1918. Июль-сентябрь

1918. Июль-сентябрь

Заседание ВЦИК под председательством Свердлова, одобрившее расстрел Николая Романова, имевший место «16 июля в Екатеринбурге», «ввиду опасности приближения чехословацких войск».
Принятие окончательного текста Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики.
Известия 1918, 19 июля, №151

6/19 июля
Резолюция Патриарха Тихона на протоколе совещания Соборного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем Императоре Николае II:
«Благословляю Архипастырей и пастырей молиться о сем на местах».
Плаксин

8/21 июля
Сообщение прот. П.Н. Лахостского Собору о слове, произнесенном после литургии в Казанском Соборе Патриархом Тихоном, за-писанном Лахостским и просмотренном Патриархом, — по поводу убийства Николая Романова:
«Счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твердо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренне сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается, как нечто законное.
Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского Областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим.
Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией.
Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе… (многоточие в тексте — Л.Р.) и вдруг, он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-либо вину, а за то только, что его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние — уже после расстрела -одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может и мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие е» (е — его, на церковно-славянском — Л.Р.)».
Николай Алексеев (видимо, псевдоним — Л.Р.) по поводу канонизации царской семьи:
«Единственный подлинный Царь — Иисус Христос, и существование христианских монархий в константиновскую эпоху явля-лось, по сути дела, компромиссом. Но ведь вся наша жизнь есть компромисс с языческим (т.е. природным) началом, предпринятый с целью христианизации и конечного обожения, преображения этого начала. Можем ли мы отказывать государственности в попытках быть нравственной, христианской? Были и цари-мученики, и святые короли, и князья-подвижники.
…Царь был убит не просто как «ненавистный самодержец», в каком случае его кровь точно так же оставалась бы на убийцах и их наследниках, но в том числе и именно как помазанник Божий. Иначе говоря: цареубийство всегда, а в российском случае особенно, а для «марксистов» тем более, является актом не только и не столько политическим, сколько атеистическим.
Именно в России, где царь традиционно-исторически полугласно считался главой Церкви, убийство помазанника Божия постепенно обретало для крайних групп символ убийства Того, Кто его помазал. Цареубийство вообще есть прототип убийства Бога.
И ведь большевики готовились к цареубийству еще задолго до революции; уже тогда этот вопрос был для них принципи-альным: решаться или нет, осмелиться или не осмелиться. Сохранились воспоминания В.Д. Бонч-Бруевича о восхищении Лениным нечаевщиной:

