Доклад Святейшего Митрополита Серафима на Научно-практической конференции «Проблемы Духовной Жизни Истинно-Православной Церкви. День сегодняшний».

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(Путь воина и созидателя. Подвижники нашего времени.

Нравственные ориентиры Истинного Православия.

Служение Богу через служение людям. Личный пример

священнической жизни и православного монашества.

Какой должна быть Церковь с точки зрения Истинного Православия).

Доклад Святейшего СЕРАФИМА,

Митрополита Московского и Всероссийского,

Предстоятеля Истинно-Православной Церкви России

Дорогие братья и сестры,

возлюбленные о Господе, архипастыри и пастыри,

глубокоуважаемые гости!

Вопросы, которые мы решили вынести на обсуждение на нашей конференции очень непростые и требующие не только повышенного внимания, но и всестороннего изучения. Ибо время, в которое мы живём, диктует нам свои законы и заставляет по-новому взглянуть на происходящее, задуматься о нашем настоящем месте в нынешнем обществе, и о том предназначении, которое Господь уготовал нам, Его служителям. Тем, кому доверил быть ловцами душ человеческих. Тем, кому определил быть пастырями, наставниками и учителями среди множества народов, идущих по пути Спасителя и старающихся жить по Заветам Его.

К сожалению, реалии дня сегодняшнего циничны и жестоки по своей сути. И основой жизни современного человека стала не духовность. Мерилом его ценностей, как это не прискорбно, является материальная составляющая. Будь то деньги или блага, украшения или окружение себя комфортом, роскошная пища или азартные игры, безрассудное расточительство или бесстыдное манипулирование посредством бесконтрольных потоков денежной массы.

Увы, причиной данного безрассудства стала, отчасти, современная Церковь. Сибаритствующие епископы, жаждущие абсолютной власти предстоятели, бесчинствующие священники – это весьма незначительная часть зловонных язв, поразивших тело Церкви Христовой. И люди, глядя на это, думают: раз наши пастыри, являющиеся примером христианской жизни и христианской добродетели, ведут себя подобным образом, значит и нам надлежит равняться на них. Значит, это и есть истинный пример праведной жизни! Конечно, наша земная жизнь невозможна без соблазнов и искушений, и грех призван всегда испытывать на крепость человеческую душу, а зло выполняет присущую ему функцию катализатора добра. Но горе тем, через кого грех и зло придут в этот мир!

И ведь придёт, обязательно придёт время, когда каждый из нас спросит себя самого: а что лично я сделал для того, чтобы добра в мире стало больше? Что я сделал для того, чтобы привести тех, кто рядом со мной ко спасению? Что я сделал для того, чтобы раскаялся хотя бы один грешник? Сколько храмов построил и скольких людей научил руководствоваться в своей жизни Словом Божиим? Боюсь, что ответ пред самим собою, перед лицом своей совести будет неутешительным.

В наставлении своим ученикам Христос сказал: «Не мир пришёл я принести, но меч» (Мф. 10:34). И это сказано не только о грани между поколениями, и разделении между следующими за Спасителями и отрицающими Его учение. Это сказано и о том, что Господь, в своём земном воплощении, принёс в мир меч духовный. Меч, убирающий скверну с человеческой души. Меч, отсекающий мертвые части от живого тела. Меч, безжалостно уничтожающий любую мерзость. И это великое духовное оружие Спаситель вложил в руки человека, возложив на нас тяжесть противостояния с врагом рода человеческого. Этим Он вооружил нас для финального выхода на борьбу добра со злом, света с тьмою.

Но духовный меч – это не только и не столько оружие возмездия и Божественной справедливости. Это, в первую очередь, великий символ гармонии, позволяющий человеку достичь совершенства на пути к Богу. И именно в таком своём качестве он невыносим для любого диавольского проявления или воплощения.

