Преданность, отложенная на потом — это предательство, совершенное сейчас
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
«Первыми предатели предают
себя самих».
Плутарх
«Горе тому человеку,
которым Сын Человеческий предается:
лучше было бы тому человеку не родиться».
«Будь верен до смерти,
и дам тебе венец жизни».
(Откр. 2:10)
Я очень часто размышляю в последнее время над тем, что такое, на самом деле, преданность и в чём истинный смысл предательства? Какова настоящая цена нашим словам, мыслям, делам? Почему мы совершаем те или иные поступки, даже не задумываясь над неудержимой лавиной последствий? И мне кажется, что для себя я сумел ответить на эти вопросы.
Преданность и предательство возникли не сто лет назад, не тысячу, не две и даже не десять тысяч. Они существовали от века. Пожалуй, с того момента, когда человек осознал своё место в мире. Но окончательно эти понятия раскрылись, на мой взгляд, только с пришествием на землю Спасителя.
Грех предательства ярко раскрылся в поступке Иуды Искариота и в пресловутых тридцати сребрениках. Но не это главное. Это преступление на виду, оно обсуждаемо и осуждаемо всеми. Важно же другое. Кто-нибудь помнить слова Христа: «Говорю тебе, Петр, не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от того, что знаешь Меня» ( Лк. 22:34)? Кому и по какому поводу они были сказаны? А ведь это очень важно! Господь адресовал эти слова апостолу Петру, о котором говорил в своё время: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). По малодушию своему Петр отрёкся от Учителя и тут же горько в этом раскаялся. Но от этого предательство не перестало быть предательством.
Увы, грех, совершённый в своё время апостолом Петром, незаметно поселился в наших душах. И мы предаём Господа нашего, даже не замечая сего, не предавая значения сему постыдному деянию.
Ведь каждый раз, когда мы что-то обещаем, неважно, себе или людям, — мы обещаем это Богу. Ибо Он незримо присутствует в нас и свидетельствует Духом Своим наши, даже самые малые обеты и клятвы, скрепляя печатью договора и обещания. А мы, не понимая или не осознавая этого, нарушаем, нарушаем и нарушаем своё слово, клянясь и лжесвидетельствуя, ради сиюминутной выгоды. Мы откладываем на потом то, что должны были бы сделать ещё вчера. Не приходим на службу в храм, потому что нас отвлекла мелкая суета. Огорчаем родных и близких своей необязательностью, заведомо зная, что они поймут и простят. И всеми этими действиями отдаляемся от Бога, каждый раз совершая малое предательство Его. А из малого вырастает великое. Сегодня мы отмахиваемся от слова, данного другу или от клятвы перед лицом врага, а завтра – отрекаемся от Спасителя, как некогда Петр, по малодушию своему.
И это страшно. Это, на самом деле, очень и очень страшно. Апостол Петр сумел раскаяться, жизнью и смертью своей искупив сей грех, став истинным камнем, на котором Господь воздвиг Церковь Свою. А сумеете ли вы это сделать? Как часто вы говорили близким: «Я всегда буду рядом, что бы ни случилось», а потом забывали о сказанном, находя более важные для себя дела, нежели сказанное когда-то слово? Сумеете ли вы вовремя понять, что на чашу весов, где взвешивается ваша земная жизнь, тяжёлыми каплями падают все, совершённые вами предательства, малые ли, великие ли, отягощая тяжким грехом бессмертную душу? И что «мене, текел, фарес» — не просто слова, адресованные Валтасару.
Но есть и противовес любому предательству. Это преданность. Чистая, незамутнённая, простая, искренняя и бескорыстная. Преданность, основанная на любви и дружбе, уважении и почитании, чести и благородстве.
Не зря в православии, во второй воскресный день после Пасхи Христовой, отмечается праздник жен-мироносиц.
Помните, после того как в Гефсиманском саду Христос был схвачен стражей, все апостолы, кроме Иоанна, находившегося со Спасителем до самого Его последнего вздоха, в страхе разбежались, кто куда. А вот ученицы Иисуса, в противовес апостолам, проявили великую любовь, мужество и самоотверженность. Не побоявшись римской стражи, купили дорогое миро, чтобы возлить его на Тело Спасителя во гробе. И именно им, как самым преданным ученицам, явился ангел Божий и возвестил, что Христос Воскрес! Именно жены-мироносицы, имена лишь нескольких из которых дошли до нас, являются примером истинной преданности. Они не желали для себя ничего. Ни сейчас, ни потом. Они просто шли за Спасителем, даже после смерти Его, чтобы отдать Ему последние почести, последнее уважение и сказать последние слова любви. И они не боялись, что будут осуждены за это римской властью или иудейским синедрионом. Они наверняка знали, что это возможно, но всё равно шли, чтобы совершить то, что должны были сделать.
Завершая своё сегодняшнее размышление, мне хочется сказать, что предательством человек предаёт не только и столько кого-то, сколько себя самого. И Бога, конечно же. И ещё. Не бывает преданности, отложенной на потом, преданности «на всякий случай» или преданности «по остаточному принципу». Любая подобная «преданность» — это то самое малое предательство, которое вырастает в огромную ложь. И не дай вам Бог испытать подобное на себе, или, что ещё ужаснее – стать носителем такого греха.
Живите в согласии с окружающим миром, любите друг друга, и Господь не оставит вас своей милостию и благодатью. Аминь.
Митрополит +СЕРАФИМ (Мотовилов)