Святейший митрополит Серафим. Послание Православному Миру.

Дорогие братья во Христе, жажду подчеркнуть, что Православие в России было, и на сегодняшний день является наиболее распространённым вероисповеданием. На протяжении более чем тысячи лет Православная вера играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

В то же время Греко-Кафолическая ортодоксальная /правоВерная/ церковь (ныне РПЦ) стала называться «православной» только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина). Что же тогда именовалось Православием в течении нескольких тысячелетий?

«В наше время в современном русском просторечии в официальном, научном и религиозном обозначении термин «православие» применяется к чему-либо относящемуся к этнокультурной традиции и его обязательно связывают с Русской Православной Церковью (РПЦ) и иудохристианской религией.

На простой вопрос: «Что такое православие» современный человек, не задумываясь, ответит, что «Православие – это христианская вера, которую приняла Киевская Русь во времена правления князя Владимира от Византийской империи в 988 году нашей эры. И что Православие, т.е. христианская вера существует на русской земле уже больше тысячи лет». Ученые от исторической науки и христианские богословы в подтверждении своих слов заявляют, что самое раннее использование слова Православие на территории Руси якобы фиксируется в «Слове о Законе и Благодати» 1037 – 1050-е года митрополита Илариона.

Православие — миролюбивая религия, ревностно сохранившая свои традиции практически неизменными с момента возникновения христианства.

На сегодняшний день Российское Православие представляет собой различные по составу, но весьма значимые традиционные конфессии: Русская Православная Церковь; Старообрядческая Православная Церковь; Истинно-Православная Церковь и Русская Православная Церковь Заграницей. Каждая из которых основывается на вере в Иисуса Христа, имеет некоторые расхождения с другими, во внутри церковной политике и отношениях к государству.

Обращаюсь к вам, мои дорогие православные соратники, которым дорога Россия, которым небезразличны ее историческая судьба. Пастырь, а тем более архипастырь, должен проповедовать слово Божие, освещающее стези человеческие, и открывать волю Божию о мире и человеке. Поэтому я постараюсь говорить, руководствуясь ревностью о славе Божией, заботой о благостоянии святой Церкви Православной, благоустроении и процветании великой державы Российской «в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8,21).

Существенным признаком нашего времени является то, что человечество все более и более увлекается материалистическим развитием, безраздельно порабощая себя «вещественным началам мира» (Гал. 4, 3), причем, не только в ущерб духовной жизни, но даже и до полного забвения о Боге, о своей душе, о подлинном смысле жизни. Современное человечество доходит до ниспровержения богоустановленного в мире порядка и открытого богоборчества. В этот эсхатологический процесс вовлечена и Россия. Поэтому мы должны озаботиться о сохранении нашего Отечества в Православии и святорусских традициях.

Мы знаем, что для возрождения нашего Отечества прежде всего необходимы: покаяние, восстание от греховного падения, воцерковление, христианская жизнь.

В этой связи с особой силой звучат слова великого исповедника XX века, благостного учителя и отца нашей святого российского православия, Святейшего патриарха Всероссийского Тихона: «Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное — это возрождение души нашей, об этом надо позаботится прежде всего. Как Иов Многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, но не терял веры в Бога, и вера эта спасала его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страданье, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».

Но есть и другая сторона этого вопроса. Уже сейчас очевидно, что разрушение традиционных христианских духовных ценностей как у нас, так и во всем мире, осуществляется спланированно и направленно.

Почему-то стало общепринятым не называть вещи своими именами. В смутное время XVII века летописец писал, что люди «измалодушествовались». В наше же время надо сказать, что люди изолгались. Правда и ложь, честь и бесчестие, вера и лицемерие, верность и предательство преднамеренно смешиваются и подмениваются для того, чтобы духовно оглушить и ослепить людей, вызвать в их душах замешательство, растерянность и беспомощность, подмять заблудших и обессиленных под чужую власть. Сегодня, в эпоху величайшей смуты и мнимого торжества лжи, мы обязаны хранить чувство правды как зеницу ока и требовать от себя и от людей права на правду. Ибо без чувства правды мы не узнаем лжеца, а без права на правду мы потеряем всякую истину, всякое убеждение, всякое доказательство и все священное в жизни.

