Царственное смирение
«Сотворённость по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента рождения» Св. Григорий Нисский «Об устроении человека».
«Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками, Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь!» Откровение, 1,5-6.
Наш дух жаждет великой любви
…«…жизни сладостные тайны обнимают всё творенье, этот мир – стихотворенье об одной Любви безкрайней…» Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) с.560.
«Познай, как Творец возвеличил тебя превыше всякой твари. Небо не есть образ Божий, ни луна, ни солнце, ни красота светил и ничто другое из того, что может быть созерцаемо в творении. Только ты был создан образом Бытия, превосходящего всякий разум; подобием нетленной красоты, оттиском истинного Божества, воспреемником блаженства, печатью подлинного света. Когда ты обращаешься к Нему, то становишься тем же, что и Он… Нет ничего сущего, что могло бы сравниться с твоим величием. Бог может пядью измерить всё небо. Земля и море заключены в Его горсти. И хотя Он так велик и держит всё творение на ладони Своей руки, ты способен заключить Его в себе, Он живёт в тебе и не испытывает стеснения, пребывая в твоём существе, – Он, сказавший: «вселюсь в них и буду ходить в них».(2-е Кор. 6,16. Григорий Нисский, 2-я гомилия на Песнь песней).
Царственность в видимом мире возлагает на нас ответственность, превосходящую наши силы. Проявить верность ко Господу во всём, даже в самом малом мы можем только, со всем усердием прилепившись и смиренно покорившись Всесильному Богу.
«Всё мы, люди, представляем образ Божий. Но подобны Ему лишь те, кто по великой любви прилепился к Богу своей свободой». (Диодох Фотикийский, Гностические главы, 4).
Господь снисходит к немощным
К нам, ещё не уподобившимся Богу, ещё не прилепившимся по великой любви к Нему, Господь снисходит заповедью послушания кесарю и заповедью возлюбить ближнего как самого себя – подобно спасительной первой заповеди о великой любви ко Превосходящему Красотой, Славой, Милосердием, Силой и Премудростью.
В Святом Евангелии Господь наш Иисус говорит: «Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божье – Богу» (Мф., 22,21, Мк, 12-17, Лк, 20-25). Известно, что на динарии изображали императора Тиверия и надпись: «TI CAESAR DIVI AVG F AVGUSTUS, т.е. Тиверий, кесарь божественного Августа сын, Август. Иисус потому и спрашивает: «Чьё это изображение и надпись?» (Мф.22-20), что в надписи на монете есть претензии на божественные почести человеку, чтобы ответить в том смысле, что служение кесарю как человеку не препятствует истинному служению Господу Богу (Толковая Библия (далее ТБ), т.3, с.343).
«…слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»: иной большей сих заповеди нет”. (Мк, 12, 29-31). Полезно знать, что Израиль имеет следующие эквиваленты на русском языке: «Бог борется, правящий силой Бога, князь (царь Божий), водимый Богом», но не профанное «Боровшийся с Богом» (ТБ, т.1, с. ).
В переводе семидесяти толковников в стихе Бытия 32-28 читаем: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь» – звучит противно духу Библии. Сравним это с массаретским текстом (Брейшит, 32-29) «не Иаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль: ибо ты состязался (буквально: боролся за власть) с ангелом и людьми и одолел». Очевидно, что не тот, кто мнит бороться с Богом, а наоборот, покоривший себя Богу и есть непобедим. Поэтому «слушай, Израиль» – это обращение к покорившим себя Царю Царей, наставникам, Им поставленным, служащих ближнему своему.
Благословение всем, верующим в Единого
Перед смертью, старец Израиль благословил младшего и старшего сынов Иосифа КРЕСТООБРАЗНО и прорек, что младший будет больше старшего, ибо от него произойдёт многочисленный народ. Никто не может опровергнуть, что младший сын знаменует христиан и мусульман, как младших по происхождению и более многочисленных, чем иудеев, которых олицетворяет старший сын. А крест, который воспроизвёл обеими руками Израиль, пророчески знаменует Христа, родоначальника христиан.
