Хождение пред Богом

«Хождение пред Богом в свете библейских и народных сказаний» «…О человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим. (Михея, гл. 6,8) Пренебрегаемая заповедь В сокровенной глубине духа человеческого Богом заложена потребность счастья безмерного – служить и ходить пред обожаемым Отцом Святым Небесным. Служили и ходили пред Богом и ветхозаветные праведники: Енох (Быт.5-24), Ной (Быт, 6-9), Авраам. Они священнодействовали на природе – в самом величественном и прекрасном храме нерукотворном, где живёт и царствует Бог. «Всевышний в нерукотворённых храмах живёт, как говорит пророк: «Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7, 48-50, Ис.66, 1-2). Хождение пред Богом является более древней заповедью Божией, чем данная Моисею. «Аврам был девяноста девяти лет, и Гос¬подь явился Авраму и сказал ему: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Ав¬раам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов»» (Быт. 17,1-4). Если евреи – дети Авраама через Исаака и Иакова, мусульмане – через Измаила, то христиане усыновлены Богу Авраама чрез Иисуса Христа. Несомненно, все потомки отца «множества народов» должны стремиться исполнять так же заповедь хождения пред Богом, данную Аврааму, как должны исполнять заповеди, данные Господом Богом через Моисея. Мнение учёных мужей: хождение пред Богом есть жизнь высоконравственная В классическом комментарии «Сончино» библейский стих «и ходил Енох пред Бо¬гом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие 5:24) объясняется так: «он жил с по¬стоянным ощущением Присутствия Всевышнего и непосредственного общения с Богом в ту эпоху, когда мораль и высокие принципы были почти забыты. Идиома «ходить пред Всесильным» используется всякий раз, когда подчеркивается праведность всей жизни це¬ликом и каждого её отдельного мгновения кого-то из выдающихся людей» (Брейшит, с.26). А вот комментарий на этот стих в толковой Библии (изд. преемников А.П. Лопухина): «Подобное вы¬ражение встречается в Библии неоднократно, и везде оно означает высшую степень нравст¬венного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникать благоговейным чувством божественного везде присутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каж¬дый шаг своей жизни…» (Толк. Библия, с.42). Таким образом, богословы однозначно истолковывают хождение пред Богом как высоконравственную непорочную жизнь. Народная интуиция — глас Божий В верующем народе издревле бытует гениально простое, буквальное понимание – «Хождение пред Богом» есть именно «хождение пред Богом» всем своим существом и оно неотделимо от высо¬конравственной жизни. Чем больше мы будем стремиться поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами, тем удобнее нам будет открываться молитвенное хождение пред Богом, и наоборот – чем больше ходим пред Богом, тем легче нам вести нравст¬венную жизнь. Господь наш Иисус Христос хождение пред Богом освятил заповедованием следовать за Ним. Например, Ии¬сус сказал ученику: «Иди за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». (Мтф. 8:22); «А на другой день Иисус восхотел идти в Галилею. Находит Филиппа и гово¬рит ему: иди за Мною» (Иоанн 1:43); а также см.: (Иоанн 21:22, Мтф. 8:23, 9:9) и т.д. В наше последнее время много предлагающих следовать за собой. Но следовать надо исключительно за Иисусом Христом. Игумен Никон (Воробьев – †1963) советовал: «Если когда-нибудь кто-нибудь из священников Вам скажет: “Идите за мной, я Вас буду вести по духовному пути”, – бегите от него, этот человек в прелести» (Игумен Никон (Воробьёв), с.441). Он также считал, что успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, а глубиной смирения и покаяния (там же, с. 190). Сын Божий Христос – «Солнце Правды» Сын Божий – «Солнце Правды» в Христианском Богослужении: по пророчеству Малахии: «А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдет Солнце Правды, и ис¬целение в Лучах Его» (Мал. 4:2). В древности христиане ходили по солнцу – посолонь, т.