ВО ВЛАСТИ ДУХОВНОГО БЕЗУМИЯ ИЛИ ПОД СВОЮ АНАФЕМУ ПАДОША
ВО ВЛАСТИ
ДУХОВНОГО БЕЗУМИЯ
ИЛИ
ПОД СВОЮ АНАФЕМУ ПАДОША
Говорят, когда Господь хочет кого-то покарать, то Он лишает разума, если окончательно ставит на человеке крест. Или трезвомыслия, если даёт хотя бы микроскопический шанс одуматься. Вдвойне печально, когда в нагрузку к скудости ума добавляются гордыня, убеждение себя и окружающих в собственной значимости, объявление себя единственным и неповторимым «проводником» Божией воли и вера в непогрешимость собственных утверждений. И уж совсем беда, если подобное становится основой для возникновения сектантских поползновений.
Период становления обновлённой России изобиловал массой разнообразных процессов. Однако нас, по понятным причинам, интересуют лишь церковные преобразования.
К моменту распада Советского Союза, на российских просторах образовались три основные самостоятельные православные структуры. Русская Православная Церковь Московского Патриархата, Русская Православная Церковь Заграницей и Русская Истинно-Православная Церковь, продолжившая дело когда-то не склонившихся перед безбожной властью епископов и священников. По крайней мере, именно в этих структурах ни у кого и никогда не вызывала сомнение апостольская преемственность её иерархов.
В 2007 году, после определённых переговоров и манипуляций, Русская Православная Церковь Заграницей практически прекратила своё самостоятельное существование, став частью РПЦ Московского Патриархата, о чём недвусмысленно свидетельствует решение Собора РПЦЗ. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов) в 2001 году ушёл на покой и на его место был избран Митрополит Лавр (Шку́рла). О причинах отказа от самостоятельности мы рассуждать не будем, об этом достаточно написано в иных источниках, и они остаются всецело на совести иерархов данной структуры.
Но подобный церковный акт сильно повлиял на общую картину православия в России, породив массу т.н. «осколков РПЦЗ», пошедших против воли своего же собственного Собора. Причём, сделано это было не сразу, а как-то потом, тихо-тихо, из-за угла. Стало появляться множество самозванных «первоиерархов», претендующих на «истинность» наследования «истинной РПЦЗ». Была даже не очень умело и не совсем чистоплотно разыграна карта находившегося на покое престарелого Митрополита Виталия (Устинова), для создания дополнительного ажиотажа. И, что характерно, все мыслимые и немыслимые «первоиерархи» объявляли себя именно его последователями и наследниками.
Осколки РПЦЗ продолжали дробиться, порождая расколы в расколах.
Мы долго, почти 20 лет, наблюдали за подобной вакханалией, не до конца понимая, что же именно движет людьми, объявляющими себя образцом русского православия. Предстоятель Истинно-Православной Церкви России Святейший Митрополит Серафим не раз общался с разными представителями разных направлений РПЦЗ, действующих на территории России, пытаясь выяснить истинные причины происходящего, но каждый раз разводил руками с одними и теми же словами: «Я не могу понять, чего именно они хотят».
Однако, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Мы постараемся разъяснить условно тайные мотивы осколков РПЦЗ на примере одного из них, возглавляемого митрополитом Филаретом (Рожновым), поскольку его мысли, изложенные в письме, дошедшем до нас, не вызывают двоякого толкования.
Первое. Митрополит Филарет (Рожнов) только свой осколок РПЦЗ, гордо именуемый Православной Российской Церковью, считает единственно каноничным, единственно правильным и, вообще, единственно возможным. А из этого следует, что, поскольку ни с кем больше из православного мира они не общаются, все остальные – еретики и раскольники, не узревшие святости митрополита Филарета и не уверовавшие в неё. Однако, сей первосвятитель забывает, видимо, что его структура – раскол в расколе, ибо возглавляемое им сообщество в своё время отошло (отпало) от своего первоиерарха митрополита Филарета (Семовских), учинив самый настоящий раскол внутри себя самих.