«И взял Иосиф обоих сыновей своих, Ефрема в правую свою руку, против левой Израиля, а Манассию в левую, против правой Израиля, и подвёл к нему. Но Израиль простёр правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением он положил так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую до сего дня, ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; и да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли. И увидел Иосиф, что отец его положил свою правую руку на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить её с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: «не так, отец мой, ибо это – первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдёт народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ». (Бытие, 48, 13-19).
Патриарх Израэль, водимый Богом, благословляет всех потомков Авраама. А миродержитель, князь века сего и его служители, разделяют и соблазняют верующих во Единого Бога.
Ложь разделяющих
Царственное смирение противостоит разделению людей, приходящему от миродержителя века сего. Служители князя мира сего ссылаются на слова Иисуса: «Ваш отец дьявол», коварно скрывая, что слова эти сказаны о них самих, чтобы сеять разделения и ненависть среди ближних. Приведём полностью слова Иисуса: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи». Иоанн, 8, 44). Очевидно, что Господь раскрывает внутреннюю сущность дьявола, а также соглядатаев, доносчиков и пославших их жрецов, руководствовавшихся плотским мудрованием. Господь пророчески обличил диавольские намерения этой двуличной кучки людей. Эти люди даже пытались побить Иисуса камнями. Но при чём здесь народ Божий? Господь любил и жалел простой народ: «Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря и начал учить их много» (Мк, 6,34), (Мф,9, 36).
Царственное смирение староверов
Известен страшный факт, что больше всего христиан погибло от рук самих христиан. Руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко в феврале 2007 года признал, что «…раскол с середины 17-го века на самом деле был формой гражданской войны, навязанной династией Романовых при поддержке продажного клира против большинства русского православного населения». Русский народ пошёл на мучения, чтобы смиренно защитить от попрания православную веру отцов. И в остальном верой и правдой служил своему священному Отечеству.
Мало следовать за собором РПЗЦ, в покаянии за репрессии старообрядцев, мало признать правду веры отцов, надо этот царственно-смиренный остаток Святой Руси бережно сохранить как закваску благочестивой веры и нравственности для будущих поколений.
Царственное смирение женщины
Другим примером высокого царственного смирения является современная православная женщина, которая, не имея церковного права поучать мужа, сохраняет брак с ним, не желающим слышать о святости православной церкви и её таинств, преодолевает языческий семейный уклад с неимоверными житейскими трудностями перестройки, чтобы воспитать детей в правилах православной веры.
Избранный остаток
Первоверховный апостол Пётр, которому в видении троекратно голосом с неба было открыто «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян, 9,11), этот апостол сказал: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян, 10, 34-35). Итак, есть приятные Богу среди великого множества людей: богатых и нищих, правителей и воинов, чиновников и домохозяек, целителей и священнослужителей, религиозных и объявляющих себя не религиозными. Господь везде имеет избранный остаток.
Царственное смирение Первосвятителя
Поразительный пример царственного смиренного служения православному народу являет полковник в запасе Советской Армии, ныне Богом увенчанный Саном Архиепископа Московского Митрополита Всероссийского Святейшего Первосвятителя Истинно Православной (Православной Российской) Церкви Рафаила (в миру – Мотовилов Л.С.).
При исполнении своего священного воинского долга перед Отечеством, он получил тяжелейшие множественные ранения, которые воистину Промыслом Божиим не стали причиной его гибели. Смиренно претерпев длительное лечение, оставшись инвалидом первой группы, этот мужественнейший человек посвятил себя служению страждущим и оставшимся без попечения не только родных и близких, но и государства.
Познав, за полтора года лечения, тяжелейшие муки от ран и болезней, ещё оставаясь в рядах армии, Прокопьев Л.С. изучил народную медицину народов Советского Союза, а также, по переводам Академии наук СССР, смежных стран, в том числе и тибетскую. После этого он стал эффективно лечить людей. За достигнутые высокие реальные результаты целительской деятельности он был удостоен звания вице-президента Народной Академии наук. У него есть множество учёных степеней и наград, о которых он скромно умалчивает.