«Нечаев умел свои мысли облекать в такие потрясающие формулировки, которые оставались в памяти на всю жизнь. Достаточно вспомнить его ответ в одной листовке, когда на вопрос «кого же надо уничтожить из царствующего дома?» Нечаев дал точный ответ: «всю великую ектению». Да весь дом Романовых! Ведь это же просто до гениальности!»
…Убийство Николая II и его семьи (и последующие убийства всех находящихся в пределах досягаемости представителей дома Романовых) действительно есть черная месса большевистской революции. И чем более «обыденно» она была проведена, тем более становится она черной мессой. Конечно, царь и его семья (и слуги) — лишь одна из миллионов семей, уничтоженных большевиз-мом и коммунизмом в России за последующие шесть десятилетий. Но для того и уничтожена эта семья, чтобы показать себе самим и всему миру, что большевики могут уничтожить ради своих целей и уничтожат, если будет нужно, любую семью и любое число семей. И в этом смысле, сострадая этой конкретной семье, мы сострадаем всей России, всем российским — великоросским, украинским, еврейским, балтийским, кавказским, тюркским — семьям, чей священный домашний очаг осквернен и разрушен злом века сего вообще.
Убийство царской семьи есть знамение времени, есть в каком-то смысле предвестье и прообраз той кровавой жатвы, которая наступит затем в России… Николай II, его жена, дети и слуги являются как бы первыми сознательными страдальцами за русскую землю. Сам Николай был Божиим помазанником и все они лично были глубоко верующими людьми и пытались выполнить свой христианский долг, как они его понимали. А царь всерьез относился к своему христианскому и монаршему долгу. Если учесть, что столь же серьезно он относился, был вынужден относиться к идее конституционной монархии, то не в этом ли ключ к его неуверенности и постоянным колебаниям? Легко ли одновременно исповедовать теорию «Москва — Третий Рим» и признавать правоту конституционализма. Тем более, что теория эта есть соблазн, а признание конституционализма вынужденное. Николай II осознавал себя помазанником Божиим, христианским кесарем; он разрывался между ответственностью своей харизмы, тяжесть которой чувствовал на себе, и объективно неизбежным и прогрессивным парламентаризмом. Он хотел быть Белым Царем, но Россия смогла ему дать лишь псевдо-Самуила. А общество, все более «европеизируясь», шумело, росло, усложнялось, требовало — и справедливо — обычных западных свобод и принципов.
…Представление Николая II о свой харизме было романтическим. Он, рискуя собственным авторитетом, желал становиться во главе войск, после ходынской трагедии хотел удалиться в монастырь и т.д. На деле же, первой заботой и долгом христианского царя было одно — созыв Собора, создание независимой свободной Церкви, восстановление патриаршества, вообще работа по оздоровлению церковного организма.Ведь харизма царя мыслится как харизма защитника и покровителя данной национальной Церкви, но не такого, который стоял бы над Церковью, а такого, который находится в Церкви.
Можно сказать так: задачей Николая II и смыслом его царствования было а)закончить освобождение крестьян, начатое его великим дедом; б) осуществить введение в России конституционно-парламентского строя; в)восстановить патриаршество и церковную свободу. Все эти пункты равноценны по своему значению; невыполнение одного из них сводит на нет выполнение двух остальных. И если первые два пункта были близки к осуществлению (Столыпинская реформа, конституционные начала, Дума, Союз земств и городов — «Земгор»), то последний пункт оставался невыполненным. А он-то и был самым главным. Ибо нации, лишенной духовного стержня, не поможет никакой парламентаризм, никакое «прямое, всеобщее, равное»… А религия есть единственно возможный подлинный духовный стержень народной и государственной жизни». Николай Алексеев. О канонизации Николая II и его семьи. Москва, декабрь 1981\\ Вестник РХД 1982, № 136. Стр. 224-241.
Михаил Назаров об акте цареубийства:
Грех революции усугубился грехом цареубийства. Даже после формального отречения, вырванного у Царя обманом и револю-ционным насилием (и потому юридически и канонически ничтожного, как и отречение за несовершеннолетнего Царевича), Николай II все еще оставался Помазанником Божиим — этого качества, получаемого через особое церковное таинство, его никто лишить не мог. Поэтому в Екатеринбурге убили не «гражданина Романова» (как приходится слышать по сей день), а Помазанника, и это имело ис-торически-переломный, ритуальный смысл для всего мира — независимо от того, сознавали это или нет убийцы, ввергнувшие человечество в предапокалипсические времена. …
Независимо от того, будут ли найдены новые доказательства, ритуальное значение убийства Помазанника Божия несомненно. В духовном плане случайностей не бывает — не случайно и то, что Царская семья приняла мученическую кончину в день памяти первого русского самодержца, св. благоверного Князя Андрея Боголюбского (также убитого в результате заговора с участием иудеев). И если суждено России возродиться — то лишь после осознания этого подвига Царя-Мученика и смысла всего XX в. Как сказал преподобный Оптинский старец Анатолий в 1917 г.: «Судьба Царя — судьба России. Будет радоваться Царь — радоваться будет и Россия».
Вспоминается и сон св. прав. Иоанна Кронштадтского в 1908 г.: «… Трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло…». После чего Царь-Мученик предстал о. Иоанну и сказал, что «пострадал за всех христиан», но — «могилы моей не ищите, — ее трудно найти…» («Православная Русь», 1952, № 20). Михаил Назаров. «Тайна России», 1999г.

Михаил Назаров об Актах о канонизации Николая II РПЦЗ и МП: «В числе Новомучеников юбилейный Собор 2000 года просла-вил и Царскую семью. Следует напомнить, что царственные мученики были прославлены Русской Зарубежной Церковью еще в 1981 году по просьбам из России и в последние годы почитались таковыми большой частью церковного народа МП». (Мы имеем досто-верные сведения, что решающим толком к ускорению процесса канонизации в РПЦЗ послужила публикация книги «Трагедия Русской Церкви. 1917-1945». Париж. Имка-пресс. 1977. — Л.Р.)
В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь-Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» — что и стало причиной его убиения вместе с семьей. В службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людям, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за нород свой, якоже ренк еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».
Прославление же Царственной семьи Архиерейским Собором МП, к сожалению, не стало присоединением к такому духовному смыслу этого Акта. Оно произошло после долгих колебаний и вопреки воле большинства архиереев … и стало для них лишь компромиссом с нараставшим давлением православного народа снизу. В документах Собора Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» и вместе с семьей кротко перенесший страдания, подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» — без упоминания жертвенной сути его подвига. М. Назаров. Вождю Третьего Рима. М. 2005. С. 851-852.
Из Акта Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века:
3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке. Сайт «Царь — мученик Николай II».