е. символически шли за Христом. Это продолжают делать до сих пор Древле-православные. В старые добрые вре¬мена жизнь была менее урбанизирована, чем сейчас. Не было высоких строений, засло¬няющих небо, не было рукотворных небесных предметов, снующих туда и сюда. Люди могли постоянно наблюдать торжественный и чудный ход небесных светил, и у них не возникало сомнений в необходимости жить в гармонии с Богом и небом. В нашем, север¬ном полушарии хождение по солнцу совпадает с движением часовой стрелки, и её можно использовать для правильного выбора хождения перед Богом. Да не дерзнём рассматривать вопросы сакрального движения внутри храма, поскольку храм – это небо, а алтарь – превыше небес. Хождение же вне храма было не упорядочено. После Большого Московского Собора (1666-1667) в Русской церкви священнослужители стали ходить вне храма только так, как греки. Двенадцатого августа 1479 года при освящении московского Успенского собора глава русской церкви митрополит Геронтий совершил хождение с крестами вокруг храма «не по солнечному всходу», то есть против солнца. Великий князь Иван Третий выступил против митрополита, заявив, что за то «гнев Божий приходит». Вскоре, в ночь с 9 на 10 сентября, пожар уничтожил почти половину Кремля. На стороне великого князя был архиепископ Вассиан (Рыло) и чудовский архимандрит Геннадий (Гонзов) (ставший впоследствии архиепископом Новгородским), а также народ, в массе своей недовольный действиями митрополита. Однако, митрополит Геронтий поступил так, как все возглавлявшие русскую церковь митрополиты-греки, опиравшиеся на практику греческой церкви (Успенский, с.118-119). Очевидно, что здесь произошло столкновение греческого и русского менталитетов: греки видят в храме священную гробницу и поэтому шествуют против солнца, а русские видят в храме живого воскресшего Христа и с ликованием идут за Христом – Солнцем Правды Хождение посолонь? Движение относительно Солнца имеет очень древнее происхождение. Константин Никольский (1907, с. 5) и соответственно, А. В. Подосинов объясняют движение против солнца при обхождении пре¬стола как реликт традиции, восходящей к языческому поминаль¬ному обряду. Ср.: «В классической античности, как и у многих народов Евразии, направление культового движения по кругу тесно связано со смыслом этого движения: если оно имело апотропическое и жизнеутверждающее значение, оно проходило по дви¬жению солнца…, т. е. слева направо. Если же обряд был связан с миром мёртвых, носил заупокойный характер и относился к потусторонним реалиям, движение осуществлялось против движения солнца справа налево… (в частности, из движения против солнца во время ристаний вокруг могилы умершего героя, запечатленого уже у Гомера в описании движения Патрокла, родилось укоренившееся в современном спорте движение по стадиону против движения солнца). Ранняя христианская литургия также сосредо¬тачивалась на культовых действиях вокруг алтаря [т. е. вокруг престола], который даже по форме являл собой античный алтарь. Уже тогда алтарь [престол] понимался как символ гробницы Христа… Кроме того алтарь [престол] часто использовался и прямо как гробница того или иного святого…, где хранились его мощи, понятно, что движение вокруг такого алтаря [престола] должно было иметь заупокойный характер и, значит, осуществляться против солнца. Именно такую практику движения вокруг алтаря [престола] мы видим в древнем и современном восточно-христианском храме» (Подосинов, 2004, с. 53-54). Движение против солнца отчетливо представлено в славянских похоронных и поминальных обрядах. Так, например, круг, очерчиваемый вокруг покойника и вокруг могилы у южных славян, всегда проводится справа налево, т. е. против солнца (Колева, 1978, с.30); так же производится окуривание покойника и предметов, к которым он прикасался (Плотникова, 2004, с. 542). Особенно показателен южнославянский обычай пускать на поминках заупокойную чашу справа налево (против солнца), а затем пить «u zdravlje ostatka», пуская чашу в обратном направлении (по солнцу) (Велецкая, 1978, с. 167); в этой связи может быть понят русский обычай после похорон раздавать деньги молебщикам «по солнцу» (Серебренников, 1918, с. 3). Равным образом у южных славян отмечается «обычай на поминках носить угоще¬ния справа налево, т. е. обратно тому, как на свадьбе, на „славе» и т. п.; подходить к гробу с левой стороны, вести „коло» справа налево, кадить мертвеца и его гроб справа налево» (Толстые, 1974, с. 43, примеч. 