Господь — целитель твой

ГОСПОДЬ – ЦЕЛИТЕЛЬ ТВОЙ О чём разумели древние Преподобный Серафим Саровский в беседе Н.А. Мотовиловым учил: «…Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: “Всяк иже не собирает со Мной, тот расточает” – и далее, отвечая на вопрос Мотовилова, старец сказал: “Мы в настоящее время по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общению человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными свидетельства Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: «И виде Адам Господа, ходящего в Раи», или когда читаем у апостола Павла: «Идохом во Антиохию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами». Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Вот некоторые и говорят: «Эти места непонятны. Неужели люди так очевидно могли видеть Бога?» А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского видения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чём древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным». Эта пространная цитата – из книги «Стяжатели Духа Святаго» (составитель Н. Кикишев, — М: издательство «Ниола-Пресс», 2006, с. 29,33). Нам кажется, что то, что преподобный Серафим Саровский подразумевает под наитием Святаго Духа, о делании ради Христа, о явлении Бога между людьми, полностью совпадает с Евангельским учением о Царствии Небесном, пришедшим в силе. Только наше величайшее, почти абсолютное, а посему – гибельное пренебрежение к духовной жизни делает для нас непонятным то, что написано в Евангелии и о чём говорит Серафим Саровский. Серафим Саровский – Христов апостол последнего времени Апостол Павел призывал к страданиям вплоть до смерти ради Христа. «Мы безумны ради Христа» (1-е Кор. 4.10). «Предаёмся на смерть ради Иисуса Христа, чтобы и жизнь Иисусова открылась смертной плоти нашей» (2-е Кор. 4.11). «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». (Филипп., 1,29). Что полностью соответствовало словам Господа нашего Иисуса Христа «а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её» (Лк 9.24). Нашими тепло-хладными сердцами это веяние Духа Святаго плохо воспринимается. И вот, преподобный Серафим Саровский, тем же Святым Духом истолковывает на простом языке необходимость делания ради Христа ТВ повседневной жизни, как лёгкого пути приобщения человека к Духу Святому в условиях духовной немощи подобных времён. Он был явлен Господом, как апостол Христов последнего времени, имеющий апостольские дары: исцелений, учения, Духа Святаго стяжание. Всё через Бога начало быть В великий день Пасхи на разных языках Святая Церковь проповедует: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоанн, 1.3-5). Как часто мы, люди, в ослеплении тьмой человеческой самости, не ведающие нечистоты своей, прячемся от величественной чистоты Всезиждительного Света, подобно несмышлёному ребёнку, пытающемуся своей маленькой рукой закрыться от Сияния Источника Жизни – Солнца. Бог – Врач «Зёрнышки, заключённые внутри гранатового плода, не знают того, что вне скорлупы. Так и человек вместе со всею тварью заключённый в руке Божьей… Друг! Это Им ты дышишь – и не знаешь того! Ибо разум твой слеп, сердце ожесточённо. Но если хочешь, можешь исцелиться: Он откроет очи твоей души и сердца. Кто же Врач? – Бог!» Феофил Антиохийский. Я – Господь Бог твой, Целитель твой А вот слова песни Моисея: «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32-39). Очевидно, что исцеление, как и болезнь, в руках одного Бога. «…если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и наблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь Бог твой, целитель твой!. (Исход, 15-26). Увы, современные болезни не уступят по тяжести и египетским казням. Они имеют общую причину: современный человек забыл Бога так же, как египтяне забыли истинного Бога! Для того Господь и посылает болезни забывшим Его (по ветхозаветному представлению древних), чтобы вспомнили о Нём, обратились к Нему и раскаялись в своих грехах пред Ним. Даром Иисуса Христа и во Имя Его В Евангелии от Матфея повествуется, что Господь наш Иисус Христос – Упование нашего воскресения – посылая двенадцать апостолов на проповедание того, что приблизилось Царствие Небесное, дал им силы вспомоществования людям: «Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царствие Небесное; Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». (Мф. 10,7-8). «Даром»: означает, что талант – не наш, но принадлежит Богу. Многие ли из православных архиереев, имеющих апостольскую хиротонию, помогают страждущим, подобно апостолам Господним? Слава Богу! Мне, грешному, посчастливилось встретиться с одним из истинных, Божьих архиереев: ныне Первосвятителем Истинно-Православной Церкви митрополитом Рафаилом, который не однажды, а постоянно целыми днями принимает страждущих и больных во имя Иисуса Христа! Поток людей к нему всё возрастает! Какое удивительное, чудное служение людям: полковник в отставке, получивший, в связи с