М.Назаров по поводу ритуального характера цареубийства: «Комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл царе-убийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемирный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мирового порядка антихриста». (Такого утверждения нет и в Акте РПЦЗ о канонизации — Л.Р.). М.Назаров. С.852.
Еврейская антидиффамационная лига об акте канонизации 2000 года:
Антидиффамационная лига выражает надежду, что решение Русской православной церкви о канонизации Николая II и членов его семьи будет способствовать развенчанию бытующего среди определенной части верующих и священнослужителей антисемитского мифа о риуальном характере убийства Царской семьи. Для еврейской общины не может пройти незамеченным тот факт, что в процессе изучения возможности канонизации последнего императора комиссия РПЦ сняла с повестки дня вопрос о ритуальном убийстве… Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу православных мирян и священников. М.Назаров. С.852 со ссылкой на: Международная еврейская газета. М.2000. № 30. (М.Назаров приводит эту цитату для доказательства того, насколько отсутствие тезиса о ритуальном убийстве служит делу еврейской «мировой закулисы»- Л.Р.)

9 /22 июля
Принятие Украинским собором Положения о временном высшем управлении Православной церкви на Украине «на началах автономии… в канонической связи с патриархом Всероссийским», за которым оставляются следующие права:
утверждать и благословлять Киевского митрополита; принимать жалобы на последнего, обладая правом высшего апелляци-онного суда над епископами украинских епархий; благословлять созыв церковных соборов на Украине; утвердить Положение об управлении Православной церкви на Украине.
«Имя патриарха Всероссийского возносится за богослужением во всех храмах Православной церкви на Украине».Поспеловский. Стр.47.

15/28 июля
Внесение гроба с останками еп. Гермогена в Тобольский кафедральный собор.
Проповедь с паперти при встрече гроба прот. Владимира Хлынова:
«…Второй раз пришлось приветствовать тебя при вступлении в этот, дорогой для тебя, наш кафедральный собор 6 декабря минувшего года, когда ты явился в наш тихий город Тобольск из Москвы после неслыханной, небывалой еще в истории России братоубийственной бойни между так называемыми большевиками с одной стороны и лучшей частью русского общества в лице самоотверженно настроенной интеллигентной молодежи с другой. Тогда ты обратился к нам с горячим призывом к миру и в знак того, что твои слова не пустой звук, ты тут же дал нам поразительный пример братского примирения. О, как глубоко растрогала нас эта душу потрясающая картина истинно христианского, истинно братского примирения!
…По поводу мученической кончины нашего дорогого Архипастыря наша совесть ставит перед нами очень острый, жгучий во-прос: за что?.. За что так жестоко пострадал этот молитвенно настроенный старец, этот талантливый проповедник, этот замечательный человек нашего времени?
О, дорогие братие! Если мы вдумаемся в этот вопрос, то несомненно решим его в том смысле, что наш дорогой Архипастырь пострадал за нас, явившись жертвою за наше неустройство, за наши беспорядки, за все зло и за всю жестокость переживаемого нами времени. Разве мы не видим, что настала полоса в нашей жизни, когда неизбежными становятся человеческие жертвы? Разве мы не слышим, не знаем и не читаем, какими широкими потоками уже в течение целого года лилась и до сего времени льется человеческая кровь на всем пространстве обширной матушки Руси? Разве мы укажем, разве мы назовем хотя бы один город, где бы не было пролито человеческой крови, где бы не было принесено человеческих жертв кровавому Молоху революции?
…Эта кровавая участь, эта доля явиться жертвою, эта необходимость воспринять мученический венец выпала на дорогого для нас Владыку Гермогена… К нему в полной мере приложимы слова пророка: «Он дал душу свою в избавление за многих»… Он принес себя в непорочную, чистую жертву и этим заставил содрогнуться человеческие сердца от кошмарного зрелища той сатанинской злобы, жертвою которой он пал. Он до наглядности очевидно убедил в том, что нельзя, что некуда идти дальше по пути человеческого озлобления, что необходимо осмотреться, остановиться, покаяться и твердо встать на путь всяческого исправления — и нравственного, и экономического, и государственного — словом, исправления народного, чтобы вновь зажить не звериною, а человеческою жизнью, чтобы кончилось бессмысленное зверское самоистребление русских людей, сменившись братскою любовию и взаимною поддержкою…»
Тобольские Еп. Вед. 1918, № 21-22, стр. 350-355

20 июля/2 авг.

