Слово о Великом Посте

Для чего установлен Великий пост, обязательный для всех христиан? Чтобы мы могли подготовиться к достойной встрече величайшего в истории человечества события, состоявшегося для спасения нашего – преславного Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа после крестной Его смерти.
За три недели до начала Великого поста Святая Церковь заботливо начинает готовить нас к этой встрече, напоминая нам Евангельские притчи и призывая вникнуть в их значение, а затем, в воскресные дни Четыредесятницы, напоминая события церковной истории, в частности, деяния, связанные с именами святых.
Примеры покаянного образа жизни преподобных побуждают и нас каяться в своих грехах. Своим ангелоподобным житием они светят во тьме греховного мира, как звезды небесные, указывая нам путь, которым мы должны идти. Они явили образ того, каким должен быть, хотя бы в малой мере, каждый христианин. На них сбылись удивительные слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю, и он сотворит и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12).
У тех, кто впервые читает эти слова, часто возникают сомнения: неужели кто-то может сотворить чудеса, подобные Христовым? Да. Не сомневайтесь в этом, ибо были великие преподобные, творившие великие дела, какие сотворил Сам Господь наш Иисус Христос. Наши прародители до своего грехопадения имели в раю власть над всеми зверями. Эта власть была потеряна ими тогда, когда род человеческий развратился.
Искушения посылает Бог для испытания. Бедствия и искушения смиряют, делают нас чистыми и приносят нам великие блага. Испытания, переносимые нами с благодарением и молитвой, ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его.
Подлинное соблюдение поста понуждает нас к усилию, временами трудному, предполагающему некую степень самоотречения, которое идет далеко вразрез с нашими привычными желаниями. Все же это не значит, что Великий пост является, главным образом, периодом мрака и умерщвления плоти. Наш христианский праздник десятин – время радости. Жертва – это, в первую очередь, не самолишение, а приношение. Главное не то, в чем мы себе отказываем, а то, что мы приносим Богу и нашим ближним. Результатом принятия Богом наших даров становится изменение наших отношений с Ним. Именно это и есть цель любого жертвоприношения: восстановить общение.
Именно такое значение Великого поста: времени для восстановления общения с Господом – нужно считать главным. В этот период еще более усердно отделять время Богу для молитвы, ближним — посещая одиноких и больных, прикованных к дому, разбираясь с нашими задолженностями и отвечая всем, на кого долго не обращали внимания.
Неужели мы не можем принести Богу хотя бы несколько часов в каждый день недели Великого поста? Ведь Великий пост не просто праздник, когда мы приносим наши жертвы Богу, но – словно новое погружение в воды крещения, когда мы вновь становимся верными Христу Спасителю. Это призыв вновь подтвердить не только словами, но и делами, нашу укорененность в крещении, как в основе всей христианской жизни, это период самопознания, во время которого мы начинаем ярко и остро ощущать живое присутствие рядом с нами Иисуса Христа и Святаго Духа.
От плото- и особенно -чревоугодия происходит великое отягощение в теле и расслабление в мышцах, оставление молитвенных правил и вследствие – омрачение и холодность сердца. Да умалим себе меру пищи и плотоугодия, но назначим больше труда и молитвы.
Да не молимся с леностью и небрежностью: ибо, вместо угождения Христу, привлечем гнев Его!