ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА. МЕЖДУ ВНУТРЕННИМ И ВНЕШНИМ
ДОКЛАД ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ИПЦ
СВЯТЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА МЛОСКОВСКОГО
И ВСЕРОССИЙСКОГО †СЕРАФИМА (МОТОВИЛОВА)
НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
15-16 СЕНТЯБРЯ 2024 ГОДА
ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА.
МЕЖДУ ВНУТРЕННИМ
И ВНЕШНИМ.
Народ Божий во все времена надеялся на Церковь Христову, как на безусловного Кормчего, знающего истинный путь и ведущего по нему всех верных в Царство Истины и Света. Мы никогда не подвергали сомнению сей факт, понимая, что именно так и должно быть. Но последние десятилетия нашего времени, определённые мной, как годы лукавства и предательства, заставляют сегодня говорить о том, что является средоточием размышлений и тревог, наполняющих моё сердце. Ибо нынче мы находимся в искажённой реальности, где правда отражается ложью, где под маской добра скрывается зло и где мораль, извращённая до невозможности, становится уродливым мерилом благочестия.
И речь сейчас не идёт об Истинно-православной Церкви. Об этом мы поговорим чуть позже. Речь сейчас идёт о христианстве в целом. О Церкви Христовой. О той Церкви, Главой которой является Сам Спаситель!
Вспомните, Христос не делал различий между приходящими к Нему. В послании к Колоссянам апостол Павел писал: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). Более того, Господь в принципе не разделял учеников и последователей, тех, кто просто шёл за Ним и тех, кто безоговорочно верил Ему. Он всех, абсолютно всех считал своими учениками. Просто с одних Он спрашивал намного больше, доверяя им нести слово Своё людям и возлагая на них основную тяжесть священнического служения. «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:16-20).
И апостолы шли и исполняли волю Спасителя. Жертвовали собой, крестили и научали, вели за собой и спасали для жизни грядущей.
У каждого из апостолов была своя Голгофа. Они знали об этом. И не боялись. Они радовались тому, что подобно Жертве Сына Божия, их невеликая жертва тоже станет чьим-то спасением.
Однако человек, в силу своего несовершенства, неспособен жить в постоянной жертве. Уж чересчур сильно в нём эгоистичное начало, где собственное «Я», а не Господь, стоит на первом месте. И я думаю, что в этом корень всех бед.
Церковь, которая в самом начале была родным домом и надёжным прибежищем, общностью людей, соединённых верой, единой семьёй под десницей Отца Небесного, за многие столетия претерпела отнюдь не лучшие преобразования. И как всегда, человеческая гордыня привнесла свои нотки, свои штрихи в оставленное Иисусом Христом величайшее наследие.
Я говорю сегодня о делах давно минувших дней не для того, чтобы в очередной раз озвучить всем известные истины. А для того, чтобы было предельно понятно, откуда берёт начало та невероятная деформация церковного организма, которая привела к тому, с чем мы сталкиваемся теперь.
Разделение на Восток и Запад, католицизм и православие, возникновение многочисленных протестантских движений и церквей в самом католическом мире, разобщённость и местничество во Вселенском Православии, жадность, ложь, цезарепапизм в самых худших своих вариантах, откровенная симония и укрывательство самых постыдных пороков служителей Церкви и, как результат – отсутствие доверия паствы, почти пустые храмы и червь сомнения, убивающий веру в христианских душах – всё это звенья одной цепи́. Цепи́ невероятных противоречий между внутренним состоянием и внешним образом Церкви Христовой.
Вспомните, апостолы никогда не кичились своим статусом, не мнили себя князьями, не требовали подношений, а наоборот – отдавали последнее. Были для своих последователей учителями и отцами. Добрыми, заботливыми. Строгими, не без этого. Но справедливыми и всепрощающими. Никого и никогда не отталкивали, за каждым приходящим видя образ Христа. И во всём старались быть достойными памяти своего Учителя.