тяжелейшим ранением, первую группу инвалидности, принимает в день индивидуально до шестидесяти человек, которые формально во много раз здоровее, чем он. Даже физически здоровые врачи не могут так интенсивно вести приём больных в течение хотя одного дня, как митрополит Рафаил в течение последних нескольких лет. Рабочий день его составляет 14-15 часов… Нечто подобное в истории Русского Православия было явлено в лице преподобного Амвросия Оптинского (Гренкова – 1812-1891), который, будучи сам очень болезненным, принимал всех нуждающихся ради Христа. Ветхий человек тлеет, новый обновляется Это удивительное явление духовной жизни иеромонах Иоанн (Шаховской) (будущий архиепископ Иоанн Сан-Францисский) в лекции «О духовной жизни» объясняет так: «Средний человек живёт только двумя сторонами жизни: физической и душевной. Что такое «физическая сторона жизни» – это каждый знает. «Душевная сторона» – это эмоция и психические проявления. Духовность – это внутренний наш человек, дух-зерно, центр человеческой жизни, ипостась личности духа. Когда человек стареет, у него ослабляются физические органы и душевные его качества сходят на нет. Но в человеке с развитой духовностью происходят удивительные явления. Дух не только не ослабляется в немощах душевного и телесного организма, но дух усиливается, входит в свою настоящую полноту. Это было у всех святых, это бывает у всех духовных людей. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». (2-е Кор. 4.16). – так учил апостол Павел. Далее автор пишет: «Дух придавлен земной оболочкой, но если человек обратит внимание на самое ценное, великое, что в нём есть, и начнёт это сокровище в себе выращивать, то духовность в нём начинает доминировать над душевностью и телесностью… Все святые люди это утверждают, а все грешные – отрицают». Об этом учит Сам Господь: «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы и укрываются в ветвях его». (Мф. 13.31-32). Как вести духовную жизнь Продолжаем цитировать иеромонаха Иоанна (Шаховского) «Я отвечу кратко: основание духовности есть видеть свои грехи, свою немощь, что только благодать Божия может исцелить нас, духовно воскресить. Как человек заботится в отношении своего тела, пусть ещё больше внимания уделяет своему духу – вот что есть духовная жизнь. Мы моем тело, греем и питаем. Ещё больше нужно делать в отношении духа. Омовение есть исповедь, искреннее видение своей греховной немощи. Что такое тепло? Это дела любви, которыми мы должны наполнять наше духовное существо (борьба против холода – зла). Наша пища духовная – молитва, предстояние пред Господом. Мы думаем часто, как бы «отбыть» молитву, а не стремимся любить молитву и дорожить ею. Очень важное сказал Серафим Саровский: «Стяжи в себе мир, и вокруг спасутся тысячи»! Надо стремиться к равновесию, к спокойствию духа. Для этого человек не должен быть ни к чему чрезмерно привязан – ни к своему положению, ни к вещам, ни к людям. Чрезмерная привязанность должна быть только к Богу. На всех путях человек может осуществлять Христову правду, как это делали такие труженики как Сперанский, Пирогов, Достоевский. В этом чудо жизни во Христе. Хотя многим кажется, что она невозможна, что пойди они в монастырь – стали бы жить духовно. Но и в монастыре духовная жизнь бывает трудна так же, как и в миру. Всякий человек должен помнить, что не своей силой он просветляется, а Божьей силой! «Невозможное человекам – возможно Богу» (Лк. 18,27). Кто в это поверит, тот увидит, что это так. Богослужение укрепляет Не раз я видел, как владыка, бледный, очень уставший, идёт на службу. И вот, после длительного богослужения, он воскресает: лицо становится розовым, как у дитя. «Когда я служу, — говорит Святейший, — то служба, особенно причастие, меня укрепляет». Вспоминается, что так же многим помогал и многих исцелял, и так же переживал православное богослужение святой и праведный Иоанн Кронштадтский (†1908). «Первые годы я не каждый день совершал литургию, — писал о. Иоанн, — и потому часто расслабевал духовно… Потом стал ежедневно причащаться». Каждый день подлинно народного священника отца Иоанна был насыщен пастырским напряжённым трудом. Господь Бог даровал ему высшую христианскую добродетель: молитву помогающую и исцеляющую, молитву, о которой свидетельства дошли из далёкого прошлого. Присутствие этого осязаемого для всех дара молитвы притягивало людей как к живому свидетельству, что «жив милосердый Господь Бог наш! Как свидетельству истины религии, нашей русской, православной. Он молился, и вот – исцеление наступало! Умолкните, фарисеи и лицемеры, яко свят Господь Бог наш! Отец Иоанн стал вождём уверования, стал воскресителем живой православной веры в народе. Это было возможно, потому что православная власть защищала его, как от учёных интеллигентов, так и от невежественных фанатиков. «Не запрещайте…» В Евангелии от Марка мы читаем: «При сем, Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему., потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас». (Мк 