Ложь — Основа Всякого Зла
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого.
Лжец для всех гнусен и всем смешон.
Поэтому будьте внимательны и не коснейте во лжи.
Святитель Василий Великий
Нужно остерегаться обмана
не только явного и очевидного,
но и такого, который прикрыт
тонким лукавством и хитростью.
св. Киприан Карфагенский
Всякое время имеет свои грехи и свои пороки. Каждому историческому периоду развития и становления рода человеческого присущи собственные искушения. Но наше с вами время, дорогие мои, особенное. Ибо оно пронизано метастазами самого большого, на мой взгляд, порока, являющегося первопричиной и основой всякого зла. Оно пропитано ложью.
И именно об этом сегодня пойдёт речь.
Я не знаю, когда родилась ложь. Может быть тогда, когда змий обманом искусил Еву отведать плод с древа познания добра и зла. А может ещё раньше, когда Люцифера обуяла гордыня и восстал он против неба, был низвергнут в ад стал именоваться отцом лжи. Но я знаю одно – именно ложь первопричина осознанного греха.
В основе каждого преступления неизменно лежит ложь. Ибо преступник лжёт либо самому себе, либо окружающим. Либо для того, чтобы оправдать грех в глазах своих, либо чтобы оправдаться перед людьми.
Разновидности лжи бесконечны. У неё миллионы масок и ипостасей. Ложь ради лжи, ложь ради выгоды, ложь ради смеха, ложь во имя собственной гордыни, ложь ради победы и, конечно же, ложь во спасение. Как же часто мне приходится слышать эту фразу! Ложь во спасение! Спасение кого, мне хочется спросить? И от кого? Разве можно изгнать бесов силою князя бесовского? Разве можно ложью, измышлением диавольским, спасти кого бы то ни было? Конечно же нет! Ибо подобное утверждение также является ложью!
Насколько же многолика ложь! И насколько изобретательна. А вот у правды нет масок. Ей не нужно рядится в кружева и парадный камзол. Правда – она такая, какая есть. И не нуждается в украшениях.
Ложь всегда что-то объясняет, доказывает, обещает, интерпретирует. Правда ничего не объясняет и ничего никому не доказывает. Правда констатирует свершившийся факт. И только. Правда – броня от лжи, доспех, защищающий истинного христианина от нападок искусителя, зерцало честности, от которого в страхе бежит лукавый.
Человек, живущий ложью, всегда запутается в паутине собственной лжи. Хотя бы потому, что в какой-то момент обязательно забудет, когда, что и кому именно солгал. И сам себя выведет на чистую воду.
Самое печальное то, что сегодняшний мир погряз во лжи. Лгут даже те, чей долг нести Свет Истины. Ложь стала хозяйкой интернета. Она целенаправленно транслируется с экранов телевизоров. И именно она – сладкая обёртка слов политиков всех мастей. Именно ложь подталкивает наш мир к катастрофе. И именно она основной компонент и базовая основа зла.
Ложь настолько плотно вошла в нашу жизнь, что даже на исповеди, таинстве великого очищения души, мы не способны раскрыться полностью, очистив душу от тайного греха и калёным железом изгнав из неё всякую скверну. Потому что больно. Потому что невыносимо стыдно. И потому что страшно. Страшно, что кто-то узнает о том, насколько низко мы пали. Мы ведь боимся даже не самого греха, как такового. Мы боимся, что кто-то узнает о нашей мерзости. А не покаявшись до конца – мы не получаем настоящего прощения. Ибо меру своего греха мы определяем себе сами.
В качестве примеров мне хотелось бы рассказать вам три притчи, где в той или иной степени фигурирует ложь. Каждая притча имеет свою собственную смысловую нагрузку. Но все они очень важны для понимания опасности, которая ежедневно стучит в вашу душу.
Притча первая. О лжи из благородных побуждений.
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
Притча вторая. О том, как можно извратить смысл любого события.
Жили – были в одном государстве два брата, которые не давали спуску никому. Говорили правду в глаза всем боярам и даже самому царю. Бояре возненавидели их за это и уговорили царя изгнать бунтарей из царства. Царь санкционировал изгнание. Братьев вывезли в открытое море и выбросили в волны. Девять дней и девять ночей боролись братья с бушующей стихией, силы их исчерпались, и они отдались на волю волн. И тут буря так разыгрались, что подхватила братьев вместе с волной и понесла прямо в небо. Летели они в облаках, пока не достигли своих родных мест. Здесь буря ослабла и опустила братьев на землю. Узнали об этом бояре и донесли царю: мол, так и так, в воде они не тонут, а небо возвратило их домой. Что делать?
— В огонь их! – решил царь.
Стражи приволокли братьев на главную площадь, где бояре уже разложили костер. Привязали братьев к столбу и обложили валежником. Сам государь приблизился к костру с зажженным факелом. Затрещали сухие ветви, пламя охватил место казни, закрыв жертвы от палачей. Когда рассеялся дым, изумленному народу представилось чудо: братья, живые, целые и невредимые, вышли из обгоревшего костра.
— Господи! – заорали потрясенные бояре. – Что нам делать с ними! Они ни в море не тонут, ни в огне не горят! Совещались долго. Наконец поднялся самый хитрый боярин.
— Стар я, — сказа боярин, — и скоро покину этот мир. Но я знаю силу, которая страшнее бурного моря и разбушевавшегося огня.
— Говори, какая это сила? – закричали бояре.
— Слух! – ответил хитрый боярин. – Мы пустим среди народа слух, что эти неистребимые братья не самом деле царские люди и что все, что с ними произошло, подстроено нарочно. И что никто их в бушующее море не бросал, а огонь на площади, в котором они не сгорели, был не настоящий. И сделано все это государем нашим дабы позабавить народ. А два брата, которые на службе у царя, за все то, что в ними проделывали, получали из царской казны жалованье – тысячу злотых монет в месяц…
Ахнули царедворцы, услышав эти слова. Послушали хитрого боярина и пустили по государству слухи о братьях и молва, о том, что они платные царские люди, оказалась сильнее воды и огня. И погубила братьев в глазах народа.
И, наконец, притча третья. Христианская.
Закончив службу, священник объявил:
— В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдёт речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:
— Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все присутствующие подняли руки.
— Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, — сказал священник. — У Марка нет семнадцатой главы.
Ложь. Вот наш истинный враг. И нужно иметь в себе мужество сказать нет, когда хочется впустить обман в свою жизнь. Нужно иметь мужество открыто сказать правду. И нужно иметь великое терпение выслушать правду, озвученную другим.
Просто помните, что сказал Христос: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). И помогай вам всем Господь на тернистом пути правды.
Аминь.
Митрополит +СЕРАФИМ (Мотовилов)