Эпоха сменялась эпохой, общество развивалось, люди менялись, всё дальше почему-то отходя от того, чему учил Христос. Переписывая, искажая, подстраивая под себя Его слова. Чтобы было удобнее, чтобы не так страшно, чтобы можно было оправдать собственные слабости. Я иногда задумываюсь над тем, а менялись ли люди? Или всё же всегда были такими? Просто со временем, возможно, отчётливее стала проявляться их глубинная суть? Не зря ведь говорил Господь: «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20:16). Ведь и во времена Христа было немного тех, кто всей душой тянулся к Нему, и, отринув блага земные, шёл за Ним. Мало кто понял и осознал сказанные тогда Спасителем слова. Сказанные не для того, чтобы вселить страх притчей о Страшном суде, но для того, чтобы до сознания всех наконец-то дошла весть: если кто хочет войти в Царство Бога, ему нужно принять дар Бога, нужно принять любовь. И приглашение войти в это Царство является незаслуженным даром, оно даётся не по заслугам, оно предназначено для всех, но прежде всего для тех, кто принимает Бога всем сердцем и уже через них – для всех остальных. Ведь Бог милостив и рад принять всех. Но милость Бога, Его приглашение еще не дает гарантии на то, что человек избежит последнего суда. То, что мы принадлежим Церкви или ведем праведную жизнь, отнюдь не гарантирует того, что на Страшном суде нас не будут ожидать сюрпризы. Последний выбор всегда принадлежит Богу. Эти слова звучат в устах Христа как некое предупреждение, предостережение. Поэтому, я всегда говорил и буду говорить о том, что число званых и число избранников не совпадает. И чтобы оказаться в числе избранников, старайтесь входить через тесные врата, через маленькую дверь, о существовании которой знают немногие. Да только вот войти в нее можно исключительно обновлением ума и новым рождением.
Конечно же, человек от природы слаб, а по причине своей слабости – грешен. Но вместо того, чтобы становиться лучше, исправляться, совершенствовать свой дух, укреплять веру, следовать моральным и этическим принципам, он, в большинстве своём, идёт по пути наименьшего сопротивления, потакая собственным низменным страстям. А почему? Да потому, что так проще, так легче, так приятнее. Человек не задумывается над тем, что будет потом, для него почему-то важно, что будет здесь и сейчас. А ведь это, ни много, ни мало, — бесовское наущение. Именно вот это самое обещание, и более того, предоставление пресловутого «здесь и сейчас», по сути своей, является самым изощрённым, самым липким и самым гадким образчиком сатанинского коварства, ибо приносит в жертву вечную жизнь в угоду сиюминутной слабости.
К чему я это говорю? К тому, что Церковь – не каменное незыблемое монументальное сооружение, поставленное один раз и до скончания века. Церковь – это живой организм, состоящий из людей, со всеми их слабостями и пороками. В Церкви очень мало святых и праведников. Церковь – это общность грешников, осознавших собственные ошибки и узревших новый путь – путь спасения. Путь любви. Путь доброты. И путь веры. Церковь – это возможность быть рядом с Богом, впитывать Его мудрость и благодать, разделить с Ним свои радости и найти в Нём прибежище от невзгод.
И если бы все осознавали и принимали таковой порядок вещей, я просто убеждён, что на земле не было бы ни распри, ни бед, ни войн, ни страданий. Ибо Свет Христов просвещает всех.
Вспомните одно из самых знаменательных священнодействий в великопостной литургии то, когда среди чтения из Ветхого Завета паримий вдруг разверзаются царские врата, является среди их священнодействующий со свечою и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ креста, возглашает: «свет Христов просвещает всех!» Неудивительно, если при этом всяк из предстоящих преклоняет главу свою до земли: ибо разверстие царских врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святаго; а появление священнодействующего есть яко явление Ангела с неба. Кто будет столько надменен, чтобы не преклониться пред сими знамениями благодати Божией?
А значит, по-другому и быть не может! Если бы только всяк человек чтил Заповеди Христовы и следовал Заветам Спасителя!