9, 38-40). Даже апостолам Господь повелел не запрещать исцелять Его именем даже тому, кто не ходим за ними, то есть не находился в общении с ними. Поэтому погибнут все злобные враки князя тьмы века сего, пытающегося запретить священноначалие ИПЦ. Исповедание пред людьми Господа Иисуса – спасительно! Наставляя апостолов, Господь учил: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10,32-33). Очевидно, что дерзновенное исповедание Господа Иисуса Христа перед требующими помощи – весьма спасительно. Наоборот, уверенность: «я могу излечить» – есть погибельное отречение от Иисуса Христа пред людьми. В истории о Симоне-маге это показано чётко: Симон, веря, что он – великая сила Бога, спрыгивает с вершины Капитолийского холма в присутствии римского императора Нерона и его свиты и ломает себе шею. Сколько верящих в себя гордецов погибло тем же образом, приписывая себе несуществующие способности… Сколько верящих в себя и проповедавших веру в себя, а в не в Бога, погубили и себя, и поверивших им слепцов… Для спасения своего будем подражать апостолам, которые говорили: «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса Господа» (2-е Кор, 4.5). Слава не наша, но Господа В Деяниях святых апостолов рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от чрева матери его. «…Петр сказал: серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена. И вскочив стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога» (Деян. 3, 6-9). Обратим внимание, что хромой от рождения благодарил за исцеление не апостолов, но Бога! Апостолы тоже не приписывали силу исцелять себе, а только одному Богу. «Петр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицем Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу. А Начальника жизни убили, Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами». (Деян. 3, 12-16). Дух Божий дышит, где хочет Современные богословы, учёные и философы ставят человеческое выше Божьего и тонут (топят правду) в бесплодных спорах о каноничности и неканоничности хиротоний, территорий; происхождении исцелений от Бога или от бесов или от человеков; действительности и недействительности причастий, молитв, богослужений, таинств. Здесь под благочестивыми рассуждениями скрывается тонкий яд гуманизма, который есть возвышение человека над Богом христианским, Который самовластен, всеблаг и Дух Которого дышит, где хочет, а не где хотелось бы корыстному человеку. «Чадо! Удаляйся от зла…» Во все века болезнь и страдание, и смерть представляли устрашающую проблему для всех людей. Ещё в древнем мире бедствия считались порождениями злых духов, или посланиями богов за погрешности в культах. Для излечения тогда применяли как заклинания, назначением которых было изгнание бесов, так и моления богам с жертвоприношениями. Впоследствии люди создали положительную науку медицину, однако библейское откровение оставляет в стороне медицинский научный подход. Религиозное чутьё человека устанавливает связь между греховной жизнью и болезнями, страданиями и смертью. Согласно библейскому откровению, Бог создал человека, чтобы тот был счастливым в общении с Ним, а болезни, страдания и неминуемость смерти были попущены вследствие спровоцированной Злом борьбы человека с Богом. Отсюда и решение этих проблем через покаяние, которое есть поворот жизни человека к Богу. Псалмопевец Давид восклицал: «Ибо беззакония мои превысили главу мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне; Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» (Пс.37,5-6). «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались к вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей и Он спас их от бедствий их». (Пс. 106, 17-19). Страдания и болезни поражают и праведников Есть в Священном Писании и другой взгляд: когда страдания, болезни поражают праведников (например, Иова, Товита – в Ветхом Завете, слепорождённого, праведного Лазаря, все спасительные страдания Самого Господа – в Новом Завете) для свидетельства их верности к Богу и славе Его, для утешения и укрепления в терпении болезней грешников. Ибо нам легче терпеть за свои грехи, осознавая, что праведники терпели ещё больше и невинно. Действия различны, а Бог один и тот же «Действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом, иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения… Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому, как Ему угодно». (1-е Кор. 12, 6-11). Везде в Священном Писании истинные блага исходят только от Бога. Одни лишь гонители Господа Иисуса ложно приписывали исцеления Господа Иисуса Христа действию Веельзевула. Они также обвиняли Его в нарушении субботы, тем, что Он исцелял в субботу. Относительно первого обвинения Спаситель отвечал: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы не хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» – сие сказал Он, потому что говорили: в нём нечистый дух». (Мк, 3, 28-30). «Не нарушить пришёл Я, но исполнить» Господь только внешне, на поверхностный взгляд, нарушал субботу, но на самом деле Он её истинно исполнял и благословлял. И как Он мог нарушить закон, ибо Он учил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить». (Мф, 5, 17). В Библии написано: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Быт, 2,3). «Почил» в еврейском подлиннике выражено словом шаббат (суббота), имеющим первое значение – покой. Однако уже в современных толкованиях евреев указывается, что приписывание Всевышнему свойств и действий, присущих человеку есть антропоморфизм, который нельзя понимать буквально. А в Толковой Библии под ред. Лопухина А.