Система Ценностей и Информационная Безопасность Общества под натиском сатанизма.

Доклад профессора кафедры ИУ10 МТГУ им. Н.Э. Баумана

Доктора военных наук, действительного члена

Академии военных наук, генерал-майора Дербина Е.А.

на Научно-Практической Конференции

«Проблемы Духовной Жизни Истинно-

Православной Церкви. День сегодняшний».

Синодальный Храм Архангела Рафаила

Истинно-Православной Церкви.

Город Москва. 10 марта 2024г.

СИСТЕМА ЦЕНННОСТЕЙ

И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСЬ ОБЩЕСТВА

ПОД НАТИСКОМ САТАНИЗМА 

Настоящая статья обусловлена проблемой исполнения государственной политики, определенной в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором впервые в истории нормативно-правового установления в России заявлен абсолютный приоритет духовных ценностей над материальными и обозначены основные традиционные для России ценности[1]. Целью публикации является изложение идеи о критической важности духовных ценностей в общественном сознании как важнейшей проблемы обеспечения национальной безопасности.

 Ключевые слова: духовные ценности, военная безопасность.

Президент России В. Путин в своей речи на церемонии подписания договоров о вступлении ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России заявил, что диктатура западных элит направлена против всех обществ, в том числе и народов даже самих западных стран. Он назвал подобное поведение вызовом всем: «…Такое полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретают черты религии наоборот – откровенного сатанизма…»[2].

За прошедшее с момента опубликования Указа от 9 ноября 2022 г. № 809 [1] время ни в искусстве, ни в науке, ни в информационной политике или в образовательной деятельности убедительных изменений не произошло. Свидетельством этому являются проявления бездуховности, бескультурья и извращенчества в обнародованных видео-, фото- и других публицистических материалах из всех перечисленных областей.

Одним из основных инструментов разрушительного воздействия становятся технологии перевода общественного сознания из режима созидания и творчества в режим приоритета материального потребления в рамках распространения идеологии неолиберализма, трансгуманизма и цифровизации сфер жизни и деятельности.  Способом данного разрушения является деформирование традиционных духовных ценностных систем и подменой их западными ценностями. Этические противоречия с западной системой ценностей некоторым образом отражены в схеме на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цивилизационные антагонистические противоречия этических позиций Запада и Востока.

Сравнение противоречий между Западом и Востоком позволяет сделать вывод об их не только диаметральной сущностной и смысловой противоположности, но и антагонистическом характере.

Условия и факторы разрушения системы ценностей могут быть представлены в виде структурной схемы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Условия и факторы, определяющие опасность деградации системы ценностей.

 Данные аспекты требуют должного внимания при рассмотрении факторов углубления актуальных проблем обеспечения безопасности России в духовной сфере, в частности:

переход к глобальному противостоянию России с сатанизмом и очередная смена философских мировоззренческих основ развития общества;

отсутствие национальной идеи, четких целевых установок и перспектив развития России на фоне деинтеллектуализации, нарастания бездуховности, безнравственности и мировоззренческого невежества значительной части граждан;

повышение приоритетности духовных ценностей над материальными в людях, социальных группах, слоях, всех сферах жизни;

стремительная девальвация понятий долга, чести, служения Отечеству;

фактический отказ от ведения воспитательной работы в прошлом и просчеты в настоящем, которые привели к резкому снижению влияния духовного фактора, проявляющемуся в отсутствии у значительной части населения сформированной национальной системы ценностей.

Направления и объекты деформации духовных ценностей заключаются:

А) в размытии традиционных представлений о ценностях вообще:

между важным и второстепенным (духовным и материальным);

 между целью человеческой жизни и ее смыслом;

 между общим (целым) и частным (например, общественное и индивидуальное, социальное и государственное), простым и сложным;

 между причиной и следствием;

 между неприемлемым, запретным и нормальным, обыденным, когда стирается представление о норме (Окна Овертона).

Б) в противопоставлении ценностных систем:

цивилизаций («столкновение цивилизаций» А.Тойнби, С.Хаттингтона создало почву появления и господства в Европе либерального фашизма;

 смыслов, потребностей и интересов.