Но люди, в гордыне своей, зачастую мнят себя умнее всех, и полагают, что им досконально известен замысел Всевышнего! Что это, как не гордыня, один из самых сладких грехов, угодных нечистому?
Рыба гниёт с головы. Так и в Церкви.
Будучи огромной организацией, она нуждается в структурировании и управлении. Но что случится, если тот, кто стоит у кормила власти возжелает быть непогрешимым и единственно знающим, как надо? Я вам отвечу. Случится не что иное, как отпадение от Бога. А значит, Святая Святых станет вместилищем всякого порока и непотребства. Если вспомнить историю христианства, то именно католическая церковь, объявившая своего первоиерарха «наместником Бога на земле», принесла в мир культивирование в священнической среде худших из мыслимых пороков. А затем, чтобы узаконить притязания на безнаказанность, провозгласила непогрешимость Римского первосвященника.
Видя пагубность подобного пути, Православная Церковь, в своих суждениях, определениях и решениях, предпочла опираться исключительно на Соборный разум, исключая диктат како-либо одного епископа или патриарха. И до тех пор, пока сохраняется подобный порядок вещей, мы можем быть спокойны за духовное состояние церковного организма.
Диавол, однако, кроется в деталях. И ключевыми словами в моих рассуждениях, являются слова «до тех пор, пока…». К моему огромному сожалению, последние десятилетия всячески подтверждают правоту моих умозаключений, как бы я этому не противился, и как бы этого не хотел избежать.
Ересь цезарепапизма – путь в бездну. Узурпация одним человеком права на Истину Христову – путь к вратам адовым. Ибо Предстоятель Церкви должен быть выразителем мнения её соборного разума, инструментом Воли Божией, скальпелем в руках небесного врачевателя, если будет уместно подобное сравнение. Но он никогда не должен подменять собой ни Божественное Правосудие, ни Божественное Провидение. И я очень рад, что Истинно-Православная Церковь, за сто лет своего существования, ни разу не сошла с этого пути. И может быть, благодаря соблюдаемым нами принципам соборности, открытости и доступности наших священнослужителей, от малого служки до Предстоятеля, наши храмы никогда не останутся пустыми, а люди нескончаемым потоком будут идти к нам за утешением и молитвой, за советом и поддержкой, за исцелением и любовью.
Слава Богу, что мы сумели избежать скверны «церковного абсолютизма», желания безграничной власти, поразившего многих архипастырей и пастырей Православных Церквей из так называемого Вселенского Православия.
Гордыня, обуявшая Константинопольский Престол, привела к жуткому церковному расколу на Украине. А раскол в этом государстве спровоцировал углубление и расширение трещины раскола во всём православном мире. И трещина эта всё больше и больше, всё страшнее и страшнее. Ибо в ней кроется бездна адова. И я даже не представляю, что может послужить уврачеванием подобной язвы. Особенно теперь, когда на государственном уровне Верховная Рада Украины принимает закон о запрете Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, практически объявляя вне закона большую часть своего православного населения.
Гордыня же 17-го Патриарха Московского и вовсе стала притчей во языцех. За почти 16 лет своего патриаршего правления, он сумел рассорить Русскую Православную Церковь почти со всеми, ранее братскими, церквями, наплодить неимоверное количество бесполезных архиереев, обозлить народ Божий напоказ выставленным церковным бизнесом, наполнить средства массовой информации следующими один за одним сексуальными и не только скандалами своих архиереев, практически упразднить коллегиальность управления, замкнув руководство церковью на своей персоне, потерять Украинскую церковь, церкви Прибалтийских республик, и, я полагаю, на очереди потеря Молдавской церкви. И всё это за полтора десятка лет! В бытность сего Первосвятителя митрополитом, о нём говорили, как о потрясающем менеджере и пости что современном церковном златоусте. По поводу управленческих талантов я уже высказался. Да и по поводу того, что златоуст, позволю себе усомниться. Ибо каждое его выступление – протокольное, без души, без искры, серое и безликое. Словесные кружева, прячущие по собой гнетущую пустоту. И оставляющие после себя лишь один вопрос: и этого человека поминают как Великого Господина и Отца? Что ж, в храмах той церкви, где возникают подобные вопросы, всё больше и больше пустующих мест…
Ну, да Бог им судья. У каждого стада, как говорится, свой пастырь. Главное, видя перед собой пример нравственного, морального и, что самое страшное, духовного упадка, не уподобиться тем, кто молитвы свои направляет не ко Престолу Господню, а к бесам лжи, алчности, распутства и властолюбия.