Но готовы ли мы для того, чтобы обсуждать вопросы и искуса и возрождения России? Ведь, это можно делать только на взаимном доверии. Если русские люди будут лгать друг другу, они погибнут от взаимного недоверия и предательства. Евангелие не напрасно говорит о диаволе, что он «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин. 8, 44). Господь же, напротив, желая нас оживотворить, призывает последовать истине, и через то последовать Ему, ибо Он Сам есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). Православие — это прежде всего стояние в истине, свидетельство истины в этом падшем мире, поработившем себя диаволу посредством всеобщего греха, всеобщей лжи, лукавства и обмана: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Только истина, воспринятая сердцем, может освободить человека от ига диавола: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Главная задача Православия — свидетельство истины, а историческая миссия России — быть православной державой. Таким образом, главная задача России перед всем православным миром, и перед всем человечеством вообще, состоит в свидетельстве истины и стоянии в ней.

Этого от нас требует Бог. Этого от нас ждут все люди. И горе нам, если мы побоимся обличать ложь и не будем благовествовать истину. Необходимо назвать вещи своими именами.

Истинными целями христоненавистников являются: разрушение христианского мира с его духовными ценностями и традициями; всеобщая компьютеризация и создание всемирного сетевого общества; построение богоборческого Нового Мирового Порядка — царства антихриста, предреченного святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в Откровении.

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчанием предается Бог. Молчание — это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными — терпимыми, но терпимыми однако только ко греху и богоборчеству. Таковыми быть нельзя! Это — измена Богу. Нельзя допустить, чтобы Православие использовали, как инструмент апостасии. Православный мир должен отказаться от участия в строительстве Нового Мирового Порядка. Мы будем созидать Православный мир и будем стараться сделать его сильным и независимым. Мы никого не должны бояться. «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!».

В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия — апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящих в мире событий.

Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия.

Секулярный мир давно устремился к построению «рая на земле», что ведет к поклонению человекобогу — антихристу. Поэтому мы должны остановить ниспадение России в бездну исторического небытия, а мир, если угодно воле Божией, сохранить от скорого обладания «сыном погибели» и «человеком греха» (2 Сол. 2, 3).

Церковь, в лице своих пастырей, обязанных иметь попечение о духовной жизни людей, непременно должна давать духовную оценку всем происходящим в мире событиям. Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами. В истории человечества существовало множество различных государственно-политических систем: монархических, республиканских, тоталитарных, демократических, основанных на диктатуре идеологий, личностей, партий. Но глобальное общество строится именно сейчас. Подобного никогда не было, за исключением, может быть, Вавилонского столпотворения. Путь этот, несомненно, является регрессивным, тупиковым, ведет к самоуничтожению цивилизации. Нынешний процесс глобализации несомненно приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас, а весь совокупный процесс построения этой базы и обозначен термином «глобализация».

С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание существования так называемых «естественных» процессов является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония», о которой говорил святой апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам.

Величайшей ошибкой является утверждение, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых новым временем, не может нам повредить. Они как раз и созданы по внушению диавола, для того чтобы посредством их повредить и «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Но повредить все предлагаемое глобализацией можно только тогда, когда оно вовсе не принимается, или, после опрометчивого принятия, тотчас отвергается.

Сейчас происходит всемирная компьютеризация, стремительное развитие глобальной сети Интернет — «мировой паутины». Создаются мощнейшие биотехнологии, способные управлять человеческой психикой и манипулировать сознанием огромных масс людей. Во всем мире вводится цифровой учет населения через присвоение идентификационных кодов. В этой системе создается возможность контролировать и управлять каждым человеком.

Обличая ложь глобализма, мы должны заявить, что глобализм — это антихристианская идеология. Это система мирового зла, от которой не только нельзя ждать каких-либо взаимовыгодных отношений, но и с которым невозможно мирное сосуществование. Любые компромиссы с этим злом будут использованы им лишь для расширения своего влияния в мире.