Каждый из нас, истинно верующих, своеобразный воин Христов. Но не воин-разрушитель, а воин-созидатель, воин-защитник, воин-утешитель. А любой из священнослужителей, от диакона до предстоятеля, — вдвойне и втройне. Ибо мы добровольно приняли на свои плечи заботу и попечение о тех, кто вверил нам свои помыслы и устремления, кто доверил нам быть хранителями чистоты христианских душ, и кто признал в нас учителей и наставников.

Я вообще считаю, что каждому человеку от рождения предоставлен перекрёсток из трёх возможных дорог. Помните о существующем праве выбора для каждого? Так вот, в этом случае упомянутое мной право реализуется целиком и полностью. Без остатка, так сказать.

Итак, три жизненных пути.

Путь созидания, путь разрушения и путь равнодушия.

Путь созидания – это путь Творца, путь нашего Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, который даже собственную великую жертву направил на создание нового общества людей, на сотворение нового человека с обновлённым духом и внутренней силой невероятной мощи.

Путь разрушения – это путь падения в бездну, путь осознанного выбора тёмной стороны бытия, путь зла, жестокости и цинизма. Это путь падшего, стремящегося разрушить всё, что создано с любовью, добротой и мудростью. Он подобен страсти маньяка, вкусившего крови и уверенного в собственной безнаказанности.

И, наконец, путь равнодушия. Путь, на котором и добро, и зло одинаково не интересны идущему. Путь высшего эгоизма. И, однозначно, безусловный путь погибели. Ибо душа, ступившая на этот путь, изначально мертва. А значит, лишена права взывать о справедливости.

Истинно-Православная Церковь, родившаяся на пике гонений и получившая закалку собственного духа в катакомбах и подвалах, тюрьмах и бараках, выжившая в период тоталитарного безбожия и сохранившая, несмотря ни на что, чистоту веры и самоидентификацию на уровне коллективного сознания, сумевшая переступить через соблазны и искушения, — стала по-настоящему Церковью священников-созидателей, воинов Христовых, находящихся на первом, а значит, самом опасном рубеже борьбы со злом. Воинов, идущих путём беззаветного служения Богу, путём проповеди и уврачевания злых сердец, а если понадобится, то и путём искупительной жертвы, по примеру Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Смыслом нашей жизни стала простая фраза: «Слава Богу за всё». За победы и поражения, испытания и преодоления, взлёты и падения, дружбу и предательство, любовь и ненависть. Слава Богу за всё! Ибо именно этим Он показывает, насколько мы Ему не безразличны. И каждый раз посылает нам испытание, которое нам по силам и которому мы должны безмерно радоваться, ибо это новая ступень на долгой лестнице совершенствования нашего духа, это новая грань бриллианта, сверкающая в бессмертии нашей души.

Истинно-Православная Церковь за всю историю своего существования, от начала прошлого века до дней сегодняшних, была славна многими подвижниками, лишь малая часть которых причислена ею к лику святых, помимо прочих исповедников, чья канонизация была совершена иными Церквями, и полностью признана нашей.

Сегодня я упомяну лишь ряд имён, по которым Истинно-Православная Церковь свидетельствует свою огромную благодарность за великий духовный подвиг, и свою бесконечную любовь за неподражаемое самопожертвование, за жизни, всецело положенные на алтарь служения Богу, Отечеству и людям.

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, защитник Церкви и народа перед лицом безбожной власти, всю свою жизнь, до последнего вздоха отдавший защите Православной Церкви и всего Русского Православия.

Святитель Иосиф (Петровых), Митрополит Петроградский, в годину гонений принявший на себя бремя Первосвятительства и ставший у истоков создания Истинно-Православной Церкви, Церкви мучеников и исповедников российский, Церкви, нёсшей служение в катакомбах и сохранившей свет истинной веры.

Святой Император Павел Первый, невинно убиенный помазанник Божий, страстотерпец, всей душой радевший за величие государства Российского.

Святой праведный воин Александр Суворов, генералиссимус и величайший в российской истории полководец, не знавший поражений, и высшей ценностью считавший жизнь русского солдата.