Истинно-Православная Церковь всегда отличалась своей честностью. Перед Богом и людьми, будучи воистину совестью народной в самую трудную годину. Именно наши предшественники имели мужество и смелость говорить «нет» тем, кто планомерно разрушал и уничтожал Православие, пытаясь стереть с памяти людской даже помыслы о том, что можно верить в любовь и милосердие Господне, можно идти путём Спасителя и впитывать себя самое лучшее из завещанного Христом.
Религия высмеивалась и уничижалась, обрастала сплетнями и домыслами, становилась объектом нещадной сатиры и карикатур. Но люди всё равно шли в храм и зажигали свечи, вознося молитвы о самом сокровенном.
Парадокс! В самое безбожное и безжалостное к религии время в храмах народа было битком!
Может быть, потому что в трудное время священники были более честными и более искренними? И люди видели явное несовпадение между тем, о чём вещала государственная пропаганда и тем, что делали настоящие служители Церкви Христовой?
Я недавно беседовал с очень известным человеком. По-своему воцерковленным, но светским в своей основе. И вот, что он мне сказал: «Знаете, владыка, я ведь застал те советские времена, когда за людьми, посещавшими церковные службы, особенно на праздники, следили народные дружины и представители партийно-комсомольской общественности. И брали «на карандаш» тех, кого заметили стоящими и молящимися в храме. С далеко идущими последствиями, так сказать. Но даже в те времена для нас священник, несмотря на опасность получить за общение с ним весомое порицание, был кем-то невероятно добрым и мудрым, способным дать ответ на самый трудный и самый неожиданный вопрос. Я до сих пор вспоминаю нашего тогдашнего батюшку. Он всегда останавливался поговорить с людьми, всех практически помнил по именам, спрашивал о проблемах и бедах, сопереживал и старался разделить с людьми как горе, так и радость. И всегда старался помочь, если был в силах, конечно. Кому словом, а кому и конкретным делом. Вот таким был наш настоятель. А к епископу мы вообще относились, как к жителю другой планеты. И получить его благословение считали великим благом и великой удачей. Для нас разговор с архиереем был неким откровением, можно сказать, радостью бытия. И мы почему-то верили, что встретившись с ним и получив благословение, вместе с этим простым жестом получаем, прикладываясь к деснице и частицу благодати. И что теперь, после этого, всё обязательно будет хорошо и что разрешатся абсолютно все проблемы. Вот таким было наше отношение к представителям церкви в советское время, что бы кто не говорил. Сейчас такого нет. Сейчас я просто не верю людям, нацепившим на себя рясу».
И ведь это мнение человека. Простого верующего. Простого прихожанина. Пусть и известного в народе, но человека со своими радостями и печалями, со своими проблемами и духовными метаниями. Человека, который в наше время обилия храмовых зданий не может найти место для молитвы, которое отзывалось бы миром и покоем в его душе.
Что же случилось с нами за последние тридцать лет свободы? И какой свободы? Свободы от закона? Или, быть может, от морали? Или свободы от веры и Бога? Ведь, оказывается, во времена тоталитарного советского режима вера в Бога была намного искренней и намного честнее? И была осознанным выбором, несмотря на все запреты и последствия? Как же так-то?
По большому счёту, ответ – на поверхности.