Всему православному миру пора, наконец, осознать, что в действиях Мирового правительства проявляется осознанное антихристианство. Главные идеологи глобализма (Бжезинский, Печчеи, Зангер, Киссинджер и другие) открыто объявили, что после развала СССР врагом N 1 для них будет Русское Православие. По Бжезинскому, «новый мировой порядок будет строиться против России, за счет России и на обломках России».

Силы зла, строящие Новый Мировой Порядок антихриста, сознают, что только Россия — могучая православная держава, правопреемница истинной веры и истинной государственности, — может помешать им. Поэтому в их план входит и окончательное разрушение и расчленение России, чтобы не допустить ее возможного возрождения. К сожалению, даже сейчас в России не все политики достаточно правильно понимают раскладку мировых сил. С каждым годом Россия несет геополитические потери, позволяя США и НАТО как орудию «тайны беззакония» создавать новые плацдармы на исторической территории Третьего Рима.

Третьим Римом мы называем Россию, как потенциальную хранительницу православной государственности.

В настоящее время единственно спасительным путем для России и стран с православным населением может быть выход из системы глобально насаждаемых греховных законов мирового развития — по повелению святого апостола Павла: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6, 17).

В практическом осуществлении такая государственная идеология должна ставить своей целью защиту добра и противодействие злу во всех сферах общественной жизни: законодательстве, экономике, культуре, церковной жизни. И единственно православной стратегией в таком случае является автаркия, т.е., максимально возможная самодостаточность и самоизоляция от опасных внешних влияний при опоре на собственные силы и средства, конечно, без ущерба для развития всех полезных взаимоотношений с внешним миром.

Это не бегство от реальности, не национальная гордыня и не мракобесная утопия, а необходимая государственная оборона, основанная на православном учении о сопротивлении злу. Ведь мы обязаны не только бороться с внутренним злом в себе, но и ограждать себя и своих близких, свой народ от внешнего зла как в открытых войнах — силою оружия, так и в скрытых — силой законодательства. Причем степень ограждения от зла должна зависеть от степени его нарастания.

Однако автаркия — не самоцель, а лишь вспомогательное средство сопротивления глобальным силам зла. Это сопротивление может принести реальные плоды только тогда, когда оно осуществляется на основе любви к Божественной Истине.

Нынешнее состояние мира требует от России активного духовного сопротивления антихристианской глобализации. На последнем этапе исторического противоборства между православной, «удерживающей» богоустановленный порядок в мире цивилизацией и антихристианской глобализацией. «Тайна беззакония» использует все средства лжи и насилия, перед которыми большинству народов трудно устоять. Россия и русский народ должен применить самые бескомпромиссные волевые усилия по разоблачению действий зла более для свидетельства истины. Такое служение возложено Богом на православную Россию как лидера перед всем миром.

Православие является исторической религией державообразующего народа, создавшего Российское государство, а значит и единственной государственной религией. Это необходимо признать на законодательном уровне. И к так называемому «отделению Церкви от государства» тоже нужно относиться неоднозначно и настороженно, поскольку в мире не бывает нравственного вакуума: отказ от истинной религии всегда ведет к тому, что государство подпадает под воздействие религии ложной, которая заключается в узаконенном неразличении добра от зла. Такое положение для Российского государства является самоубийством.

Чрезвычайно важно, что Русское Православие — единственная структура, которая сегодня объединяет почти все былое геополитическое пространство России (включая Украину, Белоруссию, Среднюю Азию, Прибалтику). Именно Церковь должна быть сегодня собирателем лучших сил народа и его духовным вождем. Только высший авторитет Церкви способен объединить многочисленные международные и внутригосударственные православно-патриотические организации.

Давно назрела необходимость консолидация православных государств. Прежде всего необходимо единение с Россией Украины, Белоруссии, среднеазиатских и кавказских народов, которые ранее пребывали в составе Русского Царства. Затем в этот блок государств могут войти балканские государства и Греция.