2). Хоровод, движущийся против солнца в южно¬славянском погребальном ритуале, носит наименование «мертвач-коло», «коло за мртве» или «коло наопако» (Зечеви?, 1963, с. 195, 200; Зечеви?, 1966, с. 380-381; Зечеви?, 1982, с. 94-95; Белецкая, 1968, с. 206; Толстой, 1987/1995, с. 160; Толстой, 1994, с. 18-19); ср. русский обычай ходить вокруг церкви против солн¬ца в Фомино воскресенье, которое может восприниматься вообще как день поминовения усопших (М. Смирнов, 1921, с. 13). Рав¬ным образом и в индийском культе предков справа налево (против солнца) обходили вокруг покойника или могилы (Eitrem, 1915, с. 35, 43-44; Simpson, 1896, с. 100, 146, 183; Lommel, 1950, с. 101; Caland, 1898; Knuchel, 1919, с. 40; ср.: Кагаров, 1918, с. 79-80; Stojkovi?, 1929, с. 30); круговое движение против солнца наблю¬дается и в арабском и еврейском похоронном обряде (Chelhod, 1973, с. 259; Simpson, 1896, с. 136, 146). (Выписки из Успенский, стр. 219-220). Если движение против Солнца обусловлено приобщением к потустороннему миру и объясняется, в конечном счёте, архаическими представлениями о перевёрнутости, присущей этому миру, то движению по солнцу может быть поставлено в связь, напротив, со стремлением оградиться от потустороннего мира, предотвратить распространение смерти. (Успенский, с.181). Радуга – знамение благоволения Господа к человеку Радуга – часть круга. В библейских сказаниях большое значение придаётся кругу, кружению. Мудрые го¬ворят, что Господь Бог творит всё круглым и совершенным. Круг в Библии предшествует важнейшим событиям: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею». (Бытие 9:13); отметим, что радуга представляет часть кру¬га. Перед преподанием десяти заповедей Моисей по Господнему повелению начертал круг: «в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай, и проведи для народа черту со всех сторон» (Исход 19:11, 12). Перед падением Иерихона: «Тогда сказал Господь… пойдите вокруг города (Иери¬хон) все… и обходите город однажды в день и это делай шесть дней…а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз…» (Иисус Навин 6:1-3) Перед обращением народа к Богу «И построил из сих камней жертвенник во имя Господа и сделал вокруг жертвенника ров» (3 Царств 18:32). Перед оживлением мертвых: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня Духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, – и обвел меня кругом око¬ло них…» (Иезекииль 37:1, 2). Пророк говорит, что видение было окружено радугой, какой она бывает во время дождя (там же, 1, 28). В Новом Завете «…и на престоле был Сидящий; и сей Седящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду». (Откровение Иоанна, 4,2-3). «И видел я другого ангела, сильного, сходящего с неба, облеченного облаком: над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Там же, 10.1). Цитирование можно продолжать. Дух Божий живит и кружит В самых первых стихах Библии Господь Бог оживотворяет, раскручивает глубины вод: «И Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Слово «носился» на иврите «мерахе-фет» – трепетать, кружить, оживотворять. Это слово прилагается в Библии к орлу, кружащему над гнездом, плавно опускающемуся, трепеща крыльями, в гнездо – для кормления птен¬цов. Господь творил человека как изделие на гончарном круге В Библии о творении человека написано следующее: «И создал Господь Бог челове¬ка из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). И «создал» – в подлиннике стоит «ваицер», имеющий тот же корень, что и глагол «яцар» — формировал вращением. Это слово употребляется для описания действий искус¬ного мастера на гончарном круге. Может быть, священное кружение в религиях связано с общечеловеческой памятью об изначальном кружении Адама в непосредственной близости к Господу Богу, когда Гос¬подь Сам формировал нашего прародителя. Быть может, во вращении пред Богом – глубочайшая тайна духа человеческого?.. Душа совершает круговое движение «Душа совершает круговое движение, возвращаясь к самой себе, отвращается от внешнего мира, когда собирает и соединяет воедино свои способности к постижению в сосредоточении, предохраняющим их от всякого заблуждения; когда отвлекается от множественности внешних предметов, чтобы сосредоточиться в самой себе. Достигнув внутреннего единства… она приводится затем к Прекрасному и Благому… Душа совершает спиральное движение по мере того, как особым образом просвещается Божественным познанием. Наконец, душа совершает продольное движение, когда вместо возвращения к самой себе и стремления к духовному единству (в этом случае её движение было бы круговым) она обращается к окружающему её сущему и с помощью внешнего мира, как совокупности символов, возвращается к созерцанию… (Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих,4-9) (Клеман Оливье. Истоки.). Вращение – основа земной ижизни Согласно современным научным