Увы, Церковь перестала быть Церковью. Той, которой задумал её Христос. Той, которая основывалась на подвиге апостолов. Той, которая жила духовной силой и величием своих мучеников и исповедников. Современная церковь превратилась в обыкновенный общественный институт. Или, того хуже – корпорацию. И её цель – не спасение одной, отдельно взятой души. Её цель – благосостояние своих функционеров, создание идеологической опоры для светских правителей, комфорт и уют для акционеров. И деньги, деньги, деньги. И ещё раз деньги. Со слепой верой в то, что именно деньги даруют власть над телами и душами безвольного стада.
Как же заблуждаются те, кто подобную позорную философию до сих пор считают единственно правильной! Таковые убеждения – безусловный путь погибели, путь в бездну, прямой указатель на врата ада.
Я прекрасно осознаю тот факт, что в момент распада Советского Союза, Русская Православная Церковь оказалась на распутье. Предоставленная сама себе, глотнувшая пресловутой свободы от всего и всех, она просто не понимала, что нужно делать и куда нужно идти. Более того, церковные функционеры панически боялись что-то сделать не так и с опаской оглядывались на тех, кто должен был бы от имени государства диктовать им свою волю. А почувствовав, что никакого диктата не будет, верхушка РПЦ пошла вразнос, начав перекраивать церковный организм под свои личные нужды. И рискну заметить, что сегодняшний предстоятель РПЦ принимал в данном процессе активнейшее участие. Не погрешу против истины, если, сославшись на периодическую прессу того времени, напомню, что именно его тогда, ничтоже сумняшеся, во всеуслышание называли «табачным митрополитом». СМИ тогда приоткрыли лишь краешек завесы над бизнес-схемами сего религиозного деятеля. Весьма закономерно, что именно он стал после смерти Алексия Второго Патриархом Московским. Ни для кого не секрет, что Патриарх – лицо Церкви и именно в Предстоятеле, его образе жизни, его поведенческой философии, его высказываниях и в поставленных ним вопросах отражается вся суть церковной жизни периода его патриаршества. Говоря проще, следуя народной мудрости – «каков поп, таков приход». Какой Патриарх – такая и Церковь. И понятие эти разделить невозможно.
Что же касается Истинно-Православной Церкви, то с распадом СССР для нас практически ничего не изменилось. Кроме, разве что, возможности выхода, так сказать, из подполья и официальной регистрации в качестве юридического лица. Хочу напомнить всем о том, что касается преследования, то для ИПЦ оно продолжалось в полной мере, перейдя из плоскости преследования карательными органами в плоскость жесточайшей информационной травли. Кем нас только не называли в девяностые! И сектантами, и раскольниками, и самосвятами, и аферистами, навешивая всевозможные похабные ярлыки с одной-единственной целью, чтобы народ никогда не считал нас истинной Церковью. По той простой причине, что нами невозможно управлять извне, ибо мы прошли жесточайшие репрессии и гонения и не убоялись гнева земных владык, показав, что над нами лишь Единственный Высший Архиерей — Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира и всех людей на земле. И сегодня я с глубоким удовлетворением констатирую, что народ сделал свой выбор. И никакая ложь или клевета не склонила чашу весов в лукавую сторону. Народ с нами, с Истинно-Православной Церковью Христовой. И мы всецело разделяем судьбу народа Божия, нашего народа, глашатаем совести которого являемся по праву исторической справедливости.
Однако, сердце моё наполнено искренней печалью, так как я считаю, что делаем мы недостаточно в своём пастырском и архипастырском служении, и что могли бы сделать, если бы пожелали, несоизмеримо больше.
Картина сегодняшнего дня катастрофически удручающа. И я здесь не делаю различия между Русской Православной Церковью и нами, не противопоставляю друг другу два церковных института. По принципу, если чего-либо не делает РПЦ, это не значит, что от решения вопроса должны самоустраняться мы, Истинно-Православная Церковь.
Статистика – вещь упрямая. И, если задуматься, то очень страшная наука. Ибо с небольшой погрешностью, для умеющих читать между строк, может раскрыть правдивую картину о реальном положении дел. А картина эта весьма безрадостна.