Мы никогда не должны забывать, что миссия России прежде всего — духовная, то есть Россия всегда должна опираться на духовные ориентиры, должна отвращаться от греха и последовать правде Божией. Эта система координат абсолютна и незыблема! Внешняя политика России должна вестись на позициях борьбы сил добра и зла, при раскрытии миру подлинного смысла истории.

Православие должно показать миру очевидную реальность того, что с одной стороны Господь и сонм ангелов, а с другой — диавол с бесами стараются найти в человечестве свои инструменты, своих носителей и исполнителей. Осмысленная таким образом мировая история раскрывает истинные цели различных политических и государственных механизмов. Православная государственность служит добру и основывает свои законы на Законе Божием. Лжедемократическая же система уравнивает добро и зло, облегчая господство «тайны беззакония».

Поэтому внешняя политика России должна быть направлена на противодействие всем структурам мировой закулисы для создания альтернативных международных удерживающих структур, становясь мировым оплотом для них. Для этого было бы целесообразно, на мой взгляд, пересмотреть внешние связи России, найти союзников в числе тех стран, организаций и общественных структур, которые будут готовы поддержать новую политику России.

Православной Церкви необходимо решительно порвать с экуменизмом. Ни под какими «благовидными» предлогами не следует участвовать в экуменических сборищах — этим Русская Православная Церковь подрывает свой авторитет не только среди других Поместных Церквей, вышедших из участия в экуменизме, но и среди всех искренне верующих православных людей, не идущих на компромиссы с ложью. Особенно, если учесть то, что её авторитет в последнее время и так крайне низок. Все усилия нужно направить не на единение с еретиками, а на единение с другими Поместными Православными Церквами — для выработки единой стратегии в отношении к глобализационным процессам и совместному противодействию им. В этом — первостепенный долг Русского Православия перед Православием Вселенским.

В рассмотрении национального вопроса необходимо отказаться от нынешнего его понимания, когда державообразующий русский народ, в отличие от большинства национальных меньшинств, искусственно тормозится в выражении своих национальных устремлений, что выражается, в частности, в деятельности государственных СМИ, в системе образования и в культурной жизни.

В новой России средства массовой информации должны осуществлять свою деятельность в традиционных национальных интересах, а не в интересах мировой закулисы. Все СМИ должны быть поставлены под государственный и нравственный контроль. Российские СМИ должны вести разъяснительную политику о мировой раскладке сил, о сущности правительственной политики и опровергать все случаи дезинформации, фальсификации и клеветы.

Необходимо укрепить и повысить обороноспособность доблестных Вооруженных Сил России. В них нужно восстановить традиции русского христолюбивого воинства, отличающегося от всех остальных армий мира. В каждом государстве армия призвана защищать ее интересы, но только Русские Вооруженные Силы, в отличие от других, были призваны защищать именно православную государственность, которая удерживала бы распространение мирового зла и являлась опорой Русского Православия. Этот высочайший уровень служения понятен только в рамках православного учения о смысле истории, поэтому русскому воину для убеждения в правоте своего дела необходимо восстановление и укрепление православного самосознания.

История давно показала, что Запад никогда не любил Россию, а всегда боялся и унижал ее, когда это только было возможно. Русский Государь Александр III не случайно говорил своему наследнику, будущему страстотерпцу царю-мученику Николаю, что у России только два союзника: ее армия и флот.

Россия не раз спасала мир от угрозы разрушения и уничтожения. В XIII веке Русь, ценой собственного разорения, спасла Европу от татаро-монгольского нашествия. В начале XIX века Россия освободила Европу от тирании Наполеона. Во Второй Мировой войне Россия спасла мир от коричневой чумы — фашизма.

Единственное, что реально может противостать мировому злу — это православная Россия и у нее есть для этого все.

