Предавая себя, отступая от истины, мы предаем Бога

О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ

«Где страх Божий, там стража внутри самая сильная, —

всё стоит в струйку, как солдаты на смотру».

Святитель Феофан Затворник

«Однако так же, как в народе Израиля

бывали лжепророки, и среди вас будут лженаставники.

Им удастся внедрить свои ложные учения,

ведущие к погибели. Они откажутся от Владыки,

выкупившего их на свободу, и навлекут на себя скорую погибель».

«Они покинули нас,

но это не значит, что они были наши.

Ведь если бы они были наши, то и оставались бы с нами.

Но то, что они нас покинули, доказывает,

что все они не наши».

(1 Иоанна 2:19)

Как всегда, всё начинается с малого. С одного неправильного шага, с одной, казалось бы, незначительной слабости, с мелочного оправдания собственного проступка. И этот маленький шажок, на первый взгляд, такой простой, такой безобидный ведёт в трясину греха, возврата из которой уже не будет. Так как будет новый маленький шажок, потом ещё один, и ещё, а дальше мы и не заметим, как зловонные болотные воды сомкнутся над головой.

Для монаха и священника это начинается тогда, когда они, по лени или немощи, манкируют утренним или вечерним правилом, забывают прочитать молитву иди перекреститься, подойдя к лику на иконе. Забывают зажечь лампаду или поставить свечу. Для мирянина тогда, когда он, вместо того чтобы посетить воскресную службу, предпочитает поваляться на диване, уставившись в телевизор или заняться иным праздным ничегонеделанием.

И для всех, абсолютно всех это начинается с оправдания себя, своих скверных мыслей и поступков, всего того, чего следовало бы, на самом деле, стыдиться и в чём необходимо каяться.

Я говорю о предательстве себя, об отступничестве, о предательстве Бога. Ибо именно молчанием Он предаётся, именно потаканием собственным слабостям, именно взращиванием и культивированием наших собственных пороков, именно лукавством и ложью, самообманом и отстранением от реальности. Господь предаётся тем, что мы проходим мимо беззакония и поругания, стараемся не обращать внимания на черноту, разливающуюся вокруг.

Совсем недавно я наблюдал весьма удивительную, на мой взгляд, картину. В одном из ведущих кардиологических центров Москвы, которая, без преувеличения, является центром православного мира, коллектив врачей, младшего медперсонала, и даже работники пищеблока, хозблока и подсобные рабочие в большинстве своём иноверцы. И русское имя там встречается значительно реже, нежели какое-либо иное. В десятки, а может быть и в сотни раз реже. В пропитанных болью и отчаянием палатах я за целую неделю ни разу не увидел священника со словами утешения и наставления. Мало того, видя, что я владыка – никто даже не подумал подойти под благословение, спросить совета или молитвенной помощи. И это в месте, где очень часто жизнь встречается со смертью. Я вам больше скажу. На территории центра – прекрасный храм. Из разряда – красиво, дорого, богато. Но вот присутствует ли там Господь – сложный вопрос, ибо храм, как торговая лавка – открыт лишь на короткое время «от и до», а священник появляется лишь по ему одному известному графику. Не с таких ли моментов начинается настоящее отступничество, отпадение от Бога? И не только тех, кто это творит, но и тех, кто этому потворствует, равно как и тех, кто безучастно проходит мимо.

Являясь безусловными носителями православного гена, великой православной идеи, мы, тем не менее, всячески стараемся для себя самих найти лазейки, чтобы через игольное ушко войти в Царствие небесное, несмотря на все грехи. Для этого мы придумали даже невероятную пословицу: «не согрешишь — не покаешься, не покаешься – не спасёшься». Да разве же так можно? О каком спасении может идти речь, если для того, чтобы покаяться, необходимо обязательно согрешить? Может быть, лучше просто анализировать свои собственные мысли и поступки, свои сомнения и разочарования? Исправлять их, отметать, как осыпавшуюся шелуху, и идти дальше. Ведь наш путь – это неизменное торжество православия, а не сомнения в истинности! Лишь тот, кто верит всем сердцем, всей душой своею, достоин уважения и подражания. Тот, кто не словами, а делами своими утверждает, что Православие – единственный путь веры, надежды, любви и пребывания подле Господа. И кто не оскверняет уста свои ложью. Даже, как говориться, во спасение.

Кстати, несколько слов об этом парадоксе.

Любимые мои, не бывает лжи во спасение! Ложь – она и есть ложь, в какие одежды бы не рядилась! Мерзость и есть мерзость, каким благородством бы не прикрывалась. Ложь – это всегда отступничество и предательство Бога. И никогда, ни в этом мире, ни в том – не будет спасения с помощью лжи. Ибо Господь, Верховный Судия наш, взвешивая наши мысли и поступки на Весах Справедливости, видит и тайное, и явное, видит и понимает всё, что таится на самом дне наших душ. Кого мы пытаемся обмануть фразой «ложь во спасение»? Себя или Бога?

Мы всегда соглашаемся на малое зло во избежание большего. Вдумайтесь! Мы сознательно соглашаемся на зло! Пусть малое, но зло! Напрочь забывая о том, что не «малое зло», а доброта и красота спасут мир. Забывая о том, что Бог есть любовь. Забывая о том, что зло – порождение ада, малое оно или великое. Это ли не изощрённое лукавство падшего? Попытка заставить человека осознанно выбрать между злом и злом?

Так мало простых истин, благодаря которым можно избежать падения в бездну. Так мало на самом деле нужно сделать для того, чтобы наш мир стал лучше и чище. Так мало нужно сохранить в душе для того, чтобы быть достойными и наследия наших предков, и счастья жизни будущего века. Но, к сожалению, и очень мало тех, кто по-настоящему это понимает.

Мне очень хочется, чтобы идущих дорогой света, дорогой Христа, становилось с каждым днём всё больше и больше. Чтобы те, кто читают сегодня написанное мной, понимали, что в бо́льшей части всё зависит от них. Чтобы каждый из нас открыто смотрел в глаза человеку, и вглядываясь в лик Спасителя, говорил: «Господи, я следую за Тобой».

Аминь.

Митрополит †СЕРАФИМ (Мотовилов)