С 1991 года упорно снижается количество верующих, посещающих храмы РПЦ. Почему говорю именно об этих храмах? Потому что только РПЦ безраздельно владеет историческими постройками культового назначения в нашей стране. Следовательно, с них и спрос. Итак, верующих становится всё меньше и меньше. Репутация самой церкви, я имею ввиду РПЦ понижается ниже самого допустимого уровня. Что касается личной репутации архиереев и священников, то здесь вообще катастрофа. Постоянные скандалы, связанные с нетрадиционными сексуальными предпочтениями, распущенностью, пьянством и бесчинствами, финансовые злоупотребления, показная вызывающая роскошь, ложь и интриги – вся эта мерзость наносит непоправимый ущерб и Русской Православной Церкви, и Православию в целом. Ведь как люди рассуждают: если епископы и попы РПЦ такие, то и истинно-православные ничем не лучше. И это обидное клеймо тем или иным способом ложится на нас. Никто не желает вдаваться в подробности и разбираться по сути. Хотя, если вы заметили, то в последние несколько лет вся наша информационная политика ИПЦ направлена на то, чтобы не только отмежеваться от происходящего в Московском Патриархате, но и показать наш собственный путь, стоящий далеко за пределами творимого в структурах РПЦ.
Однако, этого мало. И объясню почему.
Недавно, по состоянию здоровья, мне довелось побывать в достаточно известном кардиологическом центре. Я провёл там несколько дней. У меня нет претензий к профессионализму врачей или обслуживающего персонала, оборудованию клиники и медикаментозному обеспечению. Меня поразило другое. Большинство медиков нерусские. И не православные. А младший медперсонал – так процентов на 70-80 состоит из представителей среднеазиатских республик. И тоже, соответственно, не православные. Что же получается? Меня, человека глубоко верующего, архиерея, Предстоятеля Православной Церкви обследовали люди, бесконечно далёкие от моего культурно-философского мироощущения, моих морально-этических принципов, моего культурного кода! И это в стране, исторически православной! Наследнице Великой Империи! Более того, видя, что я не только священник, но и епископ, никто из больных даже не подумал подойти под благословение, о чём-то спросить, чем-то поделиться. А ведь каждый лежал с серьёзнейшей проблемой, связанной с сердечно-сосудистым заболеванием. Это говорит только об одном – в людях исчезло понятие православной культуры. Наш православный ген, если можно так выразится, стал замещаться чем-то иным, чем-то очень неправильным, чем-то тёмным, холодным, безразличным. Мы перестали думать о своей душе. И мы перестали заботиться о других. Я поинтересовался, есть ли на территории кардиоцентра храм? Оказалось, есть. И даже открыт. Но священник бывает редко. Ему просто финансово невыгодно присутствовать здесь постоянно. Вдумайтесь! Финансово невыгодно! Как же такое возможно? И после этого мы удивляемся тому, что пустеют храмы и народ отворачивается от Церкви Христовой.
Далее. Вот уже в который раз, с момента начала СВО, я, в сопровождении клира и прихожан, посещаю Донбасс с гуманитарной миссией. Приезжаю на передовую, встречаюсь с людьми, разговариваю, выслушиваю, помогаю, как могу и чем могу. И от своего имени, и от имени нашей Церкви. Подчёркиваю, делаю это постоянно, не разово, не единожды. И буду продолжать делать, пока хватит моих сил и пока будет в том необходимость. Ибо это мой долг. Долг человека. Долг архиерея. Долг Предстоятеля Церкви.