Святые преподобные Сампсон (Сиверс) и Серафим (Нижнегерасимовский), а также священномученик Михаил (Ершов), епископ Чистопольский, святой подвижник последнего времени.

Кроме того, объектом нашего внимания и на рассмотрении Канонизационной комиссии Истинно-Православной Церкви находится вопрос о канонизации праведного воина Александра Колчака, в период великих испытаний и искушений принявшего на себя бремя Верховного Правителя России и жизнь свою отдавшего за многострадальное Отечество.

К чему я всё это говорю? Наверное, к тому, чтобы было предельно ясно, на кого нам следует равняться в нашей жизни, и кто является нашими безусловными нравственными ориентирами. Мы всегда будем помнить этих великих людей, исполинов духа, и в молитвах своих каждый раз смиренно просить их быть нашими заступниками и ходатаями перед ликом нашего Всеблагого Господа.

С момента потрясений, приведших к распаду империи под названием Советский Союз, гражданское общество захлестнула волна вседозволенности и извращённой морали. Становление нового государства Российского пришлось на девяностые годы прошлого века, которые ассоциируются в нашем восприятии с разгулом псевдодемократии и потерей нравственных ориентиров. И, вместе с тем, всё происходящее стало определённым вызовом для Истинно-Православной Церкви, которая никак не могла остаться в стороне от страданий народа, поражённого язвами западной проказы. Именно тогда закончился период катакомбного служения, и пришло время служения открытого, что было особенно тяжело в период жёсткого диктата государственно-церковной корпорации под названием «Московский Патриархат».

В то время мы находились, если допустимо подобное сравнение, на прицеле снайперской винтовки. И вся мощь пропагандистской машины государственной церкви была брошена на то, чтобы очернить, опорочить, оболгать всё, что касалось здоровой и чистой, в плане духовности и нравственности, альтернативы Московскому Патриархату. В ход шло всё. От прямых угроз со стороны аффилированных с РПЦ полукриминальных структур до банального использования «телефонного права». Всеми силами медиаресурсов, подконтрольных Патриархии, в средствах массовой информации, а впоследствии в интернете, создавался самый негативный из возможных образ Истинно-Православной Церкви, как организации, собравшей воедино сектантов, раскольников и самосвятов. С нашей стороны понадобились десятилетия вдумчивой и кропотливой работы для того, чтобы разъяснить всю бредовость подобных утверждений и донести нелепость лживых пропагандистских штампов РПЦ до широких масс.

Однако, спустя десятилетия, я всё равно периодически слышу вопрос: «Если вы настоящая Церковь, то в чём же ваше отличие от РПЦ?». И со скорбью в тысячный раз отвечаю – практически во всём!

Нет, в плане служения, приверженности Правилам Вселенских Соборов и святых отцов, в литургике, патрологии и каноническом праве различий нет никаких. А вот в морально-социальной доктрине они огромны!

Мы всегда считали, что истинная Церковь должна заботиться о душах человеческих, о спасении, о праведной жизни и быть вне государственного влияния. Московский Патриархат же, наоборот, всячески стремится к симфонии с государством, всемерно пользуясь влиянием и поддержкой государственных структур и, соответственно, в ответном реверансе обслуживая государственную политику.

Мы всегда считали, что священник и архиерей должны быть примерами в вопросах личной жизни, и всегда поощряли в среде нашего духовенства скромность, нестяжательство, благотворительность и открытость общения. Представителям Патриархии, однако, близка совершенно иная позиция. У них во главе угла, в основном, стоит забота о собственном благополучии, комфорте, дворцах, яхтах, представительских автомобилях и банковских счетах. О моральном облике отдельных персонажей из их корпорации вообще хочется промолчать, дабы не всколыхнуть резкими высказываниями зловонную клоаку.

Мы всегда считали, что честность, открытость и доступность – основа пастырского служения. А епископ должен быть не князем Церкви, как хотелось бы РПЦ, а учителем, наставником и духовным отцом.

