О подготавливаемом Ватиканом соединении Православной и римо-католической церквей

Автор статьи — настоятель святой обители преподобного Григория Святой Горы архимандрит Георгий (Капсанис) — крупнейший современный греческий богослов, авторитетный церковный деятель. На русский язык переведены его работы: «Пастырское служение по священным канонам» (М., 2006), «Обожение как смысл человеческой жизни» (Изд. Владимирской епархии, 2002).

Проявление дружеского расположения некоторых кругов внутри Православной Церкви к римскому папе вызывало бы меньше озабоченности у основной части неравнодушных православных людей, если в политике Ватикана были заметны какие-либо изменения. Однако уния все более набирает обороты, первенство и непогрешимость папы декларируются по всякому поводу и без, а ватиканская дипломатия делает все возможное, чтобы способствовать объединению с православными на основе решений Флорентийского и II Ватиканского соборов, призывавших православных «братьев-схизматиков» вернутся в лоно «истинной» папской церкви.
Папизм, учитывающий не столько решения Семи Вселенских Соборов Единой Церкви до схизмы, сколько, прежде всего, связанный постановлениями четырнадцати собственных «вселенских» соборов, не может искать другого пути к объединению с православными, кроме «возвращения» последних. Так, в решениях II Ватиканского собора, несмотря на некоторые незначительные уступки Ватикана в пользу православных, догматы о первенстве и непогрешимости папы нисколько не ограничиваются и не замалчиваются, но, напротив, им придается еще большая значимость по сравнению с решениями I Ватиканского собора. <…>
Сами римские папы время от времени подтверждают непреклонную решимость папизма отстаивать свои догматы. Так, папа Павел VI в своей первой после избрания энциклике «Ecclesi amsuam» (от 6 августа 1965 г.) заявил: «Ошибаются те, кто думает, что мы отказываемся от своих привилегий, данных нам апостолом Петром». И папа Иоанн Павел II в энциклике «Lumen Orientalis» (от 25 марта 1995 г.) утверждает то же: «Каждое обсуждение возможности объединения церквей предполагает безоговорочное признание первенства папы, которое установлено Богом, как „вечного», видимого начала и основы единства».
Так что вряд ли стоит питать иллюзии о возможности достижения соглашения между римо-католической и Православной церквами на основе не модернизированной, но апостольской веры, той, которую сохранила до сего дня Православная Церковь.
Каждый, кто внимательно изучит отношения православных и римо-католиков, заметит, что у Ватикана есть план, который будет постепенно осуществляться, пока не случится «объединение». <…>

Для реализации римоцентричного плана объединения уже предприняты следующие шаги.

1. Снятие анафем 1054 года, но не отказ от спорных догматических позиций.
2. Обмен визитами церковной иерархии и принесение в дар Ватиканом святых мощей и икон. Таким образом создается впечатление, что Ватикан дружески расположен к Православию.

Комментарий: В качестве иллюстрации к пункту 2 — свежее сообщение:

Обращение архиеп. Антонио Меннини, посла Ватикана в РФ, к архангелогородцам по случаю передачи в дар Архангельской и Холмогорской епархии частиц мощей свтт. Николая Мир Ликийского и Амвросия Медиоланского (Источник: Пресс-служба Архангельской епархии 02.05.2010. www.arh-eparhia.ru/articles.php).
«Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие БРАТЬЯ и СЕСТРЫ!
Сегодня у меня великая радость — передать вам святыню: частицы святых мощей свтт. Николая Мир Ликийского и Амвросия Медиоланского. <…>
В католическом соборе свт. Николая в Бари предоставлена возможность служить также православным священникам у гроба Святого; таким образом Никола, ревностный защитник единства Церкви в ИСТИНЕ ДОГМАТОВ, является и сегодня покровителем ЧАЯНИЙ и устремлений к ЕДИНСТВУ христиан, слушающих заповедь Христову „дабы все были едино» <…>
Мощи свт. Амвросия Медиоланского также почивают в Италии, в соборе города Милана. Свт. Амвросий был безстрашный ИСПОВЕДНИК и защитник ЧИСТОТЫ христианской ВЕРЫ, креститель множества людей. <…>
Любовь превыше всего — как говорит Апостол Павел. Святые — наш общий золотой фонд и драгоценное духовное наследие. <…>
Только в ЕДИНСТВЕ ЛЮБВИ И ВЕРЫ можем мы явить миру лик Спасителя. „По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», — говорит Господь. <…>
Будем молиться у святых мощей, чтобы огонь любви возгорелся в наших сердцах, чтобы вера ОБЪЕДИНИЛА нас в ЕДИНЫЙ народ Божий! Аминь».