представлениям кружение, вращение – есть не¬пременное условие для жизни: вращается земля вокруг оси и солнца, вращаются планеты, само солнце, галактики – всё в макрокосмосе и всё в микрокосмосе – каждый атом, ядро, фотон, электрон. Если вращение прекратится, Земля упадет на Солнце… электроны соеди¬нятся атомными ядрами, и мир видимый исчезнет. Наука падшего человечества есть оскорбление Бога (свт. И. Брянчанинов) Истинная наука – не просто великий дар Бога, без которого человек не мог бы исполнить своё назначение во владычестве над природой, она служит пониманию Библейских глубинных открове¬ний о мироздании и о самом человеке: «И сказал Бог: сотворим человека по Образу Нашему и по Подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом и над всей землею…» (Бытие 1:26). Истинной может быть признана только та наука, которая даёт знание о пути к Нему, о возвращении к Нему. Истинная наука – о молитве к Нему! Верным Господь споспешествует Когда мудрецы с Востока шли поклониться родившемуся Царю Иудейскому, то Господь споспешествовал им звездой. «И се звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». (Мтф.2:9). Когда народ, выполняя волю Божию, вышел из Египта «Господь шёл пред ними в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью. Не отлучался столп облачный днём и столб огненный ночью от лица (всего) народа». (Исход, 13, 21-22) Днём столп, вращающийся, спускающийся с неба к земле, хранил народ от жары в пустыне, а ночью, делаясь огненным, освещал путь, показывая им направление (Библия толк. Т.1. с.318; Брейшит коммент. на эти стихи). В четвёртый день творения, ещё до человека, «и создал Бог два светила великие; светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной чтобы светить на земли и управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы» (Быт. 17-18). Верным надо сообразовываться с небесными путеводителями, как поступали волхвы с Востока и народ Божий. Растения ходят пред Господом Многие растения (например, подсолнух и другие) поворачивают свои головки вслед за солнцем. Другие растения раскрывают свои цветки при восходе солнца и закрывают при закате. Чудо Господа в Константинополе Во времена архиепископа Прокла (434-447 гг) было разрушительное землетрясе¬ние, продолжавшееся несколько месяцев. Жители Константинополя постоянно ходили с молебнами. Вдруг был невидимой силой поднят мальчик и на такую высоту, что взгляд не мог его видеть. Спущенный целым и невредимым на землю, отрок рассказал, что он слышал, как ангелы поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Без-смертный». Тогда весь народ запел эту молитву с прибавлением «Помилуй нас». Внезапно землетрясение прекратилось. (Жития святых за ноябрь). Движение посолонь – благословение В русском народе движение посолонь знаменует приобщение к космическому порядку, необходимое, в частности, при начинании нового дела, переходу в новый статус, защита от мора, от всякого горя и напасти и т.п. В известном смысле оно соответствует по своей функции благословению. Так, например, в русском свадебном обряде по солнцу вводят за стол (Зеленин, 1914-1916, с. 970), выводят из-за стола (Афа¬насьев, I, с. 181), совершают обхождение вокруг стола (Зеленин, 1914-1916, с. 11; Преображенский, 1958, с. 352); перед отправле¬нием свадебного поезда за невестой дружка с иконой трижды обходит «по солнышку» запряженных в сани лошадей (Миненко, 1979, с. 243); молодая, когда снимают плат, «должна обвести гла¬зами слева направо, от дверного до красного угла», т. е. посолонь (Балашов и Красовская, 1969, с. 95); когда благословляют неве¬сту, над её головой вращают икону (а иногда и хлеб) «по солнцу три раза», т. е. трижды оборачивают её по вертикальной оси (там же, с. 61, ср. с. 62, 165); наконец, в ряде мест по солнцу оборачивают самих жениха и невесту (Зеленин, 1914-1916, с. 923). Движение по солнцу наблюдается также в животноводческих и сельскохозяйственных обрядах, ср., например, обход скота посолонь при первом выгоне (Zelenin, 1927, с. 58, § 24; ср.: Срезневский, 1913, с. 488, 497. № 1 58; Knuchel, 1919, с. 36), обведение купленной скотины по солнцу вокруг столба (Афанасьев, I, с. 181), ритуальное обхождение; солонь вокруг стола в канун Васильева дня, призванное обеспечить плодовитость свиней (Zelenin, 1927, с. 63; § 26); посолонь принято оборачиваться при засеве и зажине (Moszynski: с. 439). Именно движение посолонь признается нормальным при вождении хороводов (Zelenin, 1927, с. 