Нам всегда казалось, что о Церкви нужно заботиться, как почтительный сын заботится о матери, а не считать церковную кассу своим личным кошельком и не тратить на собственные развлечения то, что люди жертвуют на храм, подчас отдавая последнее.

Разве это так трудно?

Быть порядочными людьми, любить Бога больше собственной жизни, любить тех, кто находится рядом, помогать тем, кто по-настоящему нуждается в помощи?

Разве так трудно искренне молиться, собственными руками украшать храмы и монастыри, от души делиться радостью и всем миром решать возникающие проблемы?

Разве это сложно, быть честными и жить по совести? Исполнять Закон Божий? Не нарушать Заповеди и уберегать от падения ближних?

И не нужно углубляться в сложные философские истины. Потому что правда Божия – она на поверхности, она на самом виду. Более того, её основы заложены в самом человеке от самого нашего рождения. Да и вспоминаются они нами обязательно, когда приближается срок уходить за черту. Только тогда приходит сожаление, что мы не обращали внимания на самое главное в нашей жизни. И наступает неизбежное раскаяние в собственной, простите меня, глупости.

Говорил неоднократно и повторю ещё раз. Только та Церковь истинная, в которую люди идут не по принуждению, не из-за навязчивой рекламы и не потому, что это модно, а по велению души. И не только идут, но и остаются в ней навсегда. Мыслями, делами, поступками, образом жизни, простой улыбкой, добрым словом, честным трудом, искренней сердечной жертвой.

Именной такой Церковью для русского народа в самый сложный период богоборчества и атеизма была Истинно-Православная Церковь. Именно такой она и осталась в настоящее время.

И сейчас я хочу затронуть один из самых важных вопросов, волнующих нашу Церковь в последнее время. Вопрос, который я неоднократно поднимал в своих выступлениях. Вопрос, который я по-настоящему считаю одним из основополагающих аспектов пастырского служения истинно народной Церкви, каковой по праву является наша. Служение Богу через служение людям. Ибо для настоящей Церкви нет ничего важнее, чем спасение хотя бы одной-единственной души. Вот главная цель служения тех, кто посвятил себя Богу, приняв на свои плечи тяжесть священнических клятв и монашеских обетов!

Начинать всегда надо с малого, с помощи тем, кто наиболее в ней нуждается.

Когда началась специальная военная операция и наши войска стали осуществлять активные действия по защите новых регионов Российской Федерации, Истинно-Православная Церковь не смогла остаться в стороне от нужд фронта и только на словах, как многие другие, выражать свою поддержку. Мы посчитали, что сбор и отправка в зону военных действий постоянной гуманитарной помощи – это самое малое, что мы можем сделать для наших бойцов, помимо горячей и искренней молитвы о сохранении жизней, грядущей победе и славе русского оружия. И силами наших прихожан, в сотрудничестве с дружественными нам общественными организациями и фондами, мы с завидной регулярности отправляем в войска, защищающие Луганскую и Донецкую народные республики, гуманитарные грузы, так необходимые нашим воинам, каждый день проявляющим чудеса героизма на войне, давно уже ставшей не просто освободительной, но и, не побоюсь этого слова, священной! Войной за Отчизну, за веру православную, за жизни человеческие! Войной со злом, фашизмом и откровенным сатанизмом! Войной с врагом рода человеческого. Да, на нашей родной земле. Да, ценой мужества и жизней наших воинов! Но разве не так же в своё время поступили Пересвет и Ослябя? Разве не так же с верой в Господа и мечом в руках отстаивал Правду Божию Святой благоверный князь Александр Невский, сатанинской волей преданный забвению на Украине? Ведь Бог воистину, не в силе, а в правде! И наши солдаты ежечасно доказывают эту простую истину на полях украинских сражений.

Ещё один аспект социальной деятельности, на который мы направили наши усилия – это помощь тем, кто остался в одиночестве на склоне лет, тем, кто нуждается в заботе и повседневном уходе, тем, для кого года стали непосильным грузом.

