Слово о Посте. Проповедь Митрополита Филарета.
СЛОВО О ПОСТЕ.
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА!
Мы с вами в преддверии поста. Собственно говоря, православным христианам не нужно было бы и разъяснять, что такое пост и почему он нужен человеку, потому что пост есть установление церковное, а всякий православный человек, знающий святое Евангелие, должен помнить многозначительные слова Спасителя: «Если человек не слушает Церкви, то он все равно, что язычник и мытарь», то есть через грех непослушания Церкви он сам как бы перестает быть православным христианином.
Это ясно и просто… Однако же, теперь сама жизнь свидетельствует нам о том, что православные христиане, сплошь и рядом мнящиеся быть верными и преданными чадами Церкви, настолько нецерковно и неправославно смотрят на пост, что волей-неволей служителям Церкви приходится об этом говорить и напоминать.
Прежде всего, возлюбленные, осознайте и твердо запомните, что пост установлен не каким-либо отдельным служителем Церкви, хотя бы то был и святой угодник и праведник; пост есть установление общецерковное; пост есть — церковный закон. Для того же, чтобы не исполнять закон — нужна какая-нибудь уважительная причина; если таковая причина в том или ином случае существует, — то Церковь всегда идет навстречу ей. Так, например, если тяжело больной человек нуждается в усиленном питании для укрепления ослабевшего организма — Церковь не только разрешает ему смягчить пост, но в некоторых случаях и вовсе освобождает от такового. Иногда бывает так, что человек оказался в условиях, в которых он лишен возможности избирать пищу по своему усмотрению; в подобных случаях Церковь также освобождает нас от обязанности поститься.
Но, к сожалению, иногда приходится слышать странные речи, включительно до таких: «не все ли равно Богу, что я буду есть — картошку или ветчину». Конечно, Господь не имеет нужды в том, чтобы мы ели то или иное, но помни, неразумный человек, что пост нужен не Богу, а тебе самому.
Когда Сын Божий воплотился на земле, по свидетельству святого Евангелия, в начале Своего служения, Он сам постился 40 дней и 40 ночей. А когда апостолы позднее спрашивали Его, почему они не могли изгнать злого духа из бесноватого юноши, то Господь ответил: «Сей род изгоняется (то есть побеждается) молитвой и постом». В этих словах Спасителя пост поставлен наравне с молитвою, как средство победы над злой бесовской силою.
Всмотритесь внимательно в то, что вы видите в этом святом храме. В нем много ликов святых угодников Божиих. И покажите мне среди них хотя бы одного, кто стоял бы на такой точке зрения, на которой стоят теперь, к сожалению, многие православные христиане, утверждая, что пост — это что-то неважное; что Богу все равно, что мы едим, и что поститься совсем не нужно. А вот святые угодники Божии, которых Церковь прославила и, следовательно, указала, что их путь — путь истинный, праведный и совершенный, — они все постились, и постились так, как многим из нас, быть может, было бы и не под силу поститься.
Покажите же мне, повторяю, хотя бы одного из святых угодников, изображенных на святых иконах, который так бы говорил о посте, как говорят теперь умники, считающие, что их собственное гнилое рассуждение выше церковного закона. Преподобный Серафим Саровский однажды точно указал на значение поста. Пришла к нему какая-то женщина — любящая мать, у которой дочь должна была выходить замуж; естественно, сердце матери тревожилось за судьбу и счастье своей дочери, и ей хотелось знать, будет ли ее дочь счастлива со своим будущим спутником жизни. С этим вопросом и пришла эта женщина к старцу Серафиму. Выслушав слова матери, преподобный Серафим так ей сказал: «прежде всего иного, если у твоей дочери есть избранник, то прежде всего узнай — соблюдает ли он посты, ибо (далее старец прямо так и сказал) кто постов не соблюдает — тот не христианин».
Запомни же это, душа христианская. Преподобный Серафим в этом вопросе — авторитет безусловный. Он никому не предписывал нести те неимоверные, сверхчеловеческие подвиги и тяготы, какие он сам нес. Он никому их не заповедовал совершать, но требовал от христианина непременного послушания Церкви, и свое разъяснение о посте как раз сделал в духе того изречения Спасителя о послушании Церкви, которое приведено выше. Если человек пост не соблюдает, то, значит, он не слушает Церкви, которая заповедала пост и, следовательно, он перестает быть сыном Церкви, перестает быть православным христианином. От этой железной логики уйти невозможно. А потому в отношении поста запомни раз и навсегда: если хочешь быть сыном верным Православной Русской Церкви — ты должен соблюдать посты.
К сожалению, в этом отношении люди как-то чрезвычайно ослабели, распустились, как говорится. Когда-то один из церковных деятелей говорил, как бы оправдываясь, знаменитому русскому иерарху Московскому Митрополиту Филарету, известному как святостью своего жития, так и особой мудростью: «Владыка, что ж делать, — дух бодр, а плоть немощна». Покачал головой Митрополит Филарет и говорит: «Нет, друг мой; сейчас надлежит сказать обратное: дух немощен, а плоть сильна. И она диктует свои законы, а немощный дух не может ей противостоять и безвольно подчиняется им, и человек исполняет всякую прихоть своего тела, своей плоти».
Часто говорят сейчас: «Трудно поститься; не всегда удается иметь постный стол». А по-моему это не верно. В условиях жизни в Австралии, где я недавно был, как и здесь в Америке, об этом просто стыдно говорить. Лучше прямо сказать: «Не хотим поститься». По крайней мере, было бы откровенно, а иначе получается лживая отговорка.
Мне пришлось последние годы проводить в Китае. Там был буквально голод; там была вопиющая нужда, там иногда было просто нечего есть. Многие там далеко не каждый день обедали, и, однако же, люди, которые желали поститься — постились и там, и от голода не умирали. Преподобный Серафим кому-то сказал: «хлеб и вода никому не вредны. От поста ни один человек не умер, а от объедения многие умирают». Простое и мудрое указание.
Возлюбленные братия — слушатели! Мы с вами — чада Русской Православной Зарубежной Церкви, и должны помнить, что мы должны чем-то отличаться от неправославных людей, среди которых находимся здесь. Когда то Апостол Павел писал христианам города Филиппы, хваля их, что они «сияют, как светила в мире» среди того языческого мрака, который их окружает. И как явна была бы духовная красота и сила нашей Православной Церкви, если бы ее чада во всем и всегда строго и неуклонно соблюдали ее уставы и, в частности, посты. Это всегда вызывает глубокое уважение со стороны неправославных, со стороны инакомыслящих. Человек, последовательный в своих убеждениях и поступках, всегда заслуживает уважения от всех.
Так вот, повторяю, мы с вами накануне поста, и хотелось бы мне надеяться, что все, кто слышал сейчас призывы Церкви — покажут себя в этом посту не как ослушники, а как послушники церковного учения. И, надеюсь, что все мы, здесь стоящие, будем этот пост, в меру своих сил соблюдать, помня, что тот, кто не постился, никогда не встретит праздника Рождества Христова так, как тот, кто церковный пост соблюдал. Аминь.
Митрополит +ФИЛАРЕТ