Лечебный центр, созданный им в Москве, по ул.Радио, он со временем перестроил в православный храм во имя архангале Рафаила (исцеляет Бог), а разорённый дом отдыха в пос. Денежниково Раменского района Московской области отстраивает заново, как Свято-Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь.
Человек чрезвычайно устремлённый и волевой, неустанно трудится во славу Божию по пятнадцать часов в день, что красноречиво подтверждает расписание богослужений в дни приёма, которое начинается в пять утра.
В отдельные дни бывает свыше 70 человек болящих. Святейший Рафаил не только индивидуально принимает каждого, но и совершает таинство исповеди по древнему чину. У него всегда много исповедников и причастников, у него свыше двухсот духовных чад.
Он регулярно, каждый день, совершает Богослужение и проповедует на каждой литургии; возглавляет Священный Синод, Высший Церковный Совет, издательскую деятельность Церкви, является священноархимандритом Денежниковского Свято-Иоанно-Предтеченского и Островского Свято-Троичного монастырей.
Он один работает так, что и десять здоровых мужчин не управятся, и систематически подвергается оболганию, оклеветанию, различным нападкам, тайно инспирированным недругами, достигшими высших званий в церковной иерархии в годы воинствующего атеизма. Не тот сеет атеизм, кто сомневается в бытии Господа, а тот, кто присваивает себе прерогативы Бога из корыстных целей.
Церковь должна чистить свою главу, прежде того, как общество могло бы доверить ей окормление молодёжи, силовых структур и так далее. Конечно, отдельные православные истинно верующие, как простые, так и священники и епископы, приносят огромную пользу обществу. Но их очень мало. Их надо выращивать, оградив от лицемерия и лжи. Увы, преследования и оболгания Его святейшества, равно как и ложь на правду веры подвизавшихся до раскола русских святых, указывают, что священноначалие РПЦ ещё не готово играть позитивную роль в обществе, что в нём ещё господствуют деструктивные для церкви и общества силы.
За царственное смирение Бог исцеляет!
Важность смиренного воздаяния наивысшей чести Богу было очевидно святым отцам, так, Григорий Богослов, Назианзин, вселенский учитель, константинопольский патриарх, председательствующий на Втором Вселенском Соборе (381г.) в день Святой Пасхи указал на исцеление Богом смиривших себя пред Ним: «Идущий поначалу множеством путей… в конце концов испытал нужду в более действенном средстве исцеления обостряющихся недугов… Из которых первый и последний – идолопоклонство, переносящее на тварь поклонение, подобающее лишь Творцу (Григорий Назианзин, слово 45 на Пасху, 9).
Царственность малых дел
Царственное смирение – укореняется, когда есть твёрдое стремление не согрешать в самых маленьких и лёгких делах. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) учил: «Именно через малые ежедневные поступки укореняется в человеке жизнь высшая, воля светлая, желание доброе, сердце справедливое и чистое, любовь нелицемерная. «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам: не потеряет награды своей. (Мф, 10, 42). В этом слове Господнем высшее выражение важности малого добра. Лучшие в жизни дела всегда во имя Господне… Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра… От малого происходит великое, «верный в малом будет способен быть верным в великом».
Смиренная царственность возрастает от малых, простых, лёгких, ничего нам не стоящих, но искренних слов, дел, мыслей и чувств.
Лёгкий путь спасения
Преподобный Амвросий Оптинский (†1891) на вопрос «как жить?» ответил: «жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всё моё почтение», т.е. не принимать приходящие извне помыслы уныния, осуждения и почитать в ближнем Образ Божий. Ему вторит русская народная мудрость: неосуждение – без труда спасение.
Смиренная царственность не только самый лёгкий, короткий путь спасения, но надёжный путь к безконечной наивысшей цели творения: достижения совершенства «друга Божьего, разделяющего Его блаженства». (Св. Григорий Нисский). Смиренные царственно водимы Богом и «…будут царствовать во веки веков». (Откр.22,5).
Митрополит Сергий, архиепископ Царскосельский,
викарий Московской епархии ИПЦ