Наши надежды на возрождение России основываются и на том, что Россия — единственная в мире страна, которую Бог наделил столь обширной территорией, богатыми ресурсами и уникальными качествами ее народа, что она может быть экономически самодостаточной и духовно ведущей независимо от материального уровня жизни. Перечислим главные сохранившиеся преимущества России, хотя они и тают с каждым годом:- высочайший духовный, нравственный, научный и культурный потенциал народа; традиции русской науки, сочетавшей способность к основополагающим фундаментальным открытиям с прикладной изобретательностью в труднейших условиях и с усваиванием лучших мировых достижений; значительный производственный потенциал, пусть отчасти и неконкурентоспособный в сравнении с высокотехнологичным западным, но способный работать для внутреннего рынка на основе внутренних национальных критериев эффективности и рентабельности, обеспечивая все потребности для достойной жизни народа; высококвалифицированные человеческие кадры в науке и производстве; богатейшие природные ресурсы всех видов, позволяющие компенсировать технологическую отсталость в некоторых отраслях более дешевыми энергией и сырьем, что по многим видам продукции обеспечивает конкурентоспособность; выход к трем мировым океанам и важнейшие сухопутные транспортные пути, соединяющие восточные и западные страны евразийского континента; эффективные традиции русской системы хозяйствования, коллективизм, готовность к жертвенной взаимопомощи, способность к выживанию в трудных условиях; сохранение подлинного знания о смысле жизни, смысле истории и о должном идеале государственности — это и есть та готовая национальная идеология, которую достаточно лишь сделать действующей и применить к современности; наличие достаточного числа союзников во внешнем мире, готовых, защищая свою самобытность, оказать совместное с нами сопротивление Новому Мировому Порядку; к тому же сотрудничество России с ними позволит закрыть торгово-экономические и технологические бреши, которые возникнут в первое время вследствие возможной блокады или сокращения экономического обмена с апостасийным миром.

Мы видим, что нынешняя Россия сохраняет в себе потенциальные вселенские качества удерживающего Третьего Рима и поэтому сохраняет возможность его восстановления, предсказанную нашими святыми отцами.

Святитель Игнатий Брянчанинов, Святейший патриарх Тихон, преподобные Серафим Саровский, Анатолий и Нектарий Оптинские, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, святитель Феофан Полтавский и другие подвижники благочестия предсказывали грядущее возрождение России и вместе с ней православного мира.

Патриарх Тихон говорил: «Ныне совершается над Отечеством нашим суд Божий. Приступим к церковному строительству без злобы и лукавства, как соработники Божии. При этом каждый пусть смотрит, из чего он строит. Если строить будем из материала крепкого, то и строение будет крепкое и прочное, а если строить будем из материала хрупкого, то и дела наши будут непрочны. Это твердость особенно необходима в наше время, когда повсюду видятся разрушения. Разрушается строй общественный, строй экономический, разрушаются устои семьи. Наш долг — призывать всех к преданности вере, к верности канонам, к единству, порядку, труду. Будем строить на твердом основании, еже есть Христос — на основании святого Евангелия, апостольских, соборных и святоотеческих правил и церковных преданий».

Святейший патриарх Тихон мыслит государственное строительство и церковное строительство в единой неразрывной связи. Разделить Русскую Церковь и Святоотеческое русское государство невозможно — их навеки спаяли общая судьба, общие трагедии и радости, падения и взлеты, их скрепили молитвы, труды, пот и кровь бесчисленных подвижников благочестия, исповедников, мучеников, благоверных государей — собирателей земли русской, праведных угодников Божиих — истинных патриотов великого нашего Отечества. В этом монолитном единстве Церкви и народа — разгадка всех наших исторических побед и свершений. В нем залог несокрушимости Святой Руси — оплота всемирного Православия.

XX век стал временем «огненного испытания» для Русской Церкви и державы, когда из бездны восстал «проклятьем заклейменный» апокалиптический зверь, пытаясь стереть с лица земли само имя Бога, «разрушить до основанья» духовные и государственные основы Руси. Но как Неопалимая Купина, Русь выстояла в этом мировом пожарище. Испытания лишь укрепили ее духовное могущество.

