Живущие Лукавством или Журналистика из Преисподней
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
ЖИВУЩИЕ ЛУКАВСТВОМ ИЛИ ЖУРНАЛИСТИКА ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ
Добро и зло, правда и ложь, реальность и вымысел неотделимы друг от друга в человеческом сознании. И в руках умелого манипулятора гремучая смесь этих понятий – опаснейшее оружие.
Казалось бы, что может быть проще? Вот — правда, вот — ложь. И между ними – пропасть. Однако, чуть-чуть лукавства, лёгкое смещение акцентов, и правда уже ставится под сомнение, а ложь воспринимается, как вполне допустимая трактовка мыслей и слов.
Именно это мы наблюдаем в последнее время в мировых средствах массовой информации. Так сказать, всем известное «highly likely» («с высокой долей вероятности», «весьма вероятно», «скорее всего»). И именно этот принцип стал основой философии современной российской либеральной журналистики.
За тридцать без малого лет своего священнического, епископского и первосвятительского служения я, так или иначе, сталкивался с разными представителями обширного и разнообразного журналистского бомонда. И почти всегда мой опыт был весьма негативным.
Вопросителей никогда не интересовала правда, а только их собственная трактовка этой самой правды. То есть, их не интересовали мои ответы, они озабочены были своими вопросами, а уж «ответы» мои были готовы. Журналистам никогда не нужна была объективность, их интересовало только выполнение заказа редакции. Они всегда приходили за грязью, скандалом и сенсациями. И когда не получали искомое, то придумывали всё это сами.
Абсолютно неподготовленные во всём, что касается церкви и веры, журналисты, особенно телевизионные, не стеснялись лгать и навешивать ярлыки. Самозванцы, раскольники, сектанты, аферисты… Как нас только не называли! Для человека грамотного и образованного понятно и очевидно, что «раскольники» никак не могут быть самозванцами, а «самозванцы» и «сектанты» не могут никого раскалывать. Смешно, право слово. Но когда всё это происходило, нам было далеко не до смеха. И приходилось отписываться, разъяснять, опровергать.
Время, конечно, расставляло всё по своим местам. Люди видели нашу жизнь и проникались нашим служением. И людей всегда радовало то, что мы никогда и ни от кого не отгораживались государственной охраной, высокими заборами и казачьими разъездами, абсолютно всегда делая церковную жизнь понятной и прозрачной.
Однако, для нас опаснее не светские журналисты, гоняющиеся за «сенсационными жареными фактами». Их, как раз, можно понять. Они сродни скоморохам, веселящим толпу и живущим на мзду за удачное выступление. Гораздо хуже – это племя так называемых «православных», а скорее псевдоправославных журналистов и всевозможных псевдоправославных экспертов, набивающих мошну на стремлении опорочить любую церковь и любого церковного деятеля. Фарисеи по своей сути, прячась под маской праведности и святости, они никогда не скажут и слова правды. Их оружие – искусная ложь, их смысл жизни – обман, их стимул и конечное устремление – обогащение любыми путями.
Мне кажется, что им комфортнее всего было бы жить в преисподней, где царствует абсолютный порок и где не нужно притворяться «борцом за чистоту православия». Ведь на самом деле так и есть. Журналисты такого типа – информационные посланцы ада, призванные сеять раздор и зло, смущать умы и развращать души.
Мне радостно, что многие подобные «журналисты», среди прочих либералов и отступников, покинули пределы нашего Отечества и гадят за рубежом. Западу не привыкать к поглощению информационных нечистот. А в нашей стране без таких людей, может быть, и дышать станет несколько легче. Ведь сказал когда-то апостол Павел: «Изымите злого от вас самих» (1 Кор: 5.13). И пусть Господь судит их по делам их.
Мне же показалось правильным закончить мои сегодняшние размышления поэтическими строками моего старого друга и соратника Митрополита Сергия (Моисеенко), известного российского поэта, писателя и публициста. Ибо, как мне кажется, эти строки наиболее точно обнажают суть тех самых нечистоплотных журналистов, от общения с которыми мне очень хотелось бы вас всех предостеречь.
И пусть Всемилостивый Господь и Спаситель наш оградит нас от всякого зла и всякого лукавства. Аминь.
НЕЧИСТОПЛОТНОЕ КРЕДО
Есть журналисты, чью нечистоплотность
И объяснять то никому не надо.
На чём всегда их строится доходность?
На слухах, сплетнях и потоках яда.
Им ни к чему радеть за объективность,
Здесь слово честность вовсе неуместно,
Для них, чем выше и сильней противность,
И чем гнуснее – тем и интересней!
Они живут в грязи чужих пороков,
Свои грехи легко прикрыв заплаткой,
Вместить, увы, мои не могут строки,
Насколько это подло, низко, гадко!
Среди людей последние изгои,
Среди шакалов – в падали эксперты.
Они давно не могут жить без вони,
Такое уж их жизненное кредо.
Митрополит +СЕРАФИМ (Мотовилов)