«В нашей Церкви никто не умер за время эпидемии» — Святейший Серафим подводит итоги непростого 2021 г.

Портал «Credo.Press»: Уходящий год был непростым из-за продолжающейся пандемии и спровоцированных ею глобальных изменений. Какие печальные и радостные события произошли за этот год в Вашей Церкви?

Митрополит Серафим: Во-первых, мне хотелось бы еще раз выразить соболезнования по случаю кончины греческого митрополита Ангела [председатель Синода отеческого календаря ИПЦ Греции скончался 7 апреля с.г. от коронавирусной инфекции — Прим. Ред.] — нашего друга, сомолитвенника, человека, которого я очень ценю, которому я благодарен за то, что он смог меня приблизить к Церкви вообще. Есть вера, есть знания, но не хватает сердечности на этом пути. Этому меня и научил владыка Ангел, ведя по этому пути 10 лет — сколько мы были знакомы. Это не значит, что мы постоянно беседовали, но — мы были вместе! Его соратник, архиепископ Порфирий — тоже незаменимая потеря для греческой Истинно-Православной Церкви, как и для всего нашего Синаксиса. И ряд других людей в Греции — епископа Гавриила, игумению Мариам и иже с ними — новая болезнь забрала от нас.

Я долго думал, как у нас пойдут дела, и был расстроен, как бы без митрополита Ангела все не рассыпалось. Но к моей радости, пережив эту трагедию, чада митрополита Ангела остались верны тем принципам, которым мы следовали, более того — они получили дальнейшее развитие. В этой связи меня порадовало, как, уходя из мира сего, владыка Ангел благословил свою паству, ближайшее окружение, держаться вместе со мной. Исполняя это благословение, сложным путем я поехал к ним (на похороны из-за эпидемических ограничений не смог съездить). Мы собрали в Греции Архиерейский Собор и избрали нового предстоятеля их Церкви. Господь по молитвам митрополита Ангела позволил избрать достойного человека — митрополита Херувима. А на место игумении Мариам избрали двоих протомонахинь, потому что им трудно было согласиться с ее потерей.

Я посоветовал новоизбранному предстоятелю какое-то время не позволять приезжать к ним в монастырь извне, не проводить никаких мероприятий. Монастырь у них очень богатый, значимый, поэтому нашлись бы желающие разодрать его на части. Через некоторое время у них все улеглось, встало на свои места. Сейчас жизнь греческой ИПЦ развивается в хорошем русле, богослужения проходят при большом стечении народа.

Продолжение нашего Синаксиса имело место на собрании в Денежниково, в монастыре нашей Истинно-Православной Церкви. На этом собрании мы избрали новых членов и подтвердили участие тех, кто уже был в рядах Синаксиса. Появились новые предстоятели Церквей, которые выразили желание в будущем предпринять шаги для участия в наших делах.

— Уже два года Церковь живет в условиях ограничений, связанных с пандемией. Сформулировала ли она за это время духовный ответ о причинах такого испытания и адаптировалась ли к новым условиям?

— Я человек верующий и знаю, что такие страшные дела не могут делаться без участия небесных сил. Поэтому я уверен, что помощь, которую мы можем в таких обстоятельствах получить, должна придти с небес. И она приходит с небес. И что же, мы боимся каких-то микробов, а Бога не боимся? Мы непременно ищем помощи от прививки, а Божий промысел, который только и может спасать, мы оставляем.

В нашей Церкви никто не умер за время эпидемии. В греческой — там получилось, как получилось. Это не наказание, а спасение тех людей, которых Господь ждет к Себе. Из служителей у нас даже никто не болел, а из прихожан… Если кто заболевает и обращается к нам, то мы молимся, и через 4-5 дней острота проходит, которая попущена этим людям по их грехам.

— Но Вы не возбраняете делать прививки?

— Я не делал прививку, а свое решение каждый человек должен принимать сам. Либо молитвой спасаться, либо разными средствами, не от Бога исходящими.

— Давайте обратимся к вопросам свободы вероисповедания, свободы церковной жизни в уходящем году. Мы помним, что несколько лет назад ЦРО ИПЦ подвергалась серьезным гонениям, потом ситуация менялась. Как она изменилась в уходящем году?

— В отношениях со властями предержащими у нас каких-то особых подвижек нет. Это можно проиллюстрировать только одним фактом: те изменения в Устав, которые мы вносим еще с тех далеким времен, когда нас трясли разные органы власти, нам никак не регистрируют. Эти изменения связаны с новыми редакциями закона о религиозных объединениях. Мы 22 раза подавали документы на внесение этих изменений! И нам отказывают по разным причинам, просто смешным! Сказать, что это слабость государства, — нельзя; что нас хотят закрыть — тоже непохоже, потому что дальнейших шагов не делается. Но мы уже привыкли: одна сторона делает вид, что посылает документы, а другая — что возвращает их назад.

В отношении РПЦ МП или других религиозных объединений мы не делаем шагов на сближение. Хотя отдельные предложения на этот счет к нам поступали. Но, с другой стороны, в разных храмах продолжают говорить всякие гадости о нас, приплетать какую-то бесовщину. Иногда просто стыдно — до такой степени мелочны и несерьезны эти упреки! Когда начинают говорить, что одна Церковь лучше, а другая хуже, то я вижу в этом то, что разрушители одной церковной структуры разрушают все православие. В этом плане я стал контролировать и себя, и свои СМИ, — чтобы исключить грубые выпады и разрушение. Пороча другого, мы опорочиваем себя.

Мы не в «большой» Церкви не потому, что нам не хочется, а по своим духовным соображениям. В силу общения с католицизмом, пересмотра отношения к браку, непотребных привычек — в виде табакокурения, пьянства, разных модных причесок у священнослужителей. Конечно, это форма, но за формой идет и содержание.

— Каковы Ваши ожидания от 2022 года?

— Мы ожидаем большое собрание Синаксиса в Греции, на Неделю жен-мироносиц. Я думаю, на этом собрании еще несколько Церквей будут приняты в качестве кандидатов в Синаксис ИПЦ. Хотим немного поменять название организации, чтобы оно было менее светским. Будем ряд других организационных вопросов решать. Есть вещи, которые сегодня пока обсуждать преждевременно.

Большую заинтересованность выражает РПАЦ в лице предстоятеля митрополита Феодора. Черногорская Церковь во главе с митрополитом Михаилом готова поучаствовать. Итальянская Церковь, в которой совсем недавно почил предстоятель, тоже сближается. Ну и еще ряд менее известных Церквей в Украине, Беларуси. Всего 5-6 Церквей у нас готовы к разговору и участвовали в предварительном обсуждении.

Беседовал Александр Солдатов,
Портал «Credo.Press»