ТЯЖЕСТЬ ДУХОВНОЙ ГОРДЫНИ
О ЛИЧНОМ И ВАЖНОМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
«Ибо кто почитает себя чем-нибудь,
будучи ничто, тот обольщает сам себя»
(Гал. 6.3)
«Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках
Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего
яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.»
(Св. Игнатий (Брянчанинов))
«Все величайшие бедствия, поразившие вселенную,
произошли от гордости.»
(Св. Иоанн Златоуст)
Святитель Григорий Богослов, в своих вдохновенных творениях, говорил о том, что наши великие праздники являются таинствами Божией благодати, ибо в каждый великий праздник Господь даёт верующей душе тот или иной благодатный дар. В частности, все мы знаем, какой дар особой светлой радости даёт Господь христианину в Светлую Пасхальную ночь. Ведь Пасхальная радость есть нечто особое, несравнимое ни с чем другим. А на праздник Рождества Христова, говорил Святитель, — Господь даёт верующей и смиренной душе особый мир. Именно об этом святые ангелы, в благословенную Рождественскую ночь, над полями Вифлеемскими пели: «Слава в вышних Богу и на земли мир!».
Но только нужно помнить, любимые, что мир – он ведь тоже бывает разным. Спаситель наш, прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечере, сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам!». Но тут же добавил: «Не так, как дает мир – Я даю вам». Ибо Его мир – это тот мир, о котором пели ангелы, это мир духовный, это мир человека с Богом, мир человека со своей совестью, которая упрекает его за грехи. Это именно светлый, духовный мир. А есть и другой мир, тот самый мир, о котором в Ветхом Завете Господь говорит устами пророков: «Они легкомысленно говорят: «Мир, мир!», а мира нет!». Да и в другом месте Святого Писания прямо говорится, что нечестивым не будет мира. Сегодня о мире пишут и говорят очень много красивых слов. Убедительно говорят. Но тот мир, о котором звучат льстивые речи, это вовсе не мир Христов! О том мире, о котором нынче столько шума, Господь раз и навсегда сказал: «Не думайте, что Я мир принёс на землю. Не мир я принёс, а разделение». В другом Евангелии ещё более чёткий посыл: «Не мир Я принёс на землю, но меч!». Ибо Он принёс свет истины, а истина людей разделяет, как было чётко некогда подмечено, на агнцев и козлищ: один её признаёт и делает основой своей жизни, защищает её и исповедует, а другой к ней «глух и слеп», или того больше – отвергает её и становится врагом её.
Итак, истина, будучи светлой, радостной и богоносной, почему-то становится причиной разделения людей. Людей нашего с вами сегодняшнего мира. Что же можно сказать о таком мире? А особенно о тех, кто больше всего кричит о миротворчестве, кто хочет соединить воедино самые противоречивые учения и начала, кто хочет объединить то, что непримиримо враждует между собой? Разве возможен тут внутренний мир? Сильно сомневаюсь. Ещё солнце русской поэзии А. С. Пушкин писал в своё время: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Так и здесь, можно собрать непримиримых внешним, почти насильным соединением, но оно будет однозначно непрочным. Да и не будет его, по сути, никогда. Потому что те, кто станут частями подобного объединения, друг друга не призна́ют и будут до ослиного упрямства твердить о разном. И вот такого-то мира, сколько бы о нём не кричали, сколько бы не писали, никогда человечество не увидит.
Знаете, недавно я обратил внимание на то, что Церковь земная – это не только отражение Церкви Небесной, это ещё и отражение нашего с вами общества. Со всеми его недостатками и пороками. И с его непомерной гордыней, той самой гордыней, которая является прародительницей всех мыслимых грехов. О разрозненности христианского мира писать не буду – это тема отдельного размышления. А вот разделения в православном мире – это то, что терзает мою душу. Каждый патриарх мнит себя императором, а каждый епископ – князем. При возникновении любых трений – всеми силами уходят от диалога, то ли страшась его, то ли считая свою точку зрения единственно верной. Как итог – основой хлипкого, почти невесомого общения становится не молитва, не вероучение, не Символ Веры, не любовь и следование путём Христа, а банальная и грязная политика, вожделенная власть и сребролюбие.
Несколько в иной степени, но не избежало подобной духовной болезни и Истинное Православие. Катакомбные группы разных ветвей и разнообразных мировоззрений, равно как и осколки некогда сильной Русской Православной Церкви Заграницей, образовавшиеся в момент её фактического самоуничтожения после осознанного признания частью руководства тогдашней РПЦЗ безапелляционного диктата над собой и над всем наследием митрополита Антония (Храповицкого) Московского Патриархата РПЦ, или же отколовшиеся от неё раннее структуры на территории России, с пеной у рта доказывают всему миру, друг другу и самим себе собственную «святость» и «непогрешимость», отвергая любое общение, а тем более признание друг друга, из-за епископской гордыни превращаясь, по сути, в некое подобие изоляционных сект. Истинно-Православные Церкви, существующие по всему миру, не стремятся преодолеть вакуум общения из-за боязни ущемления собственного иллюзорного влияния. И лишь немногая часть идёт на сближение, по-настоящему называя друг друга братьями, ничего не требуя, а просто помогая друг другу, соединяясь в общей молитве и объединяясь в одной-единственной цели — истинном служении Богу и людям.
Но я не отчаиваюсь. И всегда буду открытым для братского диалога, даже если в ответ на протянутую руку кидают камень. Ибо я всегда был, есть и буду со Христом и помню, в чём состоит долг истинно-православного верующего, а уж тем более первосвятителя.
Я очень надеюсь, что ни мой труд, ни труд всех чад Истинно-Православной Церкви не будет напрасным и тяжесть духовной гордыни не ляжет глыбой на наши плечи. И всем сердцем верю, что помыслами и делами своими мы сможем помочь избавиться от подобного греха другим. Ведь при том, что происходит сегодня, скоро, вероятно, земной шар будет напоминать пороховой погреб, в который достаточно бросить спичку, и он даст смертоносный взрыв. Что мы скажем в своё оправдание перед ликом Спасителя, чем оправдаемся, представ перед Ним? Ведь Христос сказал: «Мир оставляю вам и мир даю вам!». Тот самый мир, о котором ангелы пели в Рождественскую ночь. Так почему же мы всеми силами стараемся так исказить всё и так всё испоганить? Почему нам так трудно идти дорогой любви? И почему мы так подвержены греху гордыни?
Ах, если бы, любимые мои, в нашей жизни, в жизни Церкви нашей, в жизни приходов наших, в нашей личной жизни воцарился бы этот благословенный мир! Христов мир! Как много добра мы смогли бы сделать! Какие раны уврачевать! И не было бы тогда вражды и разделений. И не было бы недоверия друг к другу. И не было бы глупых и ненужных подозрений друг друга в самых некрасивых побуждениях и действиях. Не было бы войн и насилия, предательства и подлости. А был бы мир и доверие взаимное, светло и радостно протекала бы жизнь церковная. Вот о чём нам надлежит заботиться. И непрестанно помнить, что главная задача Церкви – наполнить миром, ангелами возвещённом, нашу грешную и суматошную жизнь. Аминь.
Митрополит †СЕРАФИМ (Мотовилов)