В) в управлении основами ценностных систем:

приоритетами ценностей и мотиваций социальной группы;

 дезинформация и дезориентация;

«хаотизация сознания» с нарушением системного характера психики путем многократного повторения абсурдных утверждений, сопоставлением несравнимых вещей на разных масштабах ценностей и развитием сомнений (шутовство в публичной политике и абсурдность организационных структур)

Характерные проявления бездуховности личности и общества в различных сферах мыслительной деятельности представлены на рисунке 3. 

          Рисунок 3 — Характерные проявления бездуховности личности и общества

Рисунок 4 – Условная общая классификация ценностей.

Под сущностью духовной ценности здесь предлагается понимать положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, социальных групп и общества в целом, определяемую не

только их свойствами, но и вовлеченностью в сферу потребностей и интересов жизнедеятельности; а также критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в этических принципах, нормах, идеалах, установках и целях. Условная общая классификационная структура ценностей представлена на рисунке 4.

К сущностным свойствам духовных ценностей следует отнести следующие [2]:

духовные ценности выходят за рамки конкретных действий и ситуаций и как категория этики не могут устанавливаться нормативно, они непродажны и необменяемы с материальными ценностями;

ценности определяют выбор и оценку действий, установки людей и их отношение к событиям;

высшие ценности устойчивы к изменениям в масштабе общественно-экономической формации и жизни поколения.

Высшие духовные ценности, несомненно, являют собой основание государственности, что схематично и содержательно представлено на рис/ 5-6. 

Рисунок 5 – Высшие духовные ценности

Рисунок 6 – Духовные ценности как основание государственности.

Рассматривая возможность обеспечения безопасности системы ценностей следует учитывать последствия разрушительных воздействий, применяя приемлемые формы и способы противодействия деформации традиционных (схема на рисунке 6) и внедрению чуждых ценностей (схема на рисунке 7),  

Указанные меры требуют отнюдь не какой-либо ставшей традиционной проектно-программной целевой реализации. Это есть условие, среда, сфера жизни и постоянной напряженной деятельности всего общества, передаваемой из поколения в поколение.  

Данная деятельность осуществляется в рамках мудрой государственной (партийной) политики совместно с обществом. Административно-организационным алгоритмом такой деятельности может быть реализация ряда мер:

создание (уточнение) научной концепции с анализом системы ценностей, её роли и места в общественном сознании;

научное исследование, обсуждение и принятие к общественному обсуждению формулировок ценностей;

общественное обсуждение и корректировка содержания системы ценностей;

создание и реализация системы мер обеспечения информационной безопасности системы ценностей;

создание, обсуждение и реализация государственной программы привития системы ценностей в общественном сознании через социальную политику и здравоохранение; систему воспитания и образования; информационная политику (в СМИ, телевидении и Интернете; в литературном и художественном творчестве и пр.);

контроль следования системе ценностей общественностью;

поддержание системы ценностей в общественном сознании;   

текущее соотнесение системы ценностей с реалиями обеспечения национальной безопасности.

Рисунок 7 – Условия формирования высших духовных ценностей, их трансформации и влияния на поведение социальных объектов

Рисунок 8 – Пути формирования, укрепления и развития высших духовных ценностей.

Рисунок 9 – Ожидаемые свойства личности, обусловленные принадлежностью к высшим духовным ценностям

Совокупность предлагаемых мер укрепления высших духовных ценностей обеспечит поддержание высокой ответственности органов государственного и военного управления, граждан России в деле обеспечения военной безопасности.

Е.А. ДЕРБИН

профессор кафедры ИУ10 МГТУ им. Н.Э. Баумана,

доктор военных наук, действительный член Академии военных наук,

генерал-майор.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Указ Президента РФ 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

2. Анисимов О. С. Культура и духовность в мышлении стратега. – М., 2012, — 745 с.

3. Дербин Е.А. Невоенные угрозы национальной безопасности России в военной сфере: сущность, содержание, меры противодействия. Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 6 (164). С. 30-43.

4. Анисимов Е.Г., Бажин Д.А., Коржев А.В., Чварков С.В. «Новые» войны – войны обществ или новая форма общественно-политических отношений между государствами. Вестник Академии военных наук № 4 (73), 2020. С.8-15


[1] «Традиционные ценности – нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны… 

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

[2] https://tvzvezda.ru/news/20229301553-ZBgEP.html