П. говорится, что Бог, закончив творчество нового, (бывшее в первые шесть дней – авт.), никогда не прекращал Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку. О чём Сам Господь наш Иисус Христос сказал: “Отец Мой доселе делает, и Аз делаю”». (Иоанн, 5, 17). Господь Иисус Христос всегда – и в субботу – прославлял Отца нашего Небесного и тем исполнял закон Его. Не бездействовать, но служить Богу В Нагорной проповеди Господь призывает посвятить служению Богу всё время – на каждый день. «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники и потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеет нужду во всём этом. Ищите же прежде Царствия Божьего и правды его, и это всё это приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». (Мф. 6, 31-34). Очевидно, что Господь призывал активно искать прежде всего Царствия Божия, а не бездействовать. Узкое толкование Священного Писания старцами и книжниками привело их к отрицанию исцелений в субботу и хуле на Духа Святаго. Знамение для уверовавших В Евангелии от Марка говорится, что дары исцелений являются знамением уверовавших: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здравы». (Мк, 16, 16-17). Не всякое исцеление именем Господним, не всякая молитва Господу есть исполнение воли Отца Небесного. Ибо Господь объявил: «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли Имени мы пророчествовали? И не Твоим ли Именем бесов изгоняли? И не Твоим ли Именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»! (Мф. 7, 21-23). Святитель Климент Римский объясняет: «Итак не будем называет Его только Господом, потому что это не спасёт нас. Потому что Он говорил: «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!» спасётся, но творящий праведность. Братья! Будем исповедать Его в делах любви друг к другу, не прелюбодействуя, не оклеветывая других и не завидуя, но будучи воздержны, милостивы, добры». В греческом подлиннике дательным падежом подчёркивается, что «многие» пользовались именем Христа для своей славы: очевидно, что Господь указывает своими словами, что смиренное исполнение заповедей Божьих выше громких дел в мире сем: пророчеств, исцелений, изгнаний бесов… Не о том же ли свидетельствуют слова преподобного Серафима Саровского, что лишь Христа ради делаемое доброе дело (в том числе и пророчества, и изгнание бесов, и многое творения чудес) приносят плоды Святаго Духа и дарует конечное спасение. Только Господь знает намерения сердечные и только Он знает истинное жительство человека. И потому тяжко согрешают те неофиты и их духовники, которые в страшном своём омрачении берут на себя ответственность предвосхищать Суд Божий и оклеветывать священноначалие: это есть настоящее сектантство, разрушающее Православие, соблазн для мирян! Да убоимся страшных слов Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». (Мф, 18.6). Слава от мира сего ничтожна перед славой от Господа! Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Иоанн, 5, 44). А премудрый псалмопевец Давид просил: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». (Пс. 113, 9). Земная слава человека ничтожна и исчезает мгновенно и безследно, как дым. И Александр Македонский, и Наполеон, и Ленин значат для живых меньше, чем их насущные проблемы. Но вечной славы Божьей исполнены не только Небеса, но и каждый атом, каждая клеточка нашего тела, сама красота и гармония жизни. Когда человек всем своим существом – и телом, и душой, и духом – славит Господа, он славу Божию, которой исполнен весь видимый мир, одухотворяет своим свободным произволением и духовным соучастием, благоговением и восхищением. Вероятно, здесь нужно искать причину создания мира согласно библейского и евангельского откровения. Не для нашей славы создан мир, но если мы присоединимся к исповеданию славы Божией Небесами и всей Вселенной, то и нас Господь сделает соучастниками в своей бесконечной славе Святаго Духа. Но для этого мы должны победить в себе человеческий эгоизм и свою самость смирить пред величием Господа и не дерзать предвосхищать Божий Суд подобно книжникам и фарисеям, в ослеплении осудившим в конце концов самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Митрополит Сергий (Саркисов) Царскосельский, викарий Московской епархии РИПЦ