По ком звонит колокол?
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
«Говорю вам, что на небе будет больше радости
об одном раскаявшемся грешнике,
чем о девяноста девяти праведниках,
не нуждающихся в покаянии».
(Лк. 15:7)
«Как часто ни будешь падать,
всегда останется тебе возможность восстать,
если только захочешь сего».
(прп. Ефрем Сирин)
«Для того и описаны не только
добродетели святых, но и прегрешения их,
чтобы мы последних избегали,
а первым подражали».
(свт. Иоанн Златоуст)
Во времена моей молодости было принято говорить: критикуешь – предлагай. Что толку осуждать, не делая ничего для того, чтобы помочь избавиться от скверны, очиститься и стать на путь исправления? Что толку разглагольствовать, ничего не делая? Сто раз, тысячу раз, миллион раз был прав апостол, утверждая: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:17-20).
В предыдущих своих размышлениях я рассуждал о том пагубном пути, на который свернули многие, слабые духом, поддавшиеся искушению лукавого или просто маловерные, воспринимающие христианство, как дань традиции, а не как искру веры в сердце, наполняющую душу живительным светом.
Я говорил о том, как страшно то, что я наблюдаю в последнее время. Как из мелочей отступничества складывается великое предательство и как каждый день люди, в невежестве своём, а иногда и осознанно распинают Христа. Своим лжесвидетельством, лукавством, стяжательством, фарисейством, сладострастием, корыстолюбием, попранием морали, отступлением от законов, земных и небесных, люди сами, своими руками и своей волей воздвигают тот самый Крест на Голгофе, на котором принял мученический венец Спаситель наш Господь Иисус Христос.
Сердце моё скорбит, когда я вижу, как пустеют храмы и в глазах человеческих угасает смысл жизни. И, порой, не знаю, как ответить тем, кто приходит ко мне, разуверившись во всём, с одним-единственным вопросом:
— Как же так можно, владыко?
И аз, недостойный пастырь стада человеческого, вглядываясь с болью в их раненые души, отвечаю:
— Не судите по отступникам о всей Церкви Христовой, не уходите из-за нечестивцев из храма Божия. Из-за того, что на пути встречается предательство, не истончаются верность и благородство, а всплески ненависти и жестокости не свидетельствуют об отсутствии любви и милосердия. Вы же пришли ко мне в поисках правды? Вот и помолимся вместе о том, чтобы Господь вразумил нас, грешных.
Я очень часто размышляю о том, как же так случилось, что мы, люди, за какие-то последние сто лет стали настолько беспринципными, что поставили себя вровень со Всевышним, дерзко рассуждая о силе человеческого ума и первичности земной жизни, самонадеянно растворяя дух свой, как в серной кислоте, в мраке неверия, невежества и гордыни? Как не боимся сомневаться в Провидении Господнем и отвергать Милость Его? Как позволяем себе выбирать между Церковью и собственным комфортом, молитвой и потаканием своей лени? Как не стесняемся обманывать себя, свято веря в то, что сумеем обмануть и Бога?
Увы, ответ на все эти вопросы один. Что-то изменилось в самой Церкви. Она перестала быть совестью народа. Люди перестали верить словам, звучащим с амвона, видя, насколько они расходятся с делом. А священники стали «отцами» не по велению души, не по зову Господа, а по должности, воздавая почести жизнью своей не Христу, а мамоне, усердно кланяясь пресловутому золотому тельцу.
И борьбу со скверной начинать надо не с паствы. А с пастырей. И если рыба гниёт с головы, то отсекать следует именно гниющую голову, а не начинать чистку с хвоста.
Вся беда в том, что раньше апостолы шли к людям, неся им Слово Божие и просвещая народы. А сейчас священство сидит в храмах и ждёт, когда им принесут подаяние и придут купить и зажечь свечку.
Высокомерие и недоступность высших церковных сановников, окруживших себя вышколенной охраной и немалым штатом секретарей и иной прислуги, говорит лишь о том, что они на самом деле возомнили себя князьями, а не учителями и наставниками, исповедниками и истинными пастырями, готовыми прийти на помощь любому нуждающемуся в любой момент, по первому требованию, по первому зову.
Знаете, есть такая расхожая фраза: «В этом храме нет Бога». И, к сожалению, она сейчас относится ко многим храмам, где вроде и алтарь есть, и престол стоит, и жертвенник присутствует, а вот Бога нет. Ушёл Господь из этого храма. Остались лишь торговцы и статисты, исполняющие заученные роли. Разорвалась Завеса.
Слава Богу, что в нашей Церкви сохранился дух истинного служения и единения Церкви и народа Божия, где каждый почитает храм не только домом Божиим, но и своим собственным домом, куда всегда можно прийти за советом и помощью и где не нужно пробиваться через сонм охранников и секретарей.
Простите мне мою резкость, но просто душа по-настоящему болит. Я никогда не отделял себя от Русского Православия. Наоборот, считал, считаю и буду считать, что Истинно-Православная Церковь – сердце Православной Руси, её совесть и честь, хранительница её духовности. Поэтому и пишу сегодня о том, что тревожит моё сердце и будоражит мой несовершенный ум.
Мне действительно кажется, что начинать надо с нас, священников, монахов, епископов. Ибо, если не изменимся мы – боюсь даже предположить, что может ожидать Россию в недалёком будущем.
Нужно возвращаться к истокам.
Для того, чтобы священник воистину был отцом, его должна избирать и принимать община, а не ставить архиерей, не считаясь с волеизъявлением народа. И епископ должен избираться народом Божиим, как пастырь над пастырями, которому люди вверяют попечение о душах своих, приходя за советом и испрашивая суда в самых непростых вопросах.
Надо не сидеть сиднем на месте, не ждать у моря погоды, а идти в народ, нести Слово Божие по примеру апостолов. И вы увидите, как много людей в этом нуждается. Ведь именно в таком служении истинное призвание наследников Христа. Идти и научать народы.
И вспыхнет в сердцах искра веры с новой силой, и светом озарится тьма. И вновь узрим мы ту самую Церковь Христову, которую не одолеют врата адовы.
Любимые мои! Будьте счастливы и благословенны. Пусть добродетель будет основой вашей жизни, а доброта и любовь никогда не покинут вас, наполняя ваши души светом Истины, завещанной нам Спасителем. Аминь.
Митрополит †СЕРАФИМ (Мотовилов)