342, § 140; при новоселье обходят посолонь избу и двор (Городцов, 1915, с. 62-64). Сходным образом мотивировал необходимость обхождения храма посолонь (на Пасху и в других слу¬чаях) старообрядческий автор, епископ Арсений Уральский (1840-1908): «Посолонное хожденiе… очевидно не лишено глубокаго таинственнаго смысла: ибо под солнцемъ и востокомъ святая церковь иногда разумеeть Господа, называя его истиннымъ солнцемъ, солнцемъ правды, востокомъ востоковъ. Солнцу и востоку противопоставляется западъ – царство тмы, адъ. По етой мысли исхожденiя из церкви въ западную ея часть или притворъ с литiями знаменуютъ coшecтвie Господа во адъ, попранiе ада и освобожденiе въ немъ держимыхъ. Та же мысль соединяется и с обхожденiями кругомъ церквей. Западъ, северъ, востокъ, югъ; иначе: вечеръ, полночь, утро, полдень представляютъ естественное течениe церковныхъ сутокъ, начинающихся вечеромъ одного и конча¬ющихся вечеромъ другаго дня. Те же сутки представляють подо6ie и человеческой жизни. Такимъ образомъ посолонное обхожденiе церкви с крестами способно вызывать христiанина на благочестивое представленiе земной жизни Господа…». Ср. еще: «Выходъ литiи [на литию] къ западнымъ дверямъ, а иногда и вне церкви съ посолоннымъ обходомъ ея, или даже и по некоторымъ местамъ гра¬да или жительства и по посевамъ полей во время бездождiя, означаетъ coшecтвie съ небесъ Христа сына Божiя на землю къ людемъ, одержимымъ тмою неведенiя и связаннымъ нерасторжимы¬ми узами греха, и даже coшecтвie его во адъ, попранiе ада и освобожденiе въ немъ заключенныхъ» (Арсений, 1908, л. 96 об – 98 об.). Примеры могут быть существенно умножены. Чудеса при хождении пред Богом в СССР В годы Великой Отечественной Войны И.В. Сталин приказал совершить облёт го¬родов Ленинграда, Москвы и Сталинграда. Эти города не были захвачены неприятелем. Свидетельствует Мария Ягупова из села Горноводяное: «Мое село – на правом берегу Волги вблизи Сталинграда. В 1942 году в селе никто даже ранен не был, хотя кругом рва¬лись бомбы и шли кровопролитные бои – бабушки по ночам ходили с молитвами вокруг села» (Спаси и сохрани, с.298). Рассказывают: «Отец Митрофан шел к умирающему. Был сентябрь 1941 года. Офицер говорит ему: «Дед! Забирай своих старух, тут скоро будет страшный бой!». Но боя не было, верующие постоянно обходили деревню. Кровопролитные бои шли в 14 км от села (там же, с.244). Ещё рассказывают: Загорелся дом. Пожар вот-вот перекинется на соседнюю избу. Верующие быстро обошли свой дом. Ветер сменился. Головешки полетели в другую сто¬рону (там же, с.245). В голодающем Ленинграде верующие молитвенно обходили по ночам свои дома и не было в эти дома ни единого прямого попадания, и кто-то хранил Ленинград от эпидемий (там же, с.142-143). Существует предание, что когда пришли арестовывать митрополита Макария Невского, он начертил вокруг себя круг, предупредив, что кто его пересечёт, немедленно умрёт. Представители гос.органов ушли, не арестовав митрополита. Господь гордого смирит Господь попустил массовые репрессии, уничтожение икон, разрушение и закрытиен храмов, наверное, потому, что люди перестали ходить пред Господом. Люди не знают истинного смирения, истинного покаяния. Ещё святитель Тихон, епископ Воронежский (†1783) сокрушался, что «нынче почти нет истинного благочестия, нынче одно лицемерство» (Игумен Никон, 2002,с. 287, 345). В годы репрессий Господь давал силы Своим истинным исповедникам, лицемерившие же ломались, а кого Господь строго посещал. Так, на одном из многочисленных публичных диспутов о вере где-то в средней Азии «оппонентом Введенского выступал местный партийный работник, как видно, не семи пядей во лбу. К концу диспута он был совершенно разбит своим эрудированным и красноречивым партнёром. И тогда в отчаянии возгласил: «пусть он говорит, что Бог есть… А я жил без Бога, живу без Бога и ещё проживу сто лет…» С этими словами он замертво свалился с трибуны – разрыв сердца. (Ардов, Мелочи… с. 31). Преподобный Серафим Саровский, который заповедал верующим ходить по спасительной канавке в Дивеево, говорил: «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от хранения Православия во всей его чистоте. И за то гнев Божий поразит их. Три дня просил я Господа лишить меня, убогого Серафима, царствия Небесного, нежели наказывать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима, ибо будут они учить учениям и заповедям человеческим». (Настольная…, с.601). Уподобление Богу Ходить