Торжественная панихида в Тобольском Кафедральном соборе по еп. Гермогену.
Из проповеди свящ. Ильи Фокина.
«…Выросло зло в нашей жизни, расширилось, заполнило собою все. Дерзко вознеслась к небу Вавилонская башня современной гордыни, неверия, богоборства и себялюбия. И обрушились удары назревшего зла на хранительницу истины — Церковь Христову, и потребовались от Нее жертвы великие, лучшие, святые.
Потребовалось искупление смрада и греха нашей жизни, великое очищение ее страданием и даже кровью лучших сынов Церкви Божией. И вот пролилась кровь праведников, и праведники взошли на Голгофу и приняли тяжкие муки за спасение и возрождение всех. И когда они взошли на эту Голгофу и выпили до самого дна чашу искупительных страданий, то тем самым и дали нам великие, навеки незабвенные и яркие уроки. А мы, если не умерли духовно, если есть слух и слышание у нас, — должны понять и усвоить эти уроки, с Голгофы современных мучеников нам принесенные. Ибо не понявши их, умрем духовно, погибнем нравственно, явим пример пустыни бесплодной, неисправимой жестоковыйности и конечного падения. Тогда скажется нам последнее и страшное:
«Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38), тогда сгинет Святая Русь и останется звериное царство диких злодеев.
…Перед гробницей мученика — кайся же во грехе противления Богу, православная Русь! Пролей свои слезы, народ побивающий камнями своих пророков и апостолов, «найдя себя в себе», позная свои неправды, отрекись от своих заблуждений языческих!
«…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28), — гласит навеки слово Христово. На костях и страданиях возросла Вселенская Церковь и «кровь мучеников была семенем христианства!»
Яркие цветы и зелень на этом гробе мученика — показательный символ вечной жизни, они свидетельствуют, что жизнь жительствует, что «свет во тьме светит и тьма его не объяла» (Ин. 1:5).
…Так оставим же, христиане, оставим все «крест, яко ярем вземши», печаль и уныние: Церковь наша жива. Церковь наша сла-вится новыми мучениками, в ней подлинная жизнь духа, в ней одной Путь, Истина, вечная Правда!
А те, которые как наш святитель-мученик, пришли, по слову Откровения, от великой скорби, те, которые омыли и убелили одежды свои кровью Агнца, что же они? Они, по слову Откровения, за это пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 8: 14-17).
Вот их награда на небе. А на земле им всяческая любовь, вечная преданность их слову и учению, на земле им вечная, вечная память!» Тобольские Еп. Вед. 1918, № 21-22, стр. 362-367
Июль?
Обращение к пастве епископа Томского Анатолия о новых мучениках:
«…В Ветхом Завете Господь установил жертвы. В жертву умилостивления за грехи человеческие приносились непорочные жи-вотные. Кровь этих животных, вместо крови человеческой, являлась очистительным приношением. Господь наш Иисус Христос пролил Свою собственную кровь за грехи всего мира и, приняв крестное страдание и смерть, явился искупительною жертвою за грехи всего мира.
Ветхозаветные агнцы являлись только прообразом сего непорочного и чистого Агнца. Он искупил человечество от греха, про-клятия и смерти, показав пример, путь и нам для борьбы со грехами человеческими и злом. Весь мир, по апостолу, лежит во зле, и грех царствует в нем. Только путем крестным, путем борьбы и страданий и даже смерти достигается победа над ними. Всегда побеждающая мир — есть только вера наша.
Никогда зло и грех, которые есть беззаконие, не поднимали так высоко головы своей, как в наши дни. Удивительно ли, что потребовались агнцы искупления и кровавые жертвы и из нашей среды. Эти жертвы являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей… Все наше отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.
…Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами и они закланы быша, яко же агнцы. Наш долг пред ними — молиться. Мы все должники перед ними…» Тобольск. Еп. Вед. 1918, № 18-20, стр. 271-274

