Смирение, Послушание и Катакомбная Церковь. Обратная Сторона Православия.
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
Когда заходит речь о смирении и послушании, люди почему-то впадают в крайность. А иногда даже в прелесть. Воспринимая воспитание и взращивание в собственной душе столь необходимых духовных качеств, как некое раболепство и уничижение.
Это ведь в корне неправильно.
Что есть смирение?
Это не признание ничтожности человека, не уничтожение его творческого начала, его личности и его души. Это признание величия Господа, Его невероятной любви и милосердия, Его бесконечного всепрощения и благодати, изливаемой на нас, грешных.
Смирение – это тишина любимого храма, это горящие свечи и звуки церковного хора.
Смирение – это коленопреклоненная молитва. О чём-то очень личном и сокровенном.
Смирение – это искренние слёзы благодарности за подаренную жизнь. И за то, что Господь всё ещё с нами.
Смирение – это своеобразная внутренняя гармония, помогающая душе звучать в унисон со Вселенной.
И если вы считаете, что «подставить другую щеку» — это смириться и склониться пред врагом, предав родных и близких, отрекаясь от веры и Бога – вы глубоко заблуждаетесь.
Подставить другую щеку – это значит обратиться к Богу, почерпнуть в вере духовную силу и повернуться к врагу другой стороной, совершить поступок, которого от тебя не ожидают. Победить врага. И не обязательно силой. Скорее, словом, духом, верой. А если понадобиться, то и жертвой собственной жизни. Ведь нет выше подвига, нежели положить душу свою за други своя!
Это и есть истинное смирение.
Что же касается послушания, здесь всё и проще, и сложнее одновременно.
Безусловно, послушание – краеугольный камень Церкви, ибо основывается на доверии и уважении ученика к учителю, младшего к старшему, жаждущего духовной и житейской мудрости к наставнику, помогающему познать непростой путь веры.
Во времена раннего христианства духовный пастырь, священник или епископ, был по-настоящему отцом тем людям, которые объединялись в своей молитве вокруг него. Они избирали его своим проводником. И слушались его наставлений и советов.
К большому сожалению, современный мир извратил понятие церковного послушания, наделяя властью тех, кто должен был бы пользоваться исключительно уважением и авторитетом.
И священники, и епископы забывают, порой, что их истинная сила не во власти светской или духовной. Их истинная сила в любви и мудрости. И в Заповедях Господних. Да обетах монашеских. В молитве и нестяжательстве, кротости и милосердии.
И может быть, это именно то, о чём ещё помнит Истинно-Православная Церковь, которую часто по старинке называют Катакомбной.
Мне всегда задают один и тот же вопрос: «А что такое Истинно-Православная Церковь? Почему Катакомбная? В чём её отличие? Ведь времена гонений прошли».
Времена гонений на Истинную Церковь были всегда.
И во времена первых христиан, и в годы расцвета христианства, и сейчас. Государство, любое государство, является аппаратом насилия и подавления в той или иной степени. И по-другому быть не может. И Истинная Церковь, исповедующая Заветы Христовы, не вписывается в стройную государственную систему. Ибо Царство Божие, к которому она ведёт народ свой, не на этой Земле, не в этом мире. Над Истинной Церковью не властны мирские законы и мирские правители. И это всегда раздражало государственную систему.
Государство всегда желало видеть Церковь, как послушный своей воле аппарат, функционирующий к вящей славе государства.
Самое печальное, что зачастую подобное удавалось. За примерами, так сказать, далеко ходить не надо. И это приводило, как раньше, так и сейчас, к самому ужасному развитию ситуации – к симфонии церкви и государства, к подмене понятий и замещению веры в Бога послушанием императору. За это жрецы всегда получали, как, впрочем, получают и сегодня, определённые преференции, сытую жизнь, роскошные дворцы и вожделенную власть.
Именно в виде протеста подобному явлению и возникла в своё время Истинно-Православная Церковь. Церковь, не признающая над собой светской власти. Церковь, заботящаяся о спасении души каждого отдельно взятого человека. Церковь, которая по праву может называться совестью государства. И совестью народа.
Самое важное, что мне хотелось бы сказать.
Истинно-Православная Церковь — не враг государству. Ни в коем случае.
Ибо мы любим своё Отечество и всегда будем молиться о его благополучии и процветании.
Но мы всегда первые будем бить в набат, видя язвы духовные, и понимая, что уход от проблем – путь в никуда. Ибо молчанием предается Бог!
Наверное, именно в этом отличие Истинно-Православной Церкви от так называемого «официального православия».
И, может быть, мы постоянно прирастаем паствой именно потому, что не приемлем ни ложь, ни фальшь, ни трусость. И не умеем быть конъюнктурными.
А ещё, наверное, потому что мы точно знаем, что с нами Бог.
Аминь.
Митрополит +СЕРАФИМ (Мотовилов)