Второе. Для митрополита Филарета (Рожнова) наличие у кого-либо, не из своей структуры, подтверждённой апостольской преемственности не является основополагающим, ибо такая схема апостольской преемственности, цитируем: «существует у всех самочинных сборищ, раскольников и еретиков православной обрядности». И вообще, спасение возможно только в его структуре и ни в какой иной. Но даже, если бы кто-то, наконец-то понял и осознал сей великий постулат, то и в таком случае, вновь цитируем Рожнова: «этот вопрос рассматривался бы конкретно по каждому епископу через покаяние, а некоторых возможно принимали бы через рукоположение в соответствии с каноническими правилами, как это делали с катакомбным духовенством серафимо-генадиевской линии, каноническое происхождение которой установить не удалось».
Третье. Исключительно свой «раскол в расколе» митрополит Филарет (Рожнов) считает единственной законной Церковью в России. Никакая другая, по его убеждению, не имеет права на существование. На чём основано сие утверждение? Понятия не имеем. Но, для пущей важности, снова процитируем данного митрополита: «Канонической Церковью может быть только то, церковное сообщество, которое имеет КАНОНИЧЕСКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ, это как законное престолонаследие в монархическом устройстве. (…) Мы имеем законную преемственность Церковной Власти в Русской Церкви. (…) Ни один архиерей и священник нашей Церкви не дерзнет войти в евхаристическое общение с какой–либо юрисдикцией, выдающей себя за русскую церковь, а если дерзнет, то тут же будет отсечен от Церкви». Может быть, именно поэтому «рожновцы» так и остаются маленькой, замкнутой на самих себе, структурой с некими, почти сектантскими потугами и раздутым до невообразимых размеров «духовным апломбом».
Четвёртое. Право карать и миловать митрополит Филарет (Рожнов) тоже оставляет исключительно за собой, безапелляционно утверждая, что, цитируем: «мы ни с кем не входим ни в какие молитвенные общения и ни в какие союзы. По Каноническим Правилам к Церкви можно только присоединяться или отпадать от нее». То есть, по утверждению данного митрополита, для «рожновцев» не существует вообще никого, кроме их самих. И длящееся многовековое молитвенно-евхаристическое общение между православными церквями, по мнению сего первоиерарха, противоречит Канонам и Правилам. Откуда взялась такая гениальная мысль в голове митрополита, следует из дальнейшей его цитаты: «Мы живем по строгим Каноническим Правилам. (…) у одного народа в нормальных условиях, когда имеется возможность свободного общения, не может быть двух и более Церквей. (…) Это правильное отношение к нашему церковному сообществу, которое имеет законную преемственность церковной власти в России». Ну, тут без комментариев.
И пятое, пожалуй, самое важное. Митрополит Филарет (Рожнов) так часто упоминает о том, что именно он является носителем «канонической церковной власти», что невольно закрадывается вопрос: а не в этом ли всё дело? Не жажда ли власти, замешанная на неизбывном желании прикрыть, чем только можно, несостоятельность собственного «раскола в расколе», всему причиной? Если это так, то всё ещё печальнее, чем нам казалось изначально. Ибо ересь цезарепапизма сладка и заразна, она способна проникнуть и поработить церковные умы и стать настоящим бедствием для любой церковной структуры. Даже если это маленький осколок осколка некогда великой Русской Православной Церкви Заграницей.
К большому сожалению, вынуждены заметить, что не все, но большинство осколков, а уж тем более осколки осколков РПЦЗ, неоднократно возникающие после 2007 года на территории России, всецело разделяют точку зрения митрополита Филарета (Рожнова). Однако, не в его сторону, а для себя самих. Только себя каждый осколочный осколок считает самым каноничным и самым правильным, только себя называет самым законным носителем «церковной власти», только в себе видит истинную святость и «спасение православия». И для всех для них Филарет (Рожнов) такой же раскольник, как и многие другие. А значит, под свою анафему падоша. И приводить, а тем более рассматривать примеры остальных, по большому счёту, не имеет никакого смысла.
Нельзя изгонять бесов силою князя бесовского. Нельзя, находясь во власти духовного безумия, «спасать православие». Правильнее было бы начать с собственного излечения. От гордыни, от тщеславия, от язвы цезарепапизма, от грязного порочного пятна, расползающегося по душам и сердцам, и разрушающего и веру, и Церковь Христову.
Информационно-аналитический отдел
Истинно-Православной Церкви