Величайшая нравственная сила и авторитет русского православия вызывают особую заботу и ожесточенность тайных вершителей нынешней геополитики. В последнее десятилетие Церковь Российская подверглась особо изощренному гонению и шельмованию со стороны ее явных и скрытых врагов, которые пытались использовать распад СССР и внутреннюю смуту на постсоветском пространстве для ее ослабления и расчленения. Для этого использовались колоссальные силы и средства. Однако нечестивые потуги эти рассыпались «яко прах пред лицем ветра». И если государство, объединявшее в одной семье многие братские республики и народы, не выдержало этого натиска и распалось, то Церковь в основном, сохранила свою монолитную крепость и стала, по сути, единственной структурой, удержавшей в своих материнских объятиях всех разрозненных чад своих, «посредством взаимно скрепляющих связей,… для созидания в любви» (Еф. 4, 16).

Много странного происходит сейчас в мире. Меняются границы государств. Меняются церковные юрисдикции. Появляются новые Церкви, претендующие на древнюю наследственность и преемственность.

Я всегда был приверженцем мира, несмотря на военное прошлое. И мне всегда претила какая бы то ни было конфликтная ситуация. Поэтому и не хотелось выносить преждевременное суждение по вопросам Православной Церкви в Украине.

Я имею ввиду не только ПЦУ, но иные православные юрисдикции.

Не берусь судить о решениях Константинопольского Патриарха. Ему с высоты Вселенского Престола виднее, как поступать в той или иной ситуации. И время, в конечном итоге, расставит всё на свои места. Хочу заметить только одно. Среди мудрых пословиц русского народа есть одна, на мой взгляд, особенно ярко характеризующая ситуацию в Украине: «На базаре два дурака. Один продаёт, другой покупает». Так и здесь. В украинском вопросе велика доля вины Московского Патриархата. Бесспорно. Надо отвыкать действовать нахрапом и изъясняться исключительно в приказном тоне. И вовремя вспоминать о том, что дипломатия зачастую творит чудеса. Но и Вселенский Патриарх не поспешил ли со своим решением? Кто знает? Видимо, только одному Господу известны дальнейшие пути многострадального украинского православия. Нам же остаётся только молится о вразумлении сеющих смуту и вражду.

Все наши архипастырские послания, проповеди и поучения направлены к единству святого Православия, ко всему, что «служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14, 19). Мы призываем в них «к любви и добрым делам» (Евр. 10, 24), к добрососедству, взаимному уважению, к созиданию, ибо «честь и мир всякому делающему доброе» (Рим. 2, 10). В то же время мы свидетельствуем, что Православие не может быть измерено политическими мерками и националистическими воззрениями, что оно осуществляет надвременную миссию, «да будет Бог все во всем» (1Кор. 15, 28).

Сегодня мы стоим на пороге знаменательного события. Знакового для всего Истинно-Православного мира.

Десять лет назад было положено начало братскому общению Истинно-Православных Церквей России, Греции, Америки и Болгарии путём подписания Томоса Общения.

Впоследствии это деяние переросло в создание Международного Синаксиса Истинно-Православных Церквей, где Россия и Греция выступили в роли неизменных объединителей и генераторов всех последующих действий.

И теперь Россия вновь закономерно является инициатором объединительных перемен.

Истинно-Православное движение перестало быть слабым, местячковым и декоративным, превратившись во вполне мощную мировую силу, с которой придётся, так или иначе, считаться тем, кто привык себя видеть вершителями судеб.

Сегодня наш Синаксис превращается в постоянно действующий всемирный  церковный институт, призванный координировать и направлять жизнь всего Истинного Православия на всех просторах Ойкумены. И этот процесс уже необратим.

Начавшийся с Томоса Общения четырёх церквей, он стал организацией, включающей в себя более десяти полноценных и весомых Истинно-Православных Церквей, со своей многолетней историей и со своими непростыми путями подвижничества и исповедничества. И эта тенденция будет неизменно прогрессировать в сторону увеличения. А ведь за каждой национальной Церковью – сотни тысяч верующих по всему миру.

Россия не зря принимает на себя роль заботливой Матери-Церкви в вопросах Истинного Православия. Ибо именно в России в 1927 году родилась Истинно-Православная Церковь, никогда не признававшая и не желающая признавать над собой никакой иной власти, нежели власти Христовой!

