Свящ. В Лазарович Мария, Матерь Господа Иисуса Христа

Мария, Матерь Господа Иисуса Христа,

есть воистину Богородица и Приснодева

Слово Θεοτοκοσ (Богородица) есть последствием учения об ипостасном единении естества во Христе.

Пресвятая Дева родила Бога во плоти; родила Того, Кто, являясь истинным Богом, в момент зачатия принял в единство Своей Ипостаси человеческое естество. И до, и после воплощения Он был и остаётся Божественной Личностью.

Но родила Она, естественно, не Божество (как Божественную природу) и не сверх Божества, а Бога-Слово во человечестве. Эта человечественность от самого воплощения была обожжена и стала присущей Сыну Божьему.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Святая Дева называется Богородицей не только через (Божественное) естество Слова, но и через обожествление (Его) человеческой природы» (139, с.220).

В другом месте Св. Иоанн Дамаскин приводит высказывание святителя Григория Богослова: «Одно из естеств обожило, а иное обожествлено» и разъясняет: «И это не смена естества, но промыслительным, то есть ипостасным единением», – иначе говоря, Божественное естество «сообщает свои совершенства плоти». (139, с.248-250).

Слово «Богородица» имеет своё обоснование в Священном Писании. Праведная Елизавета назвала Деву Марию Матерью Господа (Лк,1,43). И сделала она это, когда исполнилась Духом Святым (Лк, 1, 41).

Термин «феотокос» возник, вероятно, в Александрийской школе. Созамен говорит, что Ориген пользовался этим словом, хотя оно и не встречается в остатках его сочинений, которые сохранились до нашего времени.

В Александрийской школе этот термин использовался длительное время. В первой половине V века подвергался критике (со стороны Нестория) и в среде некоторых антиохийцев, что вызвало энергичное противодействие со стороны православных и защиту этого термина отцами Третьего и Четвертого Вселенских Соборов.

Термин «феотокос» применяли святители Афанасий Великий, Григорий Богослов (который убеждал Каледония, что «кто не исповедует Марию Богородицею, тот отлучён от Божества»), а также святой Григорий Нисский, преподобный Ефрем Сирин, святой Кирилл Иерусалимский, а после Халкидонского Собора – вся Святая Церковь.

В послании святителя Кирилла Александрийского к Иоанну Антиохийскому (Εΰφραινεσφωσαν), в тексте согласованного исповедания 433 года сказано: «На основании такого неслиянного соединения (естества во Христе) мы исповедуем Пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился, вочеловечился и в самом зачатии соединил в Себе храм, от Неё воспринятый» (36, с.145).

В Халкидонском оросе сказано: «Наследуя святых отцов, все единогласно учим исповедовать того самого Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного во человечестве, истинного Бога и истинного человека… единосущного Отцу за Божеством и Единодушного нам во человечестве, рождённого прежде всех веков от Отца – Божественностью, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения – от Марии Девы Богородицы во человечестве…» (36, с.149).

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Ни в коем случае мы не называем Святую Деву Христородицею, потому что это наименование придумано Несторием для уничижения и уничтожения слова «Богородица» и для лишения чести Богородицы» (139, с.222).

Православная Церковь исповедует, что Матерь Господа Иисуса Христа была Девою до Рождества, во время Рождества, родивши Христа безболезненно и без нарушения девственности, а также осталась Чистою Девою и после Рождества. Она есть Приснодева (Άειπαρφενος).

О непорочном зачатии говорят и евангелисты: Евангелие от Матфея (1,23), Евангелие от Луки (1, 27,35).

О безболезненности говорит преподобный Иоанн Дамаскин: «Господь рождается в обычное время, по истечении девяти месяцев, но безболезненно. Зачатие произошло через слух, а Рождение – как обыкновенное, для тех, кто рождается. (139, с.301).

В своей хвалебной песне, которая была ответом на приветствие праведной Елизаветы, Мария сказала, что «призрел Он на смирение рабы Своея, ибо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк, 1,48), то есть не только ветхозаветного Богоизбранного народа, но все следующие поколения людей, которые веруют во Христа во всех народах Земли.

И как бы от имени всех этих верующих родов Православная Церковь именует Пресвятую Богородицу «от всех родов избранную» (достаточно посмотреть первые кондаки многих акафистов, посвященных Ей), никогда не акцентируя внимания на Её земном национальном происхождении.

Веруем, что близость Пресвятой Девы к Богу, открывшаяся в Её Богоматеринстве, несравненно преимущественней близости к Нему небесных ангелов. Святая Церковь увековечила эту мысль, которая впервые прозвучала в одном из Слов преподобного Ефрема Сирина, ставшего прекрасным гимном в честь Богоматери, который составлен преподобным Косьмой, епископом Маюмским: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слово родшую, сущую Богородицу Тя величаем!» (103, с.50).

Священник Василий (Лазарович)