Хочу спросить лишь об одном. За время всей специальной военной операции, с 24 февраля 2022 года по настоящее время побывал ли на передовой Патриарх Кирилл (Гундяев), Предстоятель Русской Православной Церкви? Посетил ли зону соприкосновения Митрополит Корнилий (Титов), Предстоятель Старообрядческой Церкви? Или, быть может, древлеправославный Патриарх Александр (Калинин) приезжал на воюющий Донбасс? Или сим великим религиозным деятелям подобные деяния представляются невместными? А может быть, они не верят в Бога и опасаются за свою жизнь? У меня, увы, нет ответов. Одни лишь вопросы…
Но мне представлялся бы очень правильным подобный визит указанных лиц в зону СВО. Хотя бы для того, чтобы показать всему миру неравнодушие российского православия к тем, кто на передовой. Для того, чтобы показать искренность собственной любви к своему Отечеству. Не побояться поступить так, как поступаю я. Так, как поступает Истинно-Православная Церковь, оставшаяся верной Богу и народу в трудное для Отечества время!
Конечно, Церковь – живой организм. И состоит из простых людей, со всеми их достоинствами и недостатками, слабыми и сильными сторонами. И мы тоже сталкиваемся с проблемами человеческого фактора, когда архиерей или священник не достойны ни сана, ни даже наименования «истинно-православный». Так бывает. Но мы, в отличие от иных структур, справляемся с подобными проблемами, не боимся огласки, очищаем наш организм от подобных нечистот и отсекаем от тела Церкви её омертвевшие части. Чтобы подобная зараза не получила развития, подобно раковой опухоли, не распространилась бы дальше.
За последнее время нам пришлось принимать жёсткие меры в связи с людьми, в отношении которых мы заблуждались, неоднократно прощая им то, что прощать бы не следовало. Но мы нашли в себе силы и распрощались с людьми, нанесшими Истинно-Православной Церкви немалый вред. Своими действиями, своим моральным обликом, своими поступками и словами, несовместимыми ни с саном, ни со званием человека и гражданина. За минувший год мы закрыли двери Церкви перед бывшим архиепископом Александром (Мироновым), бывшим митрополитом Викентием (Пантелеевым), бывшими священниками Алексием Кочетковым и Ильёй Борщевицким. Как говориться, Господь им судья в их дальнейшей жизни. И слава Богу, что наша Церковь не имеет к данным персонажам никакого отношения.
И в то же время хочется с удовлетворением заметить, что благополучно разрешилось дело, связанное с велико-схимником, проживающим в монастыре Святой Живоначальной Троицы. Судебное разбирательство прекращено. Схимник освобождён из-под стражи и на сегодняшний день продолжает своё монастырское подвижничество.
К сожалению, есть вещи и события, на которые мы повлиять не способны. В силу независящих от нас обстоятельств. И один из моментов, тревожащих мою душу – это чехарда, происходящая в так называемой «альтернативе». Замешанные в педофильском скандале Мануил (Платов-Потёмкин) и Ермоген (Молчанов), содержащиеся ныне под стражей в ожидании суда почему-то всегда позиционировали себя в качестве истинно-православных архиереев, хотя один из них никогда таковым не был, а другой был некогда изгнан из ИПЦ. Казалось бы, мы не имеем к данным людям никакого отношения и более того, всячески порицаем подобный грех, но кто станет смотреть в корень проблемы? Сплетни и слухи, к нашему стыду, увязывают их с Истинным Православием и тем, преднамеренно или нет, но бросают тень на нашу Церковь. А значит, мы просто обязаны быть готовы дать немедленный отпор любой нечисти, желающей надругаться над тем, что бесконечно свято для нас.
К моему большому сожалению, настоящее поле борьбы за умы, сердца и души людей – это сегодня не амвон, с которого мы произносим проповеди, а информационное пространство, из которого напрочь исчезли любые ограничители и рамки дозволенного. И нам просто необходимо подстраиваться под веяния сегодняшнего времени.
Мы переформатировали сайт Истинно-Православной Церкви, сделав его более интересным и злободневным, публикуя на нём не только церковные материалы, но и статьи, рассуждения, репортажи, давая понять всем и каждому, что у нашей Церкви исторически свой путь. Но кто виноват в том, что наш путь совпадает с тем, по которому идёт Россия? Кто виноват в том, что мы продолжаем нести служение во имя Бога и народа? И кто виноват в том, что для нас люди и Отечество не пустой звук?