И спустя 95 лет вновь из России начнётся возрождение чистоты веры, в котором так нуждаются все, искренне и самоотверженно идущие путём Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В дни нашего Международного Собора нам надлежит принять много непростых, но очень важных для всех нас, программных документов и решений, подтвердить нашу истинную приверженность тем идеалам, за которые все эти непростые 95 лет подвергались гонениям и гибли мученической смертью наши Святые Отцы, наши братья и сёстры, наши пастыри и наши последователи. И даже те, кто просто сочувствовал чистоте наших помыслов.

Истинно-Православная Церковь — неотъемлемая часть святого, великого, благодатного русского Православия, единая частица Святой Руси. Народ православный с надеждой взирает на народ могучей Росси, верит в ее богозаповеданную миссию — сохранение харизмы III Рима, «а четвертому — не бывать; как сказал древнерусский старец Филофей. Подводя итоги, необходимо сказать, что Россия стоит на пороге новой жизни. Поступки отдельного человека выражают внутреннее состояние его души, сокрытое от других людей. Поэтому историческая миссия России перед православным миром, в частности, и перед всем миром вообще, должна выражать главную идею ее великой задачи, возложенной на нее Богом в наше предантихристово время — явиться объединителем всех православных народов, обособив их от апостасийного глобализующегося мира.

Возрожденная перед концом истории Россия должна поставить в своем противостоянии весь мир перед наглядным выбором между добром и злом, чтобы дать достойным людям во всех народах последнюю возможность спасения. Россия не в силах обернуть вспять апостасию, но в силах стать последним маяком Истины: «И свет светит во тьме, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

Мы должны твердо заявить, что верховная власть, служащая Богу, должна сочетать, на принципе симфонии, государственную и духовную власть. Мы должны смело отринуть ставшее привычным в последнее время, ненавистное фарисейство. Ведь так называемое «партнерство» Церкви и демократической власти, для которой понятия добра и зла относительны, в принципе невозможны. Партнерство — это соучастие, сочетание. Какое же сочетание света с тьмой, Церкви — столпа и утверждения истины, со строем, признающим равноправие лжи и истины? Остановить это стремительное скольжение мира к царству антихриста и всеобщей катастрофе можно только раскрытием миру всей правды о происходящем — на государственном и международном уровне. Это будет по силам только России, если она, конечно, восстановит свою православную государственность. От этого зависит судьба всего мира.

Итак, России и православному миру прежде всего нужно консолидироваться в противостоянии апостасийному миру, решительно обособившись от всемирного процесса антихристианской глобализации, храня как зеницу ока: чистоту православной веры и благочестия, святоотеческий календарь — старый стиль, установленные Церковью посты, богослужебный церковнославянский язык, православные традиции в жизни.

Конечно, хранить Божественные истины веры, ее благодатные дары и древние святоотеческие устои — а именно такова обязанность народа русского, промыслительно возложенная на него Самим Богом, — непросто и нелегко. Для этого необходим тяжелый душевный труд — труд христианского подвижничества и покаяния, державного мужества и стойкости. Но лишь такой труд придает духовный смысл человеческой жизни, показывает ее высшую ценность и проясняет ее великую, вечную, небесную цель.

Только созидательный труд, христианский подвиг истинного благочестия, которое сильнее всего в этом мире, по свидетельству Священного Писания (Прем. Сол. 10, 12), патриотизм, направленный на созидание Отечества, станут реальной опорой русской государственности и явятся тем цементом, которым может быть скреплено здание всеправославного дома во главе с Россией. Видя же наше благое произволение, Господь подаст нам разум и силы для своего служения. Такова воля Божия о России. И мыслю, что и о всём Православном Мире.

Пусть знают все народы мира, что мы — народ богоносец, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы.

И что мы нынче открываем объятия всем православным народам и всем Православным Церквям-Сёстрам.

Именно для того, чтобы едины усты и единым сердцем возносить молитвы к Престолу Господню о всех и за вся!

Предстательством Пречистой Богородицы, молитвами всех святых, в земле Российской просиявших, да поможет Господь Бог всем нам!

Март 2022

Святейший Митрополит

Московский и Всероссийский

+СЕРАФИМ (Мотовилов)