На территории центральной обители ИПЦ, женского ставропигиального Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в посёлке Денежниково Раменского района Московской области, мы организовали и наладили высококачественную, профессиональную работу дома заботы о пожилых людях, с организацией комфортного проживания, питания, качественного ухода, организацией досуга и необходимой медицинской поддержки.

Вот уже несколько лет мы получаем слова искренней благодарности за такую нашу работу, не рекламируя её и не пытаясь пропиариться на том, что просто обязан, по совести своей, делать каждый православный человек. Просто потому, что считаем – счастье любит тишину, а добро не должно быть громогласным.

И сегодня я упоминаю о наших с вами заслугах только для того, чтобы обозначить – для Истинно-Православной Церкви важен каждый отдельный человек, каждая спасённая душа, а не реклама и декоративно-пустые заявления, за которыми нет ничего, кроме желания потешить собственное самолюбие.

Ещё один огромный пласт духовной жизни Истинно-Православной Церкви, которого бы мне хотелось коснуться – это путь монашеского служения. Ибо именно этот путь, безусловно ведущий к совершенствованию духа и обретению особенной, молитвенной, мудрости, тем не менее наиболее подвержен всевозможным соблазнам и искушениям.

Тема эта непростая и, скорее всего, заслуживает отдельного обсуждения и тщательных научно-религиозных изысканий, и вполне возможно, мы не раз ещё будем поднимать её на наших церковных форумах и конференциях. Сегодня же – всего лишь несколько моментов. Несколько небольших тезисов, в которых, однако, прячутся глубокие духовно-нравственные вопросы.

Итак, монашеское служение. К нему приходят по разным причинам. Кто-то в искреннем желании послужить Господу именно таким образом, кто-то от ложной безысходности и желании спрятаться от мирских проблем за стенами монастыря, где жизнь неискушённому уму кажется простой, упорядоченной и бесхитростной. Кого-то, чего уж тут греха таить, привлекает исключительно карьерная лестница, подъём по которой невозможен без монашеского пострига. И только единицы приходят к монашеству исключительно потому, что иного пути для себя не видят и не приемлют. И здесь – огромная ответственность духовника, благословляющего того или иного человека на начало монашеского подвига. Не зря ведь данный путь достаточно тернист. Здесь и послушание, и иночество, и мантийный постриг. Здесь и отречение от мирского, и гармония монашеского общежития. Здесь и отрицание собственного «Я», собственной гордыни и собственных желаний ради возможности всецело, без остатка посвятить себя служению Господу и Его Церкви. Ведь монашество – это малый ангельский образ. А все ли способны соответствовать столь высоким требованиям? Все ли способны пройти непростым путём уготованных нам испытаний и искушений? Сложный вопрос.

Сегодня мне хочется вспомнить двух достойных монахов, встретившихся на моём пути. В той или иной степени они известны многим.

Игумен Киприан (Скворцов), в последние годы своей жизни совершавший подвиг великой схимы с именем Исаакий. Человек невероятной энергии и невероятной любви к Богу и людям, с гипертрофированным чувством справедливости. Он всегда присутствовал на самых опасных рубежах нашего Отечества, не боялся ни пуль врагов, ни происков лукавого. Был своим и в солдатском окопе, и среди монастырской братии. И пользовался исключительным уважением всех, с кем имел хотя бы мимолётную встречу. Истовый монах, сделавший жизнь свою служением Богу, всегда повторявший слова Евангелия: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). И засыпавший после трудов праведных, укладываясь в гроб, стоявший в его келье, буквальным образом воспринимая слова Спасителя, Его знаменитую аграфу: «В чем Я найду вас, в том и буду судить», встречающуюся у святого мученика Иустина Философа.