26 июля/8 авг.
Послание Патриарха Тихона «ко всем верным чадам Православной Российской Церкви» с призывом к всенародному покаянию в грехах в наступающие дни Св. Успенского поста:
«Возлюбленные о Господе братия и чада!
Долг архипастырской любви, объемлющей болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает Нам снова обратить к вам Наше отеческое слово.
Вместе с вами Мы страждем сердцем при виде непрекращающихся бедствий в Нашем Отечестве; вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поядающий землю нашу.
Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает Наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее.
Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние?
Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос.
Грех, тяготеющий над нами, — скажет она вам, — вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и зло-ключений.
Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову про-рока, отнял у нас и посох и трость и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прзорливого старца (Ис. 3:1-3).
Грех помрачил наш народный разум и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов. 12:25).
Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших.
Грех тяжкий, нераскаянный грех — вызвал сатану из бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь.
О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями, — помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов, поругание храмов и святынь и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира.
Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты великодушный и радостный совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду.
И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы.
Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу?
О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает Нас в трепет. Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы и младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России.
..Когда услышите печальный звон церковных колоколов, знайте, что настало время покаяния. Отложите тогда житейские заботы и попечения и спешите в Божий храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих, чтобы восскорбеть печалью вашею перед лицом нашей Заступницы Усердной и всем сонмом великих угодников Божиих.
Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветает снова плодами духа.
Господи Человеколюбче! Прими очистительную жертву кающихся пред Тобою людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и духом владычним, духом силы и крепости утверди нас.
Воссияй в сердцах наших свет Твоего Разума и посети вертоград сей и соверши и («и» — его: церк.-сл. оборот — Л.Р.), его же на-сади десница Твоя. Аминь». Томские Еп. Вед. 1919, № 10

28 июля/10 авг.
Определение Собора о Местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение, в отличие от чрезвычайного постановления от 25 янв./7 фев. 1918 г. — Л.Р.).
«По освобождении патриаршего престола», он председательствует на Соборе. Члены Церк. Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из числа присутствующих членов Св. Синода. Местоблюститель созывает Собор для избрания Патриарха и председательствует на Соборе. В период междупатриаршества во всех храмах возносится моление о Местоблюстителе и о Св. Синоде.
Опр. и Пост. Вып. 4, стр. 7-8
31 июля/13 авг. Определение Собора о порядке избрания Святейшего Патриарха:
«В трехмесячный срок по освобождении патриаршего престола созывается Собор. Тайным голосованием в два этапа избираются три кандидата в Патриархи, после чего избрание совершается жребием. (Выделено мною — Л.Р. Избрание по жребию принято Собором как норма церковного права). В случае единогласного избрания жребий не применяется». Опр. и Пост. Вып. 4, стр. 3-6

3/16 авг.?
Заявление членов Собора по поводу открытия отдела воссоединения христианских церквей.
«Освященный Собор Православной Русской Церкви, собравшийся и работающий в таких исключительно тяжких для всей христианской церкви условиях, когда волны неверия и безбожия грозят самому существованию христианской церкви, взял бы на себя огромную ответственность перед историей, если бы не поднял вопрос о соединении христианских церквей и не дал бы этому вопросу соответствующего направления в тот момент, когда огромная опасность со стороны неверия и безбожия угрожают не одному какому-либо христианскому исповеданию, а всему христианству.
Задача отдела — подготовить материал для решения настоящего Собора по этому вопросу и дальнейшего направления дела в период междусоборный». Орловские Еп. Вед. 1918, № 5

2/15 авг.
Определение Собора о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду:
«1.Лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и по форме, не могут быть вос-становлены в сане.
2.Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными». Опр. и Пост. Вып. 4, стр. 45

2/15 авг.
Определение Собора о признании недействительным лишение сана священнослужителей по политическим мотивам; применение этого положения к арх. Арсению Мацеевичу и свящ. Григорию Петрову.
Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой, но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность и чтобы не стремился вредить Церкви своей политической деятельностью.
Изложение определения: 1.Снычев, п. 12 2. Польский, т. 2, стр. 46

13/26 авг.
Определение Собора о восстановлении дня памяти всех святых Российских. Опр. и Пост. Вып. 4 стр. 27
30 августа
Покушение на В.И. Ленина, который вследствие тяжелого ранения на время отходит от дел.