пред Богом невидимым в мире видимом – привилегия царственная и свя¬щенная как для мужчин, так и для женщин во все времена и для всех народов. Она дос¬тупна нравственно чистым, простым людям всех возрастов, и способствует умножению нравственности в народах и очищению природы. Говорят, что одна ходящая пред Богом душа может вымолить множество городов и весей, а также неизреченные блага близким и себе. Хождение укрепляет здоровье Древние говорили: «Движение заменит любое лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение». Хождение укрепляет здоровье и вводит в активное долголетие, нор¬мализует костную, нервную, эндокринную, пищеварительную системы. Благодаря прямо-хождению происходит глубокое сотрясение – очищение клеток внутренних органов, по¬этому человек дольше живет. В газете ЗОЖ сообщалась о 105-летнем старце, который по¬стоянно обходит вокруг дома, накручивая до 5 км в день в любую погоду. Известный фи¬зиолог Амосов рекомендовал ходить не менее 8 тысяч шагов в день. В 2006 году христи¬анка Варвара Алексеевна Гущина 1924 года рождения, хождением внутри квартиры по солнцу, выполняя рекомендации академика Амосова (8000 шагов в день) за 6 месяцев до¬билась существенного улучшения – кожа лица приобрела здоровый вид, осанка выпрями¬лась, глаза заблестели, она укрепилась в служении Господу. Хождение – эффективное средство лечения и профилактика от болезней. Смиренномудренная рассудительность Среди учёных ходит жизненный анекдот: над входной дверью лаборатории Нильса Бора висела подкова. Когда у него спросили, верит ли он в подкову, он ответил: «В подкову я не верю, но говорят, что это работает». Заметим, что подкова по форме близка к радуге, а радуга есть знамение благоволения Божия: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею… и между всякою плотью, которая на земле» (Бытие 9: 13, 17). Увы, нашим православным и прочим учёным часто не хватает смиренномудренной рассудительности великого физика Н.Бора по отношению к народной живой практике. Хранитель благочестия – народ Восточные патриархи в послании к Папе Пию IХ (1849) пишут «У нас ни патриархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самоё тело Церкви, то есть народ церковный, который всегда желает содержать веру свою неизменной и согласный с верой отцов своих» (Христианство, т.2, с.379). Именно к практике исполнения заповедей и передачи практического опыта другим призывал Господь наш Иисус Христос: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Мф. 5:19), см. также Мф. 7:24-27, Лука 6: 47-49, Мф. 5:20, 5:16, 23:3 и т.д. Раб Бога Вышнего Сергий, Митрополит Царскосельский

Литература:

Библия. Издание Московской Патриархии с синодального издания 1912 г. Москва, 1968 г. Библия толковая, или Комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П.Лопухина. Петербург, 1904-1913 в 3-х тт. Ардов Михаил (протоиерей) Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни. Москва. Собрание, 2006. Арсений, епископ Уральский. Краткий практический устав. Уральск, 1908. Афанасьев А.Н. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Ч.1-3. М., 2000. Брейшит. Изд. ГЕШАРИМ. С классическим комментарием «Сончино». Москва.1994. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М. 1978. Зеленин Д.К. Описание рукописей учёного архива имп. Русского географического об-ва. 1914-1916. Игумен Никон (Воробьев) Нам оставлено покаяние. Москва. 2002. Клеман Оливье. Истоки. Пер. с фр. ИП «Путь». 1994. Настольная книга священнослужителя, т.3. Издание МП, Москва, 1979. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. Изд.7-е испр. С.Петербург, 1907. Подосинов А.В. Литургическое движение в сакральном пространстве: об античных истоках восточно-славянской обрядности. 2004. Плотникова А.А. Окуривание. В изд. Слав.древности. III, 2004, с.541-545. Серебрянников В. Похоронные обычаи и причитания по умершим у крестьян Стряпунинской волости Оханского уезда Пермской губернии. Пермь, 1918. Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев… Москва. Ковчег. 2006. Толстые Н.И. и С.Н. К семантике правой и левой стороны в связи с другими семантическими элементами. В изд. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974. Успенский Б.А. Крест и круг. Москва. Языки славянских культур. 2006. Христианство. Энциклопедический словарь. Москва. БРЭ. 1995. Полный список цитируемых источников, в т.ч. на иностранных языках, см. в Обстоятельной книге Успенского Б.А., 2006, с.369-438.