И второй монах-подвижник – митрополит Сергий (Саркисов). Смиренный, кроткий, всегда улыбавшийся и смотревший на мир с детской непосредственностью. Молитвенник, милостию Божией. Снискавший одинаковое уважение и среди истинно-православных, и среди старообрядцев. Всех прощавший и ни на кого не таивший зла. Человек очень сложной судьбы, стоявший практически у истоков современного истинного православия и хорошо разбиравшийся во всех сложностях нынешней альтернативы. Никогда не стремившийся к мирским благам и искренне благодаривший Бога за все, ниспосланные ему, трудности и испытания. Искренне считавший, что чем больше в жизни приходится преодолевать, тем сильнее ты становишься духовно, тем правильнее твой путь и тем ближе ты ко Господу. И в то же время, несмотря на всю свою правильность, владыка Сергий никогда не навязывал никому из окружающих свою точку зрения и всегда считал, что у каждого свой путь, своё испытание и свой ответ перед Всевышним.

Вот такие два разных монаха, шедших каждый своей дорогой. И обретших на своих путях Господа.

Мы всегда будем с теплом и добротой поминать их в благодарственных молитвах, зажигая свечу перед образом Спасителя.

Духовная жизнь Истинно-Православной Церкви. Какой она должна быть? Какой должна быть сама Церковь? Вопросы, на которые нет и не может быть однозначных, а тем более категоричных ответов.

Я могу лишь несколькими маленькими штрихами обозначить направление, по которому иду сам всю свою жизнь и на котором мне хотелось бы видеть тех, кто принял на свои плечи служение Господу нашему Иисусу Христу.

Церковь должна быть воистину народной. Не декоративным лубком, который радует глаз праздных гуляк, и уж подавно не театром, в который приходят на очередной спектакль. Церковь должна быть именно тем местом, которое врачует духовные раны, создаёт душевную гармонию и помогает выбрать правильное направление дальнейшего совершенствования. Местом, где искренняя молитва обретает истинную силу. Местом, где «едиными усты и единым сердцем» славится Господь и исповедуется вера. Не потому, что это модно. А потому, что так хочет сердце. Потому, что иначе жизнь пуста и бесполезна. И наша с вами задача сделать Истинно-Православную Церковь именно такой!

Служение Богу должно обязательно идти через заботу о людях, ибо нет ничего важнее для Церкви, нежели спасение хотя бы одной-единственной заблудшей души. И через любовь к Отечеству своему, ибо нет больше подвига, нежели положить душу свою за друʹги своя!

Храмовая община должна быть единой любящей семьёй, где все помогают друг другу и где нет бед и тревог, которые переносятся в одиночестве и унынии. Священники должны быть мудрыми и добрыми наставниками, чей совет и чья помощь так необходимы в периоды безысходности и испытаний. А епископы должны быть настоящими отцами и учителями, указывающими путь и идущими впереди всех по этому самому пути. Их жизнь должна быть примером для подражания. А их советы и наставления быть воистину на вес золота. И не потому, что к этому обязывает сан, а потому, что жизнью своей, служением своим епископ снискал любовь и уважение верующих.

Церковь никогда и никаким образом не должна отходить от Учения, оставленного нам Спасителем. А тем более, пытаться изменить его, что наблюдается в последнее время в христианском мире. Ни один соборный разум не обладает той мудростью и той силой, которой обладал и обладает Спаситель наш Господь Иисус Христос, оставивший нам Евангелие Истины Своей и Своей Любви.

Путь монашеского служения должен быть не очередной ступенькой восхождения, а великой наградой на духовном пути. Со всей мерой ответственности для ступивших на этот тернистый путь.

Истинно-Православная Церковь должна быть настоящей Матерью для детей своих, а каждый служитель Господа, каждый верующий истинно-православный христианин всеми силами укреплять в душе своей гармонию внешнего мира со внутренним и являть настоящий пример для всех остальных на пути духовного восхождения и совершенствования.

Таким путём, по мере скромных сил своих, пытаюсь идти я. И именно таким вижу духовный путь нашей Истинно-Православной Церкви.

Да пребудет со всеми нами благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.