Вы все знаете, что мы постоянно проводим научно-практические конференции на разные, злободневные и, возможно, крайне острые темы. По материалам последней конференции выпущен сборник статей и докладов. Но этого мало! Я считаю, что нам необходимо выходить на другой уровень, привлекать к нашим мероприятиям учёных и политиков, общественных деятелей и представителей творческой интеллигенции. Необходимо устраивать круглые столы и пресс-конференции. Необходимо звучать в теле и радиоэфирах, в газетах и журналах, причём так, чтобы наш голос был услышан.
В рамках Академического Совета Всемирного Святейшего Синаксиса Истинно-Православных Церквей необходимо вплотную заняться наукой и образованием, возможно, с учреждением независимой Православной Академии, в которой могли бы реализовать свой потенциал те, кто не лишён научного, писательского и богословского таланта. Организовать профессиональную комиссию, способную адекватно оценить уровень знаний и подготовки наших архиереев и священников, возможно, проводить периодические аттестации и периодические образовательные курсы. Понимаю, что это невероятно трудно. Но, в то же время, крайне необходимо.
Кроме того, я считаю, что пришло время, не страшась трудностей, идти в народ и делать то, к чему нас обязывает долг священнослужителя. Нести Слово Божие и поддерживать тех, кто нуждается в психологической и моральной помощи. Необходимо приходить на сборные пункты контингента, готовящегося к отправке на СВО, в военкоматы и лагеря, госпиталя и реабилитационные центры. Мне могут сказать, да кто ж нам позволит? А я отвечу: а вы попробовали это сделать? Ведь не зря же сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).
Более того, я полагаю, что нам надо взять за практику идти туда, где боль и скорбь. И где наше присутствие будет наиболее нужным и правильным. В больницы и хосписы. Туда, где нужна вера и надежда. В сиротские приюты и дома престарелых. Нам нужно вспомнить о том, что долг священника – это не только литургия, вечерняя, всенощная и утренняя. Не только молебны и требы. Долг священника – забота о людях. Долг священника – спасение души человеческой.
Надо направить свои усилия на то, чтобы наше участие стало необходимым в различных общественных советах. Причём, так, чтобы никто не мог усомниться в том, что Истинно-Православная Церковь имеет неоспоримое право говорить от имени немалой части русского народа. Чтобы выходило как можно больше теле- и радиопередач с участием наших представителей. И чтобы ни один, важный для России, вопрос не обходился без нашего участия.
Я точно знаю, что это возможно. Нужно лишь желание это сделать. И немножко усилий. Господь благоволит сильным и целеустремлённым.
И последнее. Очень важно обратить внимание на страны, в которых живут русские люди. Истинное Православие, зародившись на заре прошлого века в России и прошедшее через немыслимые испытания, стало воистину всемирным, объединяя в себе разные страны и разные народы. Но основа его всегда была, есть и будет – русский народ. И там, где живут русские православные люди, где жива настоящая вера, где звучит русская речь – там обязательно должна присутствовать наша Церковь. Ибо Истинно-Православная Церковь – это духовный стержень России. Не сломленный, не побеждённый, самобытный, закалённый кровью мучеников и исповедников. Это наследие Великой Империи и, возможно, её будущее!
И я бы очень хотел, чтобы вы все были достойны этого будущего. Чтобы приложили все силы для того, чтобы оно пришло. Чтобы чувствовали, насколько Истинно-Православная Церковь нуждается в вас и сделали всё для того, чтобы она стала настоящим домом для каждого, постучавшегося в её дверь.
Только вместе с Богом и народом можно идти вперёд. Побеждать лукавствующих и утверждать Истину Христову. Врачевать расколы, умягчать злые сердца и добиваться того, чтобы в Церкви Христовой между внутренним и внешним никогда не было противоречий.
На том стояла и стоит Истинно-Православная Церковь.
Всегда, ныне и присно, и вовеки веков.
Аминь.