17/30 авг.
Опубликование инструкции Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви». Инструкция лишает духовенство всех прав по управлению церковным имуществом и объявляет «двадцатки» мирян единственно правомочным органом на получение от государства в аренду культовых зданий и церковного имущества:
«Необходимое число местных жителей, получающих в пользование богослужебное имущество, определяется местным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов, но не может быть менее 20 человек».
Поспеловский о реакции Собора на это постановление:
«Реформы реформами, а настроения, мышление своим чередом. Так, опубликование 30 августа (н. ст.) инструкции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Наркомата юстиции, которая окончательно лишила духовенство всех прав по управлению церковным имуществом и объявила «двадцатки» мирян единственно правомочным органом на получение от государства в аренду культовых зданий и прочего церковного имущества, вызвало бурю на Соборе.
Духовенство, особенно епископат, заволновалось, что передача всех прав мирянам приведет к проникновению в церковные общины атеистов, проходимцев, случайных элементов и оппортунистов, которые будут разлагать Церковь изнутри.
Эти опасения отражали характерные черты клерикалистского недоверия к мирянам. И их рассеял мудрый (выражение Поспеловского — Л.Р.) митрополит Сергий (Страгородский), только что вернувшийся из поездки в свою Владимирскую епархию. Обвинив братьев-епископов в том, что «мы всегда приходим через пять минут после ухода поезда», Сергий указывал, что в условиях богоборческой власти и разворачивающихся кровавых гонений только совершенно преданные Церкви миряне согласятся пойти на подвиг взятия храма на свою ответственность у государства.
Члены «двадцаток», говорил он, будут первыми, на которых власть обрушит свои гонения. Он призвал епископов вместо бесконечных словопрений на Соборе отправиться на епархии и заняться выработкой местных инструкций по применению новых законов.
Жизнь не ждет. Тянуть нельзя.
«Вчера я служил в соборе, говорил митрополит Сергий, и настоятельно призывал прихожан не медлить, подавать заявления и брать храмы на свою ответственность… дело в том, чтобы в трудные для Церкви минуты ее храмы и имущество взять на поруки».
И выступление митрополита Сергия побеждает, успокаивает Собор. Немалое влияние оказало и выступление профессора Карташева в ответ на сетования епископата и многих иереев на пассивность мирян, на то, что они не выступают массой в борьбе за Церковь, не противостоят атаке воинствующего атеизма. Карташев говорит, что к бою призывать нельзя, так как полагаться можно только на свои силы, на силы православного народа, который в прямой бой не вступит. Но когда власти начнут нападать на конкретные приходы, тут церковный народ каждого такого прихода встанет грудью на защиту его.
«Если иноверные агенты власти и неверующие войдут в храм в шапках, войдут в алтарь, будут руками трогать престол, священные сосуды», тут народ встанет и будет готов умереть за свои святыни. Как мы знаем, эти слова окажутся пророческими, особенно во время акции по изъятию церковных ценностей в 1922 г.» Поспеловский стр. 59
Август
Распоряжение Патриарха Тихона епископу Кременецкому Дионисию (в Польше) образовать новую Полесскую епархию. А.К. Свитич. Стр.93

21 авг./З сент.
Определение Собора о порядке прославления святых к местному почитанию:
«3. Для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его.
5. При проверке чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений.
6. Свидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необязательно… » Опр. и Пост. Вып. 4, стр. 25-26

2 сентября
Постановление ВЦИК: превратить страну в военный лагерь, создать высший орган военной власти — Реввоенсовет Республики (председатель — Троцкий) и ввести должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами РСФСР (И. И. Вацетис).

5 сентября
Постановление сов. Правительства о массовом терроре:
«Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от массовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам…
Москва. Кремль. 5 сентября 1918 г.». Цит. по: М.Бернштам. Отмечая 5 сентября. Вестник РХД. №120. Стр.316.
Комментарий М.Бернштама:
«Именно в этом Декрете и проговорились, что массовые расстрелы населения нужны — «для обеспечения тыла». Тыла-то у них и не было! То есть — вся страна, весь народ, все народы — были против коммунистов, и — не вышло броска на Европу, не состоялась мировая революция.
Разрозненными, безнадежными, самоубийственными восстаниями, непрерывным сопротивлением русский народ спас в 1918 -1919 году Европу от коммунистического нашествия, как в 13 веке спас ее от монголо-татар. От азиатского строя, названного большевиками военным коммунизмом, Европу спасла не прогрессивная западная интеллигенция (она славословила), не цивилизованный европейский рабочий класс (он как раз формировался в коммунистические партии), не культурное крестьянство (оно молчало), не правительства Англии и Франции (они отказали в материальной помощи русской Добровольческой армии), а обреченный на гибель и новое крепостное право русский мастеровой и русский мужик. Его памяти этот день — 5 сентября». Бернштам. Стр.327.

