняя и оберегая от грехов, напастей и соблазнов души тех, кто разделяет и принимает наш путь.
Мы выбрали отнюдь не лёгкую ношу.
Но… дорогу осилит идущий.
И да поможет нам в этом Всеблагий Господь.
Смиренный +СЕРАФИМ,
Милостию Божией Святейший Митрополит
Московский и Всероссийский,
Предстоятель Истинно-Православной Церкви России,
Председатель Всемирного Святейшего Синаксиса
Истинно-Православных Церквей