3. Начало богословского диалога, имеющего целью взаимное признание таинств, священства и апостольского преемства, а в конечном итоге — признание церквей как «сестер».
4. Несмотря на прекращение межцерковного диалога в связи с униатской проблемой (Балтимор, 2000 г.), он был возобновлен без решения проблемы унии. (Более того, униаты участвовали в диалоге с православными как полноценные участники переговорного процесса.) Очевидно, что, хотя уния как метод объединения на словах и осуждается, на деле она навязывается католиками как единственный путь к единству (в соответствии с решениями II Ватиканского собора).
Нынешний папа Бенедикт XVI в послании униатскому «архиепископу» Украины Любомиру Хузару приветствовал борьбу униатов за сохранение своего своеобразия и независимости: «У греко-католической церкви, находящейся в полноценном общении с наследником апостола Петра, двойная задача, состоящая в сохранении восточной традиции в рамках католической церкви и способствовании сближению двух традиций, свидетельствуя, что они не только близки, но и составляют глубокое единство в своем многообразии». В Ефесе тот же папа вновь выступил в поддержку унии, которая, по его мнению, «лучший путь к единству церкви».
То обстоятельство, что папизм основал униатские «церкви» на канонической территории всех древних Церквей Востока, свидетельствует о сохранении курса на унию как на способ и эталон «объединения» и «возвращения» православных и других христиан Востока в лоно Рима.
5. Выработка, демонстрация и поддержка новых теорий, в соответствии с которыми догматы о filioque, первенстве и непогрешимости папы трактуются римо-католиками таким образом, что становятся «приемлемыми» для православных. Около 40 лет назад я участвовал в собрании православных богословов Афин. На эту встречу был приглашен и известный клирик римо-католической церкви Пьер Дибре. Тогда он сказал нам: «Мы сформулируем догмат о первенстве папы таким образом, что вы его примете». Я заметил, что имеет значение не формулировка, а суть. Мы никогда не примем догмат о первенстве в том смысле, в каком его подразумевает папа римский.
6. Проведение совместных православно-католических богословских конференций, пропагандирующих якобы православную духовность и насаждающих идею стремления к единству, несмотря на все догматические расхождения.
До сих пор большинство православных богословов исходило из того, что между Православием и католицизмом лежат определенные догматические противоречия, без решения которых никакого объединения быть не может. Теперь же и некоторые православные заговорили о том, что у нас с католической конфессией единая вера, единая традиция и существуют определенные предпосылки, при которых мы сможем признать первенство папы.
Здесь хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть: Православная Церковь никогда не признавала, что после схизмы у православных и католиков осталась единая вера и единая традиция. Свидетельствуют об этом великие иерархи и богоносные Отцы, такие как свв. Григорий Палама, Марк Ефесский, Мелетий Пигас, преп. Никодим Святогорец, свв. Нектарий Эгинский, Досифей Иерусалимский и многие-многие другие. Свидетельствуют об этом соборные решения православных Патриархов 1848, 1868, 1895 годов. Да и простые православные люди, несмотря на трудности турецкого владычества и систематическую латинскую пропаганду, а также давление, время от времени оказываемое унией, не изменили своей вере, а остались верны догматам своей Церкви.
Готовящееся объединение, которое вот уже несколько десятилетий тщательно прорабатывается Ватиканом, не будет принято большинством православных, но лишь приведет к расколу, так как в основу этого объединения будет положено не разрешение догматических расхождений, не отказ католиков от еретических догматов (Filioque, первенство папы, тварная благодать и т.д.), а их новая трактовка.
Конечно, наше общество, одурманенное идеями глобализации и «нового мирового порядка», не имеет, к сожалению, духовной чуткости тех православных, которые не приняли некогда Флорентийской унии. Но и сегодня достаточно сознательных православных, которые будут противостоять любой попытке объединения, совершающегося не на основе истины, хранимой в Православии. Безпокойство, которое у многих православных вызывают события последних лет, доказывает, что православное самосознание по-прежнему живо.
Так что тем, кто сегодня стремится к объединению, стоит задуматься: не добьются ли они, вместо преодоления разногласий, раскола единой православной паствы?

Источник: «Православие.Ру»