30 авг./12 сент.
Определение Собора об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания:
“1. Святые храмы и часовни со всеми священными предметами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно верующих чад ее, возглавляемых Богоучрежденною иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие.
10. Лишившаяся храма и его святынь община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении.
11. Необходимые для Богослужения предметы приобретаются в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо вам, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилия и гонения бессильны отнять у нее главное сокровище — святую веру, залог ее вечного торжества, ибо «сия есть победа, победившая мир: вера наша» (1 Ин. 5:4)”. Опр. и Пост. Вып. 4, стр. 28-30
Начало сентября
Беседа А.Карташева с Патриархом Тихоном.
Рассказ А.В.Карташева:
«Интересно было отношение патриарха Тихона к похороненному большевиками законопроекту. По освобождении и; большевистской тюрьмы, я жил конспиративно в Москве летом 1918-го года. Состоя избранным членом Высшего Церковного совета при патриархе, я одновременно работал в антибольшевистской политической организации так называемого «левого центра». Между прочим мы разрабатывали программы и законопроекты для декларативного и делового употребления в Южной России, находившейся под управлением генерала Деникина, а также на случай появления национального правительства и в самой Москве. Программа положения православной церкви в русском государстве была по существу повторением уже изложенной выше системы взаимной свободы при взаимном сотрудничестве обеих сторон. Пред тайной отсылкой программы на юг России, мы с другим общественным деятелем, ныне еще живым, отправились к святейшему патриарху за советом и критикой.
В начале сентября 1918 г. патр. Тихон принял нас в своем Троицком подворье как всегда очень ласково, за стаканом чая и даже с самоварщиком. Дослушав до конца внимательно и грустно, он вдруг снисходительно засмеялся над нашими «хорошими словами», как мудрый старец смеется над идеализмом мечтательных юношей:
«Хорошо! Уж очень все хорошо… Да только когда все это будет? Конечно, не теперь!»
Как сын народа, патриарх Тихон тогда уже инстинктом чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы белого движения и не был согласен с нами в политических расчетах». Карташев. Стр.26.

7/20 сент.
Последний день заседаний Всероссийского Поместного Собора.
Д.В.Поспеловский об этом заседании:
«Рассчитывая собраться на следующую сессию в 1919 г., Собор определил еще не рассмотренные или не окончательно решенные темы для обсуждения и принятия по ним решений…
Всего предстояло рассмотреть 23 доклада, представленных 23 Отделами Собора, которые и разрабатывали проекты определений и постановлений, вносимые затем на пленарные заседания Собора. Был среди этих отделов и Отдел Богослужения, проповедничества и храмов, который выполнил свою функцию по определению о проповедничестве и подготовил доклад, по которому предстояло разработать тему о литургических реформах, в том числе и по вопросу литургического языка. Несомненно, продлись Собор еще на 1919 год, Церковь вступила бы в наш бурный ХХ век «во всеоружии», не «пережитком отсталого царизма», как ее представляла богоборческая пропаганда, а живым динамичным организмом, непоколебимым в своих вероучительных основах, но откликающимся на требования века, отвечающим духовным запросам и понятиям современного человека. Именно такого оживления и «омоложения» Церкви новые власти нее желали допустить и не допустили, не дав Собору возобновить свои сессии, лишив Церковь и имущества и всех прав в обществе и подсовывая «обновленчество» вместо обновления». Поспеловский. Стр.45.
Общая оценка деятельности Собора прот. И.Мейендорфом:
«Основная, вечная и основополагающая заслуга .собора 1917-18 годов заключалась именно в том, что на этом Соборе русская Церковь снова заговорила как Церковь Божия (курсив И.Мейендорфа — Л.Р.). Она, конечно, и при синоде мистически, таинственно была Церковью, но теперь она стала Церковью и в своем управлении и внешнем устройстве… (выделено мною — Л.Р.)
Прот. Иоанн Мейендорф. Вестник РХД. №158. 1990 г. Стр.41.
Общая оценка деятельности Собора И. Стратоновым:
«Восстановив патриаршую власть и создав Священный Синод и Высший Церковный Совет, Поместный Собор вдохнул и новые творческие силы в церковное общество, и создают не только более соответствующую каноническим началам церковную власть, но и более приспособленную для данного исторического момента (курсив И.Стратонова — Л.Р.). В этом безусловно огромное значение деятельности Собора 1917-18 гг.
Собор между прочим вручил высшим церковным учреждениям, то есть соединенному собранию Священного Синода и Выс-шего Церковного Совета, не только судебно-административную власть, но и предоставил им некоторые законодательные функции, хотя бы в форме разрешения вопросов, порожденных неполнотою церковного законодательства. Таким образом, в случае перерыва деятельности Собора или невозможности созыва нового, неотложные нужды церкви могли быть разрешены совместно высшими церковными установлениями.
Концентрация власти в руках Святейшего Патриарха в переживаемый момент церковной жизни оказалась необыкновенно целесообразной, придавши всей организации известное единство.
…Поместный Московский Собор дал Русской церкви каноническое возглавление, создал скелет церковно-правительственного аппарата. Наполнить содержанием этот остов, приспособить его к потребностям церковной жизни, а самую церковную жизнь ввести в эти формы было делом нелегким, которое требовало продолжительной повседневной работы. На этом пути перед церковной властью стоял целый ряд препятствий:
1) Русская церковь в лице своих руководителей не была подготовлена к самостоятельному существованию или вернее, за два предшествующих столетия отвыкла от всякой самодеятельности;
2) падение власти обер-прокурора и умаление за два столетия авторитета церковной власти способны были питать внутри самой церковной организации анархические стремления;
3) перерождение церковной организации и сознание церковного общества совпали с великими потрясениями в сфере социально-политических отношений, что не могло не отразиться и на самой церкви. Я бы сказал, что вновь избранному Патриарху и созданным органам церковного управления предстояло более сложная и трудная работа, чем самому Поместному Собору, создавшему новый строй Русской Церкви». Стратонов. Стр.33-34.
Оценка А.В. Карташевым сложившихся новых отношений церкви и государства:
«Революция спалила последние остатки каких то опор церкви в государстве. В гонениях и мученичестве от государства церковь приобрела полнейшую самоопору и свободу, которыми должна дорожить и обратно их не сдавать ни за какую чечевичную похлебку обманчивых привилегий. Сегодня государство друг, а завтра враг. При текучести и неустойчивости режимов для так трагически освободившейся церкви наилучше блюсти свою свободу, независимость и соединенную с ними моральную силу в отделении от государства и не подвергать себя новому риску связи с неверным союзником». Карташев. Стр.26-27.

7/20 сентября
Принятие на последней сессии Собора Определения о Высшем церковном управлении на Украине, с признанием автономии Украинской церкви.
Из Определения:
«Высшим органом церковной власти является Украинский церковный собор, который созывается не реже одного раза в три года».
«Все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины».
«Епископы и представители клира и мирян Украинских епархий участвуют во Всероссийских церковных соборах… Митрополит Киевский, по должности, и один из архиереев Украинских епархий, по очереди участвуют в Священном Синоде».
«Святейший Патриарх может посылать своих представителей на Украинский Собор».
Комментарий Д.В.Поспеловского:
«Если взглянуть на эти документы глазами историка конца ХХ века, то вряд ли можно назвать статус УПЦ, вытекающий из них, настоящей автономией, особенно если сравнить их, например, с современной автономией Православной церкви в Финляндии или Японии, где только национальный глава Церкви должен быть подтвержден и одобрен патриархом.
В этих же документах слова об общеобязательности для всех епархий Украины всех постановлений Всероссийского собора и патриарха, казалось бы, перечеркивают утверждения о независимости и самостоятельности УПЦ в своих внутренних делах. Ведь патриаршие постановления могут касаться и внутренних дел УПЦ! Если учесть, что одновременно Собор разделил всю церковь на самоуправляющиеся митрополичьи округа, то, пожалуй, автономия УПЦ отличается от них только тем, что для нее выработано два определенных документа (в отношении митрополий таких уточнений выработано не было), да еще тем, что в УПЦ допускалось использование украинского языка в богослужении. Но на местных языках давно уже служили в Сибири, в Казанской и Финляндской епархиях и т.д.
Однако историк должен уметь переноситься умом в ту эпоху, о которой идет речь. И если мы сравним эти постановления с той жесточайшей централизацией, в которой Церковь жила предыдущие два века, то соборные постановления, в частности, решение о самом принципе автономии УПЦ, выглядят прямо-таки революционно». Поспеловский. Стр.47-49.
Октябрь
Ответ Св. Синода на прошении о. Антония (Булатовича) с просьбой разрешить ему священнослужение в том монастыре, к которому он приписан.
Постановление Синода о том, что для принятия в церковное общение от «имябожников» требуется акт отречения. Прежнее Постановление Московской Синодальной Конторы об имяславцах, освобождающее их от необходимости отречения, отменяется. О. Антоний и другие запрещаются в священнослужении.
Подписали:
Патриарх Тихон
Митрополиты:
Агафангел
Арсений
Сергий
Архиепископы:
Евсевий
Михаил

Замечание М.Д.: «Хотелось бы сказать, что Патр. Тихон, несмотря на свое запрещение, в 20-е годы лично служил в храме с игуменом Давидом, известным имяславцем».
На горах Кавказа. Спб